Формирование дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте.
Автор: Абрамова Татьяна Валерьевна
Формирование доброжелательных отношений
в старшем дошкольном возрасте.
Старший дошкольный возраст это период активного социального развития. Становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно – правильных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию ребёнка этическими нормами и правилами.
Коммуникативная компонентность социального опыта вбирает в себя многообразие форм проявления положительно – направленного индивидуального поведения и взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками; использование разнообразных вербальных и невербальных средств коммуникации, т.е. культурных форм, способов обогащения и деятельности, позволяющих ребёнку активно выражать свои желания, чувства и достигать взаимопонимания в социуме.
Изучение процесса общения детей между собой в различных видах совместной деятельности - важнейший аспект наблюдений за отношениями дошкольников в группе детского сада.
В группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции, умение следовать общим правилам.
Потребность в сотрудничестве, в партнёре совместной деятельности, становиться главной для общения старших дошкольников. Наряду с сотрудничеством на этапе делового общения, выделяет потребность в признании и сверстника.
Обязательной формой общения детей в группе я считаю дружеские взаимоотношения. Дружба не возможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью. Интерес к деятельности других детей и умение договориться (о совместной игре, пользовании игрушкой, материалом), посчитаться с интересом друзей. проявление заботы об общем деле, игре, помощь и взаимопомощь, готовность выручить друг друга, товарищей по группе; объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарищей (по справедливости), получая при этом удовлетворение.
Анализируя наблюдения и беседуя с детьми, я составляю Таблицу предпочтений, определив, кто с кем дружит, с кем дружат или хотели бы дружить большее количество детей в группе. Это помогает в организации совместной деятельности, в умении избежать конфликтных ситуаций, и в развитии у детей способностей видеть и принимать сверстника.
Реализуя в своей группе проект Дружат в нашей группе девочки и мальчики, я использую в своей педагогической деятельности различные методы для формирования доброжелательного отношения между детьми разного пола.Большой интерес представляет сам метод проектов, как педагогическая технология, направленная на организацию совместной деятельности детей по решению познавательных и практических задач, актуальных и интересных для старшего дошкольного возраста. Групповые сборы наиболее эффективно способствуют этому.
В ходе проектной деятельности я использую игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, группируя их в картотеку. Эти игры направлены на решение таких педагогических задач, как отвлечь внимание ребёнка от собственного Я, от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений. Они базируются на принципах отказа от оценок, на использование реальных предметов и игрушек, соревновательного начала.
Для эффективности развития и обогащения социального опыта общения старших дошкольников я использовала, целевые ориентации развитие качеств личности которые раскрываются в отношении сотворчества, сопереживания, взаимного уважения педагога и детей.
Ни в коем случае не стоит умалять роль художественной литературы в формировании дружеских отношений. Существует немало произведений в литературе, читая и беседуя по содержанию которых, у старших дошкольников формируется умение оценивать характеры героев, их поступки, понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
Результатами педагогической деятельности в формировании доброжелательного отношения у старших дошкольников стало:
-умение детей самостоятельно, без помощи взрослых разрешать многие конфликты;
-больше играть вместе, самостоятельно организуя свою игровую деятельность;
-значительно возросло число внеситуативных контактов (дети могут достаточно долго разговаривать друг с другом, не совершая при этом никаких действий).
Абрамова Т. В., воспитатель
высшей квалификационной категории,
МАОУ СШ №1 им. М.Аверина г. Валдай
д.о. Алёнушка с. Едрово.