"Использование техники пластилинографии в работе с детьми"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование техники пластилинографии в работе с детьми"
Автор: Шныпаркова Оксана Вячеславовна
Шныпаркова О.В.
филиал Созвездие МБДОУ Новоникольского детского сада
Использование техники пластилинографии в работе с детьми. Сложно найти ребенка, который бы не любил вылепливать что-нибудь из пластилина. Причем абсолютно не важно, что конкретно лепить – заданную фигурку или что-то по памяти. Главное, сам процесс. Малышам полезно чувствовать себя изобретателями чего-то нового и неизведанного. Это связано с тем, что более старшие дети, создавая свои шедевры, проявляют фантазию и все свое воображение, тогда как младшим проще повторить действие за воспитателем. Изобразительное искусство своей многогранностью помогает детям найти свой путь в процессе духовного развития. Нередко ребята дошкольного возраста придумывают целые сочинения, занимаясь пластилинографией. При создании картин в данной технике можно использовать не только пластилин, но и украшать свои работы бисером, семенами различных растений, либо другими природными материалами.
Для творчества в детском саду нужно предлагать самые простые в исполнении картинки, лучше, если они будут одинаковые для всех детей. Не бойтесь однообразия – у каждого получится своя картина, не похожая ни на какую другую.
В своей работе я при знакомстве детей с пластилином я использовала папку маленького исследователя по методике Савенкова А.И. Детям очень понравилось почувствовать себя в роли маленьких академиков. Они очень легко шли на контакт, и завладеть их вниманием не составило никакого труда, а также заинтересовать работой с пластилином стало очень легко. В своей работе я использую принцип от простого к сложному. После знакомства с пластилином я познакомила детей с приемом прямой пластилинографии- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. Особенности выполнения работы: скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, жгутика); располагать их на горизонтальной поверхности; затем расплющивать, соединяя детали.
Следующий этап в моей работе заняла контурная пластилинография- изображение объекта по контуру, с использованием жгутиков. Особенности выполнения работы: нарисовать рисунок карандашом или маркером, скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики; последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения, можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
Следующий вид, который я использовала в своей работе и познакомила детей была многослойная пластилинография- объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев. Особенности выполнения работы: для начала мы берем разные цвета пластилина; делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Таким образом, получаем так называемый слоеный пирог, при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой; теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.
Очень нравится детям использовать в своей работе модульную пластилинографию -изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков и мозаичную пластилинографию- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина. Особенности выполнения работы: скатывать мелкие шарики, нужного цвета; располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета; слегка прижать.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Из пластилина лучше всего делать открытки в соответствии со временем года за окном. Идеальный вариант, если на каждом подобном занятии, малыш успевает доделать свой шедевр до конца. Таким образом, он непременно почувствует себя победителем, покорителем очередной высоты. Это исключительно положительно сказывается на психологическом развитии ребенка.
А также регулярно в нашей группе проводится выставка детских работ по пластилинографии, где каждый ребенок может увидеть и проанализировать, что ему еще необходимо улучшить в своей работе. А дети, у которых получается немного лучше стремятся помочь отстающему.
Пластилинография учит детей внимательности, хорошо влияет на развитие мелкой моторики. закрепляет познания в области смешения и сочетания различных цветов, что связано со спецификой работы с пластилином. Цвета в этом материале смешиваются гораздо медленнее, чем в красках, что позволяет хорошо запомнить сам процесс и краски, в нем участвовавшие. Такие занятия помогают правильно и всесторонне развить ребенка, сформировать целостную творческую личность, почувствовать себя единым целым с природой, познакомиться с миром разных предметов. Кроме того, такие занятия тренирует усидчивость и терпение, а эти качества не станут лишними в школе.
Список используемых источников.1.Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008.
2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование конспекты, методические рекомендации М.: КАРАПУЗ, 2009. - 144 с.