Конспект непосредственной деятельности в старшей группе на тему "Осень"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект непосредственной деятельности в старшей группе на тему "Осень"
Автор: Чернышева Наталия Евгеньевна
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Деревья»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно –эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социализация».Задачи:Образовательные: закреплять знания детей о деревьях; их внешнем виде, строение, отличие друг от друга, выявить знания о свойствах дерева, их взаимосвязь в природе, учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимость от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать.Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу, создать в памяти детей самые радостные впечатления от первого желтого листочка; закрепить знания о том, почему лист на дереве желтеет, как это происходит. Речевое развитие: хлорофилл, листопад, окраска, черешок, кромка.Материал: письмо от Старичка-Лесовичка, картинки строение дерева, строение листа, осенние листья, лупа, бумажная белая салфетка, фломастеры, вода, измельченные сухие листья, пластилин, клей пва, кисти, белый картон, салфетки.Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсии в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдение, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин.Ход непосредственной образовательной деятельности:Приветствие.Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.Сегодня в детский сад пришло письмо. Давайте прочтем его и узнаем, от кого оно и что в нем. (чтение письма)Отгадаем загадку: Его зимой и летом Мы видели одетым А осенью с бедняжки Упали все рубашки (дерево)(в вазе веточки разных деревьев)Растения – зеленая одежда земли. На земле повсюду есть растения, они образуют луга, леса. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой. Мы с вами любуемся природой, деревьями. Какие деревья вы знаете? (хвойные, лиственные, плодовые).Зачем нам нужны деревья? Деревья очищают воздух, который загрязняют заводы, машины. Листья вдыхают грязный воздух, а отдают кислород, которым мы с вами дышим. Но деревьям тоже нужна наша помощь (не рвать ветки, не ломать).Вот первое задание. Знаю,знаю,наперед Вы, смекалистый народ Отгадайте –ка, ребятки, Интересные загадки:Русская красавица Осень тихая настанет Всем нам очень нравится Дивным дерево то станетЕе узнаешь по простой примете Листья – звезды яркиеНет деревца белей на свете Золотые - жаркие(береза) (клен)Тесной он покрыт корой Что же это за девицаЛист красивый, вырезной Не швея, не мастерица И на кончиках ветвей Ничего сама не шьетМного, много желудей. А в иголках целый год(дуб)(ель)Весной зелена, летом загорела Мы на дереве высоком Осень в сад пришла Наливались сладким сокомКрасный факел зажгла Ишь, созрели каковы!(рябина) Всем киваем из листвы.(яблоня)Плод на ветках тут и там Там на ветку посмотриСине – фиолетовый Витаминов кладНа варенье хватит нам С твердой косточкой внутриУрожая этого.(слива) Ягодки висят (вишня)Что за фрукт на вкус хорошИ на лампочку похожБок зеленый солнце греетОн желтеет и краснеет (груша)Следующее задание:Дидактическая игра «С какого дерева?»Дидактическая игра «Мяч по кругу«Из чего состоит дерево» У дерева есть корни, ствол ,ветки, листья.- Чем покрыт ствол дерева?-ствол покрыт корой (схема на икт)-Для чего нужны дереву корни, кора?-через корни дерево получает питательные вещества из земли, кора защищает ствол дерева.-Молодцы, правильно назвали строение дерева.-дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще, дети рассматривают спилы деревьев, называют свойства признаки дерева (твёрдое, тёплое, шероховатое, не тонет в воде, имеет запах). Как вы, ду-маете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец на спиле)-Итак, число колец на стволе показывает, сколько лет дереву. По ширине колец можно определить благоприятные и неблагоприятные для дерева годы.-Так вы справились с заданием и отправляемся в исследовательскую лабораторию.- Исследование строения листа с помощью лупыРассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой. Видите жилки – тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернуть листок и рассмотри-те его нижнюю поверхность. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листа.Динамическая пауза «Деревья»Выросли деревья в полеХорошо расти на воле(руки в стороны)Каждое старается К небу, к солнцу тянется(потягивание руки вверх)Вот подул осенний ветерЗакачались тут же ветки(дети машут руками)Даже толстые стволы Наклонились до землиВправо –влево, взад-вперёдТак деревья ветер гнётОн их вертит, он их крутит Да когда же отдых будет…Ветер стих, взошла лунаНаступила тишина…Эксперимент «Как листья опадают»На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружится.Для этого возьмем в руки лист и встанем. Поднимем руку с листочком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полётом и запоминайте: быстро или медленно он падает, летел прямо вниз или кружился.Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленно и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся. -как вы думаете, зачем нужны листья растениям и животным?-Листья спасают растения от морозов, очищают воздух, а животные утеплят норы, дупла.- Почему листья опадают?Просмотр мультфильма.Лепка барельефная «Осеннее дерево»Чтобы вылепить дерево, нам нужно взять кусочек пластилина коричневого цвета. Разделите этот кусочек пополам. Из одной половинки прямыми дви-жениями раскатать толстую колбаску. Это будет ствол. Но верхушка дерева всегда тоньше, чем весь ствол. Теперь приложим получившийся ствол к лис-ту каротона. Обратите внимание, сверху лист голубого цвета, а снизу зеле-ного. Догадайтесь почему? Сверху небо, снизу трава. Из оставшегося корич-невого пластилина сделайте веточки. Дерево готово, займёмся листьями. У вас есть кусочки цветного пластилина, отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. Возьмём клей и намажем около дерева, сухие листочки ломаем и сыпем на клей, получилась опавшая листва. (в ходе работы детей воспитатель поощряет творческие проявления). -Лесовичок –Старичок прислал нам в подарок осенние сладкие плоды. (яблоки в корзине).,