Слово. Звук
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Слово. Звук
Автор: Полещук Елена Вячеславовна
Конспект по грамоте старшая группа "Слово. Звук"(старшая группа) Цель: Учить выделять звуки в слове, различать звуки: гласные от согласных. Закреплять умения детей давать полную характеристику гласным и согласным звукам.Задачи:познакомить детей с линейностью и протяженностью слов;познакомить с понятием «звук», гласный «звук», согласный «звук»обобщить и систематизировать знания детей о звуках;закреплять представление детей о слове;закреплять умение интонационно выделять звук в слове. Раздаточный материал: фишки; предметные картинки (7 штук): лев, матрёшка, сыр, крокодил, лось, черепаха, дом; схемы к словам «дом», «лук».Предварительная работа: проведение разных игр: «Назови ласково своё имя», знакомство со звуками по картинкам (с-ш; ж-ш; з-с и т.д.), чтение стихов с акцентом на определённые звуки, со звуком «с».Спит спокойно старый слон.Стоя спать умеет он.ОписаниеДети стоят в кругу на ковре.Воспитатель спрашивает детей: Ребята вы ходите с мамой в магазин?Ответ детей: Да.Воспитатель: А со мной вы хотите поехать в волшебном паровозике в большой торговый центр?Ответ детей: Да.Воспитатель:Ну тогда, ребята, садитесь с наш волшебный паровозик, и мы с вами поедем. (звучит музыка “Паровозик”)Воспитатель: Ну вот, ребята мы с вами приехали в большой торговый центр. Посмотрите как много в торговом центре отделов. А в какой отдел вы сначала хотите пойти?Дети: в отдел игрушек.Воспитатель: назовите мне словами игрушки, которые вам понравились. Дети называют игрушки, которые им понравились (машинки, пирамидку, неваляшку, весы и т.д.) и получают за это фишки.Воспитатель: Молодцы, ребята вы много назвали игрушек. А дальше мы с вами пойдем в отдел одежды.Воспитатель: Ребята, назовите одежду, которую вы видите.Дети называют одежду ( женская шуба, куртка для мальчика, платье для девочки и т.д.) и получают за это фишки.Воспитатель: А следующий наш отдел обуви. Ребята, назовите, какую обувь вы видите?Дети называют обувь (кроссовки для мальчика, туфли для девочки, сапоги резиновые и т.д.) и получают за это фишки.Воспитатель: А сейчас, ребята, назовите мне предметы, которые вы видите в группе.Дети называют, что они видят в группе.Воспитатель: Ребята, вы мне назвали много предметов и у каждого предмета есть название, которое обозначено определенным словом.Воспитатель: А сейчас, ребята садитесь за столы. Я вам расскажу один секрет. Ребята, слова бывают длинные и короткие. Давайте с вами поиграем в такую игру: руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ладони рук при этом разводятся в стороны.Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками, например: лев - короткое слово, а черепаха - длинное.Воспитатель показывает на доске картинку льва.Воспитатель: Ребята, это кто?Ответ детей: лев.Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «лев». Как вы думаете это слово короткое или длинное?Дети: короткое.Воспитатель показывает на доске картинку матрёшки.Воспитатель: Ребята, скажите что вы видите на картинке?Ответ детей: матрёшка.Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «мат-рёш-ка». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?Ответ детей: длинное.Воспитатель показывает на доске картинку сыра.Воспитатель: Ребята, скажите, а сейчас что вы видите на картинке?Ответ детей: сыр.Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «сыр». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?Ответ детей: короткое.Воспитатель показывает на доске картинку крокодила.Воспитатель: Ребята, а это кто?Ответ детей: крокодил.Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «кро-ко-дил». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?Ответ детей: длинное.Воспитатель показывает на доске картинку лося.Воспитатель: Ребята, скажите, а это кто?Ответ детей: лось.Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «лось». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?Ответ детей: короткое.Воспитатель показывает на доске картинку черепахи.Воспитатель: Ребята, а это кто?Ответ детей: черепаха.Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем «че-ре-па-ха». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?Ответ детей: длинное.Воспитатель показывает на доске картинку дома.Воспитатель: Ребята, скажите, а это что?Ответ детей: дом.Воспитатель: Соедините ладони возле груди и давайте все вместе скажем слово «дом». Как вы думаете а это слово короткое или длинное?Ответ детей: короткое.Воспитатель: Ребята, вы сейчас узнали, что слова бывают длинные и короткие.Воспитатель: А сейчас сами мне скажите только длинные слова.Ответы детей.Воспитатель: А сейчас скажите мне только короткие слова.Ответы детей.Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру с мячом, становимся в круг. Условия игры: дети стоят в кругу, а воспитатель - в центре с мячом в рукахВоспитатель: Я вам буду говорить названия животных (лиса, кошка, курица), а вы мне в ответ бросаете мяч и называете детёнышей этих животных (лисёнок, котёнок, цыплёнок).После игры воспитатель спрашивает детей: Ребята, а какие слова длиннее, животных или их детёнышей?Ответы детей: слова детёнышей длиннее, чем животных.Воспитатель: А сейчас, ребята, садитесь за столы.Воспитатель: Мы с вами поиграли в игру и узнали, что есть слова длинные и короткие. Но все слова состоят из звуков. Ребята, а какие вы знаете звуки?Дети: гласные, согласные.Воспитатель: А как мы различаем звуки гласные от согласных?Дети: Гласные звуки мы поём, согласные нам мешают произносить язык, зубы, губы. (есть преграда)Воспитатель: Дети, а гласный звук каким цветом обозначается?Дети: красным.Воспитатель: А согласный звук каким цветом обозначается?Дети: синим.Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Угадай гласный звук». Я вам буду называть разные звуки, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда услышите гласный звук. Воспитатель называет различные звуки (А, Д, О, Б, У, Р, Ы, К, Е, Ч, И). Дети хлопают в ладоши, если слышат гласные звуки.Физкультминутка.- Аист, аист длинноногий, Снова правою ногой,Покажи домой дорогу. Снова левою ногой.- Топай правою ногой, После правою ногой,Топай левою ногой. После левою ногой,Вот тогда придёшь домой.Воспитатель на доске выводит картинку, на которой изображён дом.Воспитатель: Ребята, что изображено на этой картинке?Ответы детей: дом.Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что звуки бывают гласные и согласные, гласные звуки обозначаются красным цветом, а согласным синим цветом. Из звуков состоят слова, нам надо с вами составить слово из звуков, вы видите под картинкой пустые клеточки, на которые нам надо с вами правильно поставить звуки гласные или согласные, чтобы у нас с вами получилось слово.Воспитатель произносит слово «дом», выделяя первый звук «д».Воспитатель: Ребята, какой вы слышите первый звук?Дети: д.Воспитатель: Какой это звук гласный или согласный?Дети: звук «д» согласный.Воспитатель: Согласный звук каким цветом обозначают?Дети: согласный звук обозначают синим цветом.Воспитатель: Положить у себя синюю карточку.Дети ставят синюю карточку у себя на столе.Воспитатель произносит слово «дом», выделяя второй звук «о».Воспитатель: Ребята, звук «о» это какой звук?Дети: звук «о» гласный.Воспитатель: Гласный звук каким цветом обозначают?Дети: гласный звук обозначают красным цветом.Воспитатель: Положили карточку красного цвета.Дети кладут карточку красного цвета после карточки синего цвета.Воспитатель произносит слово «дом», выделяя третий звук «м».Воспитатель: Дети, какой звук я произнесла?Дети: «м».Воспитатель: Звук «М» это гласный или согласный звук?Дети: звук «м» согласный.Воспитатель: Каким цветом обозначают согласный звук?Дети: согласный звук обозначают синим цветом.Воспитатель: А теперь положили синюю карточку.Дети кладут синюю карточку после красной.Воспитатель: А сейчас давайте с вами проверим, правильно ли мы с вами составили слово «дом».Воспитатель проверяет вместе с детьми схему слова дом и выводит на доске схему слова «дом».Игра в звуки.Воспитатель: А сейчас, ребята мы с вами поиграем в игру составь слово из звуков (вызывает детей на слово «дом» и даёт каждому ребёнку свой звук, дети должны стать в правильном порядке, чтобы получилось слово дом).Воспитатель произносит слово «лук», выделяя первый звук «л».Воспитатель: Ребята, какой вы слышите первый звук?Дети: л.Воспитатель: Какой это звук гласный или согласный?Дети: звук «л» согласный.Воспитатель: Согласный звук каким цветом обозначают?Дети: согласный звук обозначают синим цветом.Воспитатель: Положить у себя синюю карточку.Дети ставят синюю карточку у себя на столе.Воспитатель произносит слово «лук», выделяя второй звук «у».Воспитатель: Ребята, звук «у» это какой звук?Дети: звук «у» гласный.Воспитатель: Гласный звук каким цветом обозначают?Дети: гласный звук обозначают красным цветом.Воспитатель: Положили карточку красного цвета.Дети кладут карточку красного цвета после карточки синего цвета.Воспитатель произносит слово «лук», выделяя третий звук «к».Воспитатель: Дети, какой звук я произнесла?Дети: «к».Воспитатель: Звук «к» это гласный или согласный звук?Дети: звук «к» согласный.Воспитатель: Каким цветом обозначают согласный звук?Дети: согласный звук обозначают синим цветом.Воспитатель: А теперь положили синюю карточку.Дети кладут синюю карточку после красной.Воспитатель: А сейчас давайте с вами проверим, правильно ли мы с вами составили слово «лук».Воспитатель проверяет вместе с детьми схему слова дом и выводит на доске схему слова «лук».Воспитатель: А сейчас, ребята мы с вами поиграем в игру составь слово из звуков (вызывает детей на слово «лук» и даёт каждому ребёнку свой звук, дети должны стать в правильном порядке, чтобы получилось слово «лук»).РефлексияВоспитатель: Ребята, вам понравилось занятие?Ответы детей: да.Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?Ответы детей: игры.Воспитатель: А в какие игры мы играли?Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?Ответы детей: о звуках, о словах.Воспитатель: О каких звуках мы говорили?Ответы детей: гласных и согласных.Ответы детей: короткие длинные слова, животные, составляли слова и т.д