Рекомендация для родителей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рекомендация для родителей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»
Автор: Жаркова Эльвира Владимировна

Рекомендации для родителей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»Подготовила воспитатель МБДОУ ДС № 31 «Медвежонок» г. Нижневартовска: Жаркова Э. В.Еще несколько десятилетий назад дети поступали в школу, не умея читать и писать. Современный ритм жизни требует основательной подготовки ребенка к школе, чтобы его интеллектуальное развитие в школьные годы проходило более успешно.В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.Данное умение начинают формировать в детском саду в старшей группе и продолжают в течение всего времени обучения.Звуко - буквенный анализ слова - это основа и чтения, и письма. Однако, очень часто такой анализ слова вызывает затруднения не только у детей, но и у родителей. Поэтому попробуем определить, что включает в себя данная операция, и как помочь ребенку лучше ее освоитьНаша цель — знакомить дошкольника со словом — его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонетической или звуковой стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из ударный и т. п.).Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.Уважаемые родители, помните: Существуют понятия «буква» и «звук».Звук – мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными.Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды.Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.Гласных звуков шесть: А У О И Э ЫГласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени:На первой ступени обучения дети учатся выделять начальный гласный звук из состава слов: у-утка. На материале гласных звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аиу).Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратных слогов типа an, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.Только овладев 4-мя ступенями подготовительного периода, речевой ребенок становится готовым к полному звуковому анализу и синтезу сЗвуковой анализ слов (способ действия - алгоритм) 1. Произнести слово и послушать себя.2. Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий - глухой, твёрдый - мягкий.3. Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).4. Выложить схему (звуковую модель) слова на столе или зарисовать в тетради.Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»Выложить схему слова КОТ.- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])- Звук [О акой? (Звук [О] гласный).- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:- «На что похожа буква?»- В ряду букв обвести в круг заданную букву.- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п.- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.Дидактические игры с детьми для формирования звукового анализа и синтеза1. «Хлопни в ладоши» — предложите ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит слово с заданным звуком.2. «Определи первый звук в слове» — эта игра научит детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове.3. Игра – соревнование «Кто больше придумает слов» с заданным звуком, или попросите ребенка найти предметы в комнате (на улице, в парке и т.д.), в названиях которых есть тот или иной звук.4 «Начало, середина, конец»: взрослый произносит слова с определённым звуком (например, С), а ребёнок определяет его позицию в слове.5. «Поймай последний звук в ладошку». Попросите ребенка медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»6. Игра «Горлышко болит». Произнесите губами без звука все слово, только последний звук вслух.7.«Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.8.«Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например Д, О, М, а ребёнок должен догадаться какое это слово.9. Находясь в магазине, предложите ребенку выбрать из множества товаров только те, в названиях которых есть заданный звук.10. Игра с мячом «Закончи слово» — добавление недостающего звука ребенком, например: ШАР – ШАРФ, КОТ – КОТЫ.11. «Выложи слово»Взрослый произносит слог (слово), а дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на столе, магнитной доске или дверце холодильника.Примерные слоги и слова для звукового анализа:- Слова из двух звуков: УМ, УС, АХ, ОХ.- Слова из трех звуков: МАК, ДОМ, ИВА, БЫК, ПУХ.- Слова из четырёх звуков: МАМА, ВАЗА, АИСТ, ГУСИ, УТКА, ЗОНТ, МОСТ, ТАНК.- Слова из пяти звуков: СУМКА, КОШКА, ЛИМОН, НОСКИ, БАНАН, БАНКА. И т.д.Дошкольник, поступая в школу, должен для успешного обучения чтению обладать следующими знаниями и умениями:Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;Уметь отличать букву от звука;Уметь выделять звуки в словах;Уметь определять место звука в слове;Уметь подбирать слова с заданным звуком.В заключении хочется отметить, что звуко-буквенный анализ слов необходим не только при обучении чтению, но и для грамотного письма. Он служит основой фонетического разбора слова, который дети выполняют на уроках русского языка на протяжении всего обучения в средней школе и который входит в ЕГЭ.Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д.Помните, уважаемые родители, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевыми нарушениями. Развивая навыки звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребёнку в дальнейшей успешной учёбе в школе!