Рекомендации от логопеда для детей 2 младшей группы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рекомендации от логопеда для детей 2 младшей группы
Автор: Бражникова Наталья Викторовна

МБДОУ № 2 с. НекрасовкаРекомендации от логопеда для детей 2 младшей группыПодготовила:Учитель-логопедБражникова Н.В.2022-2023 учебный годЛогопедическое упражнение произнесения звука «И»1) Артикуляционная гимнастикаТянем длительно звук «И» (при этом губы в улыбке).2) Пальчики здороваютсяКаждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «И» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.3) Звукоподражанияи – и – и – го - го (лошадка), пи – пи (мышка).4) Поиграйте с ребенком в следующую игру. Дайте ребенку руль для этого и  разучите с ним такую потешку:Игра «Шофер»Логопедическое упражнение произнесения звука «Ы»1) Артикуляционная гимнастикаВолк рычит. Изображайте злого волка вместе с ребенком. Сжимайте кулаки и хмурьте брови. Попросите ребенка также сомкнуть зубы в оскале. Тянем длительно звук «Ы».2) Пальчики здороваютсяКаждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Ы» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.3) Моем рукиПоиграйте с ребенком в эту несложную игру. Для этого нужно всего лишь помыть руки, повторяя при этом забавную потешку:4) ИграЗадача следующей игры состоит в том, чтобы научить ребенка отличать глухой звук «Ы» от звонкого «И». Положите перед ребенком две картинки: с мишкой и мышкой. Ребенок должен показать вам где мышка, а где мишка.Логопедическое упражнение произнесения звука «А»1) Артикуляционная гимнастикаДлительно тяните звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).2) Пальчики здороваютсяКаждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «А» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.3) Повторяйте звукоподражанияАфаф (собака). Кваква (лягушка).4) ЛадушкиИграем в «Ладушки», произнося громко и отчетливо звук «А»:Логопедическое упражнение произнесения звука «Э»1) Артикуляционная гимнастикаПопросите ребенка округлить губы овалом и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «Э».2) ИграПоиграйте с ребенком в следующую игру. Вместе с ним нужно изобразить сначала больших медведей. Для этого длительно протяните низким голосом звук «Э – Э – Э!». Затем повторите тоже высоким голосом «э – э – э!», изображая маленьких медведей.3) Пальчики здороваютсяКаждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Э» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.4) Вот моя семьяИгра с пальчиками. Загибайте пальчики на ладошке ребенка, повторяя при этом забавную потешку:Логопедическое упражнение произнесения звука «О»1) Артикуляционная гимнастикаПопросите ребенка округлить рот и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «О».2) ИграПоиграйте с ребенком в следующую игру: «У куклы Оли заболели зубы».В этой игре нужно ладони приложить к щекам, покачивать головой и напевать: «О – О – О!» Старайтесь чтобы ребенок повторял за вами все задания.3) Пальчики здороваютсяКаждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «О» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.4) Звукоподражанияко – ко (курочка), но – но (поскакали на лошадке).5) Кошкин домРазучите и повторяйте с ребенком  такую потешку:Логопедическое упражнение произнесения звука «У»1) Артикуляционная гимнастикаУпражнение Трубочка. Тянем длительно звук «У», вытянув при этом губы трубочкой.2) ЗвукоподражанияМу - му (корова),дуду (дудочка),уа – уа (малыш плачет),кука – ре – ку (петушок поет).3) Пальчики здороваютсяКаждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.4) Игра «поезд»Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:5)Игра «Эхо»Игра заключается в следующем. Произносите с ребенком сначала громко «АУ», затем повторяйте тихо «АУ».Упражнения для губ1. Улыбка.Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.2. Хоботок (Трубочка).Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3. Заборчик.Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.4. Бублик (Рупор).Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.Верхние и нижние резцы видны.5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.Чередование положений губ.6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. Упражнения для развития подвижности губ1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 2. Улыбка - Трубочка.Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 3. Пятачок.Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 4. Рыбки разговаривают.Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". 7. Уточка.Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 8. Недовольная лошадка.Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Если губы совсем слабые: - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть. Упражнения для губ и щек1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок.Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок.Втянуть щеки. 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. Статические упражнения для языка1. Птенчики.Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 3. Чашечка.Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 4. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 6. Трубочка.Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Динамические упражнения для языка.1. Часики (Маятник).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 2. Змейка.Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 3. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 4. Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 5. Чистка зубов.Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 6. Катушка.Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта. 7. Лошадка.Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 8. Гармошка.Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 9. Маляр.Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 10. Вкусное варенье.Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 11. Оближем губки.Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти1. Трусливый птенчик.Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично. 2. Акулы.На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. 3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 4. Обезьяна.Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку. 5. Сердитый лев.Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков. 6. Силач.Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. 7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться. 8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). 9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка. 10. Дразнилки.Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па. 11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:аааааааааааааяяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);оооооооооооооёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);иииииииииииии (рот слегка открыт). 12. Произнесите гласные звуки с голосом:аaaaaaaaaaaaaяяяяяяяяяяяяяя ооооооооооооо ёёёёёёёёёёёёё иииииииииииии 13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным. 14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Мал, да удал.           Каков рыбак, такова и рыбка.   Нашла коса на камень.  Два сапога - пара.У ужа ужата, у ежа ежата.      Под лежачий камень вода не течет.  Знай край, да не падай.В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.Тренировка мышц глотки и мягкого неба1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. 2. Произвольно покашливать.Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.Покашливать с высунутым языком.3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром). 4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).Глотать капли воды, сока. 5. Надувать щеки с зажатым носом. 6. Медленно произносить звуки к, г, т, д. 7. Подражать:- стону,- мычанию,- свисту. 8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук. 9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта. 10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке. 11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой. 12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.