Социально-активная технология воспитания обучающихся проект «Волонтерское движение дошкольников «Искорка»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социально-активная технология воспитания обучающихся проект «Волонтерское движение дошкольников «Искорка»
Автор: Вера Петровна Голотвина

Голотвина Вера Петровна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работеМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Росинка» г. Надыма»г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округСоциально-активная технология воспитания обучающихся проект «Волонтерское движение дошкольников «Искорка»«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»Информационная карта проекта
  • Введение
  • Актуальность проектаВ соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования основу воспитания составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. Одной из задач ФОП ДО в области социально-коммуникативного развития является знакомство с целями и доступными практиками волонтерства в России и включение детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в образовательном учреждении и в населенном пункте. Исходя из этого актуальным является вопрос о создании и развитии волонтёрского движения в детском саду как социальном институте. Актуальность создания волонтёрского отряда обусловлена так же тем, что до настоящего времени на территории г. Надым не развивалось волонтёрское движение среди дошкольников. Проект «Волонтёрское движение «Искорка» направлен на включение воспитанников старшего дошкольного возраста, их родителей (законных представителей) и педагогов в волонтёрское движение, в атмосферу деятельности, направленной на социализацию личности дошкольников через оказание посильной помощи нуждающимся. Реализация проекта имеет ярко выраженные воспитательные и деятельностные функции, позволяет формировать нравственные ценности у обучающихся. В проекте определены основные цели и задачи проекта, этапы и сроки реализации, ожидаемые результаты, разработана система мероприятий по реализации проекта, определена дальнейшая перспектива.Главная идея проектаорганизация волонтерского движения в детском саду, как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где дети выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.Проблема, которую мы выбираем для решения совместно с детьми и родителями, анализируется по следующим параметрам:
  • важность для всех участников образовательного процесса;
  • актуальность для определённой группы задач, решение которых определено Образовательной программой дошкольного образования и Программой воспитания МДОУ «Детский сад «Росинка» г. Надыма»;
  • возможность реализации поставленных задач силами волонтёрского движения на уровне ДОУ.
  • Новизна проекта заключается в том, что организация волонтёрского движения предполагается в условиях дошкольного образовательного учреждения. Цель проекта - создание условий для развития волонтёрского движения дошкольников в МДОУ «Детский сад «Росинка» г. Надыма», формирующего нравственные ценности обучающихся.Основными задачами волонтерского движения являются:
  • создание условий для реализации основных направлений ФГОС ДО и ФОП ДО, достижения целевых ориентиров дошкольного образования;
  • воспитание активной гражданской позиции, формирование лидерских качеств и нравственных ценностей обучающихся: чувства патриотизма, гражданственности, самостоятельности, инициативности, ответственности, доброжелательности;
  • укрепление детско-родительских отношений;
  • вовлечение обучающихся и их родителей (законных представителей) в социально-значимую деятельность;
  • реализация сотрудничества с социальными партнерами для совместной социально значимой деятельности.
  • Принципы деятельности волонтерского движения:
  • бескорыстность;
  • добровольность;
  • равенство всех участников движения;
  • поддержка детской инициативы;
  • интеграция проекта в разных видах деятельности;
  • принцип партнёрства и сотрудничества.
  • Функции волонтерского движения:
  • популяризация волонтерства (добровольчества);
  • проведение массовых акций, трудовых десантов, выставок, соревнований;
  • распространение информации (через раздачу полиграфии);
  • творческая деятельность, показ концертов, праздников, создание плакатов, брошюр, видеороликов и др.;
  • оказание адресной помощи нуждающимся;
  • охрана окружающей среды, экологическая деятельность;
  • пропаганда здорового образа жизни.
  • 2. Основная часть проектаВид проекта: образовательный.Продолжительность: долгосрочныйЦелевая аудитория проекта: педагоги ДОУ, обучающиеся старшего дошкольного возраста и их родители (законные представители).Этапы реализации проекта:
  • Первый этап (подготовительный) включает в себя:
  • подбор информации по теме проекта, разработка нормативно-правовой документации;
  • постановка целей, задач, планирование;
  • подготовка атрибутов для волонтёрского отряда (эмблема, форма, книжка волонтёра, наградная символика, «Дерево добрых дел»)
  • 2. Второй этап (основной):
  • реализация плана работы
  • 3. Третий этап (заключительный):- обобщение результатов работы.Предполагаемые результаты:Эффективная социализация детей дошкольного возраста станет основой для формирования одного из главных условий успешной деятельности ребёнка в обществе в целом, и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.Практическая значимость проекта:
  • Реализация волонтёрского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения педагогов, детей старшего дошкольного возраста и их родителей (законных представителей), деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением, приведёт к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств, как милосердие, ответственность, самостоятельность; активизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения, так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».
  • Спроектированная система волонтёрского движения в МДОУ «Детский сад «Росинка» г. Надыма» обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
  • Реализация проекта позволит установить прочные взаимоотношения с социальными партнёрами, установить систему преемственности между ступенями образования
  • Волонтёрское движение позволит создать в коллективе детского сада атмосферу, стимулирующую эффективность воспитательной работы и взаимодействие с семьёй; повысить дух взаимоподдержки между сотрудниками детского сада; развить корпоративную идентичность детского сада.
  • Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтёрского движения среди дошкольных образовательных учреждений г. Надыма. В результате реализации проекта взрослые и дети получат знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого типа и вида при условии наличия заинтересованных, активных, целеустремлённых лидеров. Оценка результатов деятельности:Результаты проекта (как результаты-продукты, так и результаты-эффекты) измеряются при помощи параметрической модели оценки результатов: показателями достижения цели проекта выступают преемственность, результативность, эффективность, адаптированность, доступность, инновационность процессов, направленных на получение желаемых образовательных результатов.Результативность – совокупность образовательных результатов с описанием уровней их достижения, которые могут быть достигнуты в ходе реализации проекта.Эффективность – комплекс мер, направленных на минимизацию временных затрат детей и взрослых для достижения конечных результатов реализации проекта.Адаптированность – сформированный комплекс действий учитывает возрастные и личностные особенности, потенциальные возможности и социальные потребности участников проекта.Доступность – качественный показатель процесса, устанавливающий соответствие его уровня и уровня интеллектуального развития, потенциальных возможностей обучающихся.Инновационность – качественный показатель, устанавливающий соответствие целей, задач, содержания проекта прогнозируемым результатам инновационных направлений и программ развития образовательного учреждения.Ресурсность – оптимальный комплекс условий проекта, необходимых для достижения основных образовательных результатов.Ресурсы:Анализ ресурсов проекта наглядно показывает отсутствие дорогостоящего обеспечения для реализации проекта. Для эффективной реализации достаточно инициативы участников проекта и их заинтересованности в результате деятельности.Основой волонтёрского отряда являются дети и их родители (законные представители). В конце каждого месяца подводятся промежуточные итоги. Участие детей в акциях и мероприятиях отмечается в «Книжке волонтёра» и заверяется подписью руководителя отряда. Кроме того, на «Дереве добрых дел» появляется зелёный листик, как символ доброго дела, совершённого волонтёрами. «Дерево» находится на видном месте в группе и служит мотиватором для дальнейшей работы. В ходе реализации плана мероприятий происходит взаимодействие с волонтёрским движением школьников. При поддержке старших товарищей дошкольники принимают участие в акциях по сбору помощи для приюта бездомных животных, организуют поздравительные выступления для ветеранов, учителей, посещают объекты социальной инфраструктуры города. Работа волонтёров осуществляется на безвозмездной основе. Возможно поощрение отряда за счёт грантовых средств на реализацию программ по профилактике и развитию патриотического движения. Права и обязанности волонтёровВолонтер имеет право:
  • Добровольно вступать в волонтерское движение.
  • Добровольно выходить из состава участников волонтерского движения.
  • Самостоятельно планировать свою деятельность и проявлять инициативу, свободно выражать личное мнение.
  • Осуществлять свою деятельность исходя из своих устремлений, способностей и потребностей, если она не противоречит Конвенции по правам человека, Конвенции по правам ребенка, интересам ДОУ и данному Положению.
  • Вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности в отряде, организации, с которой он сотрудничает.
  • Участвовать в управлении добровольческим отрядом через деятельность в органах самоуправления.
  • Пользоваться атрибутикой и символикой отряда, утвержденной в установленном порядке.
  • Волонтер обязан:
  • Знать и соблюдать цели, задачи и принципы своего отряда и укреплять его авторитет.
  • Поддерживать и развивать основные идеи движения.
  • Добросовестно выполнять порученную работу.
  • Основные принципы руководства волонтерским движением.Руководитель волонтёрского движения:
  • планирует работу движения, организует мероприятия и акции;
  • координирует взаимодействие членов волонтёрского движения и администрации ДОУ, других лиц;
  • организует работу волонтёрского движения в соответствии с Уставом ДОУ и Положением о волонтёрском движении в ДОУ;
  • ведёт необходимую документацию движения;
  • отчитывается о своей работе на родительских собраниях, Педагогических советах.
  • План мероприятий по проведению волонтёрской деятельности МДОУ «Детский сад «Росинка» г. Надыма» на 2023-2024 уч.г.Сентябрь Родительское собрание «Волонтёрское движение в дошкольном детстве»Выбор названия отряда; разработка логотипа, формы; оформление «Книжки волонтёра», создание «Дерева добрых дел»Торжественное мероприятие «Добрые сердца» - принятие в ряды волонтерского движения. Октябрь«Радуга добрых дел» - поздравление ветеранов Надыма с Днём пожилого человека. Концерт одного зрителя.Акция «Открытка для учителя» (совместно с волонтёрами СОШ №9)Экологическая акция «Батарейки, сдавайтесь!»«День радостной встречи со сказкой» - показ сказки «Репка» детям группы раннего возрастаНоябрь«Мы разные, но мы вместе» - флешмоб к Дню народного единства«Научим тому, что умеем сами» - проведение утренней зарядки с детьми младшей группы.«Мы играем с малышами» - совместная прогулка с младшей группой Акция «Столовая для птиц!» - изготовление кормушек для птиц вместе с родителями.Декабрь«Умеем помогать» - оказание помощи при одевании малышей на прогулку.«Добрые дела дошколят» - подарки для малышей «Книжки-малышки».Акция «Покормите птиц зимой».«Мы в ответе за тех. Кого приручили» - акция по сбору помощи приюту для домашних животных (совместно с волонтёрами СОШ №9)Январь«Книжкина больница» - вместе с детьми привести в порядок книги в библиотечном уголке.«Трудовой десант» - «Чистые тропинки» - оказание помощи в расчистке снега на участке малышей (совместно с волонтёрами СОШ №9) «Блокадный хлеб» - акция, посвященная дню освобождения ЛенинградаФевраль«Посылка солдату» - акция по сбору посылок военнослужащим Видеопоздравление «23 февраля – День защитника Отечества».«И рады мы проказам матушки-зимы» - игры на прогулке с малышами. «День волшебства» - театрализация сказки «Варежка» для групп младшего возраста МартАкция «Весенние цветы» в честь Международного женского дня«Уроки природы» - посадка семян цветов для клумбы, уход за комнатными растениями. Акция «Твори добро!» - «Каждой птичке – свой домик» (совместно с волонтёрами СОШ №9) «Трудовой десант» - помогаем навести порядок в зоне конструирования АпрельАкция «Подари хорошее настроение» в День смехаОперация «Зелёный патруль» - ревизия зелёных насаждений на территории детского сада после зимы«Лучики добра» - акция помощи приюту для бездомных животныхАкция «Письмо водителю» - пропаганда соблюдения ПДДМайМероприятия, посвященные празднованию «Дня Победы»: акция «Георгиевская лента», «Бессмертный полк», «Памятник герою» (совместно с волонтёрами СОШ№9 и движением «Волонтёры Победы») Спортивный праздник «Вместе дружная семья», посвященный Международному дню семьи«Праздник мыльных пузырей» совместно с детьми младшей группы.«Копилка добрых дел». Подведение итогов работы за год. Планирование на следующий учебный год.Промежуточные результаты:В ходе реализации проекта мы смогли расширить представление о волонтерском движении у детей 5-6 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников; приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; сформировать предпосылки развития детской инициативы – дети стали более открыто предлагать свои идеи и замыслы, активно принимают предложения других участников движения, более уверенно вступают в контакт с другими людьми; сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности; привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ; обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования дошкольного и общего образования. Организовали работу ДОУ благотворительной и добровольческой направленности через взаимосвязь поколений - дети, подростки, взрослые и пожилые люди. Педагоги посредством совместного участия в акциях и мероприятиях наладили партнёрские взаимоотношения между собой, сумели создать прочное профессиональное сообщество заинтересованных участников общего дела.