Зрителный гнозис


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Зрителный гнозис
Автор: Яковлева Ирина Талгатовна

Зрительный гнозис.Упр. «Разрезные картинки». Даются два одинаковых, изображения: целое (образец) и разрезанное на несколько частей на две (по горизонтали, вертикали), четыре, шесть, девять частей; в виде полос, квадратов или хаотично ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать его актуальным возможностям. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации.Упр. «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагается картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и набор недостающих кусочков . Необходимо подобрать нужный фрагмент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких фрагментов. Можно попросить ребенка дорисовать недостающую часть.Упр. «Чего здесь не хватает?». Внимательно посмотрев на изображение предмета с недостающими деталями, ребенку найти и исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях ему показывают правильное изображение предмета и проводят сравнение.Упр. «Дорисуй предмет до целого». Дается изображение с неполным количеством элементов. Ребенок должен - дорисовать отсутствующие элементы в заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.Упр. «Загадочные рисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчитать изображенные на рисунке предметы (рис. 3).Рис.3Упр. «Что здесь изображено?». Узнавание ребенком «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур одинаковой и различной величины; различных предметов, цветов, букв, цифр и т.п. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.Упр. «Что перепутал художник?» В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. Ребенок должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.Упр. «Фигура и фон». Нарисуйте или подберите стимульный материал, где основу составляет «фон» (более или менее часто расставленные точки или значки любой конфигурации; различные пересекающиеся линии, переплетающиеся листья и т.п.). Р. предлагается различить на таком «фоне» «фигуры», т.е. найти, показать и назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения (предметы, буквы, цифры и т.д.).Наиболее трудный вариант этого задания дан на рис. 4Упр. «Лабиринт». Ребенок предлагаются разного рода «лабиринты» в виде перепутанных нитей от воздушных шатров или тропинок, «коридорчиков». К каждой картинке дается соответствующее задание («У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т.п.). Примеры таких заданий легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.Задание целесообразно выполнять следующим образом: сначала сконструировать его на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т.п.) и специальных геометрических фору и предложить Р пройти по нему. Потом на бумаге провести по лабиринту пальцем, тем - карандашом, и лишь потом прослеживав путь исключительно глазамиУпр. «Найди все предметы». Дать ребенку бланк, на котором вразброс нарисовано большое количество различных простых предметов, геометрических фигур, цифр, букв. Попросить его найти и вычеркнуть все изображения одного вида. Упр. «Тест Виткина», Здесь надо найти в нижних фигурах одну из «спрятанных» в них эталонных (вверху).Рис.5.Упр. «Найди букву». Предложить ребенку, рисунок с буквами, цифрами, написанными разным шрифтом, стилем и по-азному повернутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы. Упр. «Допиши букву». Показать ребенку недорисованную (в различных вариантах) букву, цифру, (слово). Попросить его определить, что за буква (слово) не дорисована и дописать ее. Упр. «На что похожа буква?». Спросить, на что похожа та или иная буква. Попросите дорисовать ее до этого предмета.В другом варианте - ребенок сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же с цифрами.Упр. «Письмо в воздухе». Педагог «рисует в воздухе» перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые ребенок должен опознать и назвать.На следующем этапе в воздухе «прописываются» их сочетания, а также целые слова. Этот прием эффективен при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах (например, маленькие и прописные буквы, «б» и «д», «п» и «т» и др.), «зеркальном» написании и других ошибках. Далее ребенок выполняет необходимые движения вместе с психологом, который может помочь ему «писать», подойдя к нему (спереди или сзади) и взяв его ладони в свои. Этот прием также обладает психотерапевтическим эффектом, снимая у детей страх перед школьной доской или тетрадью.Упр. «Исправь ошибки». Ребенку надо найти и исправить разного рода ошибки в тексте. Это отсутствие или лишние штрихи в буквах, буквы в словах; написание всех слов в предложении с большой или маленькой буквы; разные высота, ширина, цвет или шрифт букв и т п.(можно убрать)Упражнения на развитие ритмаУпр. Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление – ребенок видит руки педагога. Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, с закрытыми глазами):- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» правой рукой, «2» левой рукой, «3» одновременно двумя руками);- ребенок сначала «дирижирует» всей рукой, затем только кистью;- ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами: сначала отмашка всей ногой, затем движения только стопой; прыжки на одной, двух ногах.Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие (слабый удар - короткая вертикальная черта) и громкие (сильный удар - длинная вертикальная черта).Упр. Воспроизведение ритмического рисунка руками и ногами (например, «2» левая нога, «2» правая нога, «3» хлопка руками). Здесь же можно предложить ребенку «дирижированием различными частями тела (например, лежа на спине или стоя у стены - «2» двумя локтями одновременно, «2» приподнимая и опуская таз, «3» двумя ногами одновременно или «2» правая рука и левая нога одновременно, «2» левая рука и правая нога одновременно, «3» удары одновременно правой рукой по правому бедру и левой рукой по левому бедру).В качестве дополнительного упражнения или в случае, если ребенок испытывает трудности при воспроизведении ритма, предлагается развернутая опора на речь. В рассматриваемом примере этой опорой могут быть слова: «2» со-кол, «2» ле-тит, «3» вы-со-ко.Упр. Ребенок считает, сколько ударов в каждой пачке, и подбирает слова с тем же количеством слогов или гласных букв. Если это вызывает затруднения, то ему сначала предлагается нарисовать ритм вертикальными черточками (дается дополнительная зрительная опора), например, // // ///, а затем подбираются слова и под каждой чертой пишется соответствующий слог.Если ребенок не может воспроизвести образец, дается ориентир в виде цифровой его записи «2-2-3», где цифра отражает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков или ударов, а тире между ними - пауза.Упр. «Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. Педагог отбивает какую-то ритмическую серию. Дети внимательно слушают ее и повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, они получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм так: каждый по очереди отбивает по одному отрывку из всего заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до моей команды «Стоп». Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок -получает штрафное очко или выбывает из игры».Упр. Сначала, аналогично упражнениям, приведенным выше, происходит отработка ритмического рисунка в статике, затем - его проигрывание в динамике: дети двигаются по кругу, все вместе или по очереди выполняя ритмический фрагмент, создавая единую мелодию и двигаясь в заданном ритме.Упр. Упражнения с применением ритмических музыкальных инструментов. Здесь ребенок может либо повторять заданный ритм, либо его придумать и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе, когда они по кругу то воспроизводят ритмы других, то задают свой, контролируя при этом правильность повторения.Упр. Упражнения с использованием специально подобранных музыкальных фрагментов с различной ритмической структурой. Детям предлагается произвольно (или повторяя уже усвоенные двигательные упражнения) двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритмическим рисунком.Упр. «Громко-тихо», Попросить ребенка произнести гласный звук , слово сначала громко, потом тихо, отрывисто - протяжно, низким голосом - высоким. Затем так же сочетания разных звуков.Упр. «Камертон». Предложить ребенку проговаривать по слогам любой стишок и одновременно отстукивать его ритм по следующим правилам: слово отстукивается одной рукой, каждый слог - один удар, на каждом слове, включая предлоги, рука меняется.Усложнение задания: ударный слог отбивается кулаком, безударный ладошкой, предлог с гласной - ладошкой, как безударный слог, предлог без гласной - ребром ладони. Задание может быть действительно полезным только при регулярных упражнениях в течение длительного времени.