Экологическое воспитание в ДОУ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание в ДОУ
Автор: Анна Алексеевна Селюнова

Экологическое воспитание в ДОУ000000Воспитание экологической культуры у малышейВо времена, когда экологическая катастрофа уже на пороге, вопросы экологического образования приобретают особую значимость для всех слоев населения, независимо от возраста и профессии. Современная эпоха, в которой традиционное взаимодействие человека с природой превратилось в глобальную проблематику, требует от нас осознанного отношения к окружающему миру. Отсутствие уважения к природе может привести к катастрофическим последствиям для человечества. Поэтому необходимо внедрять экологическое воспитание с самого раннего детства, поскольку именно в дошкольные годы малыши формируют свои первые эмоциональные связи с окружающей средой, начинают осознавать разнообразие живых существ и закладывают основы экологического сознания. Это делает вопрос экологического воспитания дошкольников крайне актуальным в наше время.Дошкольный период – это идеальное время для того, чтобы заложить у детей основы понимания мира. В эти годы происходит стремительное развитие физических и умственных способностей ребенка, формируются личностные черты и моральные качества. В этот период у малышей закладываются самые фундаментальные и значимые человеческие чувства, хотя и в очень наивных и примитивных формах: честность, правдивость, чувство долга, уважение к труду, чести и собственному достоинству, любовь к родной стране.Наша планета страдает от загрязнения. Одной из ключевых задач человечества является умелое использование природных богатств в интересах как человека, так и самой природы.Решение экологических проблем возможно лишь при наличии у взрослых осознания экологических проблем и готовности педагогов дошкольных учреждений внедрять экологическое образование в практику, а также привлекать детей к совместной экологической работе. Детский сад как первый этап системы непрерывного экологического обучения стоит перед задачей воспитания у малышей основ экологической культуры.Дети – это существа, которые могут быть и нежными, и жестокими. Это происходит не из-за желания причинять вред, а из-за отсутствия понимания последствий своих действий. Малыш, который ломает цветы на клумбе или оставляет мусор, часто не осознает, что это приводит к ухудшению окружающей среды; для него это просто игра, не отличающаяся от других развлечений. Каждый ребенок по своей природе является исследователем. Пока у них есть жажда познания и исследования мира, нам необходимо помочь им открывать новые знания и тайны жизни.В дошкольном учреждении активно проводится работа по экологическому воспитанию детей. В специально оборудованной комнате для педагогов имеется разнообразная литература, пособия, схемы, таблицы, игры и другие материалы с экологическим содержанием. Экологические темы интегрируются во все занятия и виды детской деятельности, ориентированные на эстетическое и рационалистическое воспитание. Дети изучают ценность воды в природе, взаимодействие живых организмов, животных и растений других материков, а также свою роль в природе. Они учатся выделять основные характеристики и моделировать окружающий мир. Воспитательная концепция включает нетрадиционные формы работы с детьми, такие как экскурсии в лес, игры-викторины, телевизионные игры, "Поле чудес", "Экологический калейдоскоп" и другие. Комбинированные и комплексные занятия, объединяющие изучение природы с художественной деятельностью, такие как речевые, музыкальные и изобразительные занятия, также проводятся. Разнообразные формы и методы работы с детьми используются: экскурсии, наблюдения, рассмотрение картин, беседы, игры, упражнения, эксперименты, тесты, видео и аудиозаписи. В зависимости от темы занятия могут включать коррекционные упражнения и упражнения для снятия эмоционального и мышечного напряжения.В своей педагогической практике я активно использую различные методы, которые способствуют развитию мотивации, эмоциональной сферы и нравственности детей. Это включает в себя проведение наблюдений и их запись в естественном календаре, организацию экскурсий, игры с экологическим содержанием, чтение художественной литературы и многое другое.Одним из ключевых моментов в формировании экологических представлений у детей является возможность непосредственного наблюдения за объектами и явлениями в природе. Каждое наблюдение - это короткое, но значимое педагогическое мероприятие, которое проводится как с маленькой группой детей, так и с целой группой. Важно, чтобы дети были внимательными, сосредоточенными и активно участвовали в наблюдениях.Природа играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Наблюдая за ней, дети учатся видеть, понимать и ценить окружающий мир. Поэтому важно предоставлять детям возможность общения с природой, наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на территории детских садов, могут стать отличным материалом для познания, а для педагога - возможностью для полноценного экологического воспитания.Моя задача - пробудить у детей интерес к природе, любовь ко всему живому. Я стараюсь внушить им желание наблюдать за растениями, животными и птицами, таким образом, развивая их интерес к природным явлениям.Экологическое образование малышей невозможно представить без путешествий по природе. Эти поездки являются ключевым элементом образовательного процесса и уникальным способом введения детей в мир экологии. Они требуют значительных усилий и представляют собой сложную, но вознаграждающую форму обучения. Во время этих поездок малыши знакомятся с флорой и фауной, изучая их естественные условия обитания. Такие экскурсии способствуют развитию внимательности у детей и пробуждают их интерес к окружающему миру. В природе, на берегу реки или в лесу, дети собирают разнообразные элементы природы для дальнейших наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Мы также организуем интерактивные виртуальные экскурсии, такие как "Прогулка по весеннему лесу", "Золотой луг" и "Зимняя сказка", чтобы расширить представления детей о красоте природы и стимулировать развитие их эстетических восприятий.Прогулки также играют важную роль в экологическом воспитании. Влияние природы на малышей огромно, и детские воспоминания о ней остаются на всю жизнь. Поэтому на каждой прогулке я уделяю внимание детям на всю красоту окружающей их природы. Ознакомление детей с природой не сводится к пассивному наблюдению за ней. В контексте возможности, я ввожу детей в практическую деятельность, включая их в трудовую деятельность. Например, во время посещения цветника, дети имеют возможность собирать семена в специальные коробочки. Сбор семян является не только увлекательным занятием, но и способствует воспитанию уважения к растениям, трудолюбия и терпения. Дети собирают листья и семена деревьев, которые потом будут использованы для создания изделий из природных материалов.Экологическое образование малышей невозможно представить без путешествий по природе. Эти поездки являются ключевым элементом образовательного процесса и уникальным способом введения детей в мир экологии. Они требуют значительных усилий и представляют собой сложную, но вознаграждающую форму обучения. Во время этих поездок малыши знакомятся с флорой и фауной, изучая их естественные условия обитания. Такие экскурсии способствуют развитию внимательности у детей и пробуждают их интерес к окружающему миру. В природе, на берегу реки или в лесу, дети собирают разнообразные элементы природы для дальнейших наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Мы также организуем интерактивные виртуальные экскурсии, такие как "Прогулка по весеннему лесу", "Золотой луг" и "Зимняя сказка", чтобы расширить представления детей о красоте природы и стимулировать развитие их эстетических восприятий.Прогулки также играют важную роль в экологическом воспитании. Влияние природы на малышей огромно, и детские воспоминания о ней остаются на всю жизнь. Поэтому на каждой прогулке я уделяю внимание детям на всю красоту окружающей их природы. Ознакомление детей с природой не сводится к пассивному наблюдению за ней. В контексте возможности, я ввожу детей в практическую деятельность, включая их в трудовую деятельность. Например, во время посещения цветника, дети имеют возможность собирать семена в специальные коробочки. Сбор семян является не только увлекательным занятием, но и способствует воспитанию уважения к растениям, трудолюбия и терпения. Дети собирают листья и семена деревьев, которые потом будут использованы для создания изделий из природных материалов.Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит экологическим играм. Они также являются неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада.Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Дидактические игры делятся на: предметные, настольно-печатные и словесные.Предметные игры – игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты, овощи, камни). В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.Настольно-печатные игры – игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы («Четыре времени года», «Собери картинку»).Словесные игры – игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов (напримерКогда это бывает?», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно – не нужно»).В группе имеется богатый набор экологических (дидактических) игр: «Домашние и дикие животные», «Калейдоскоп природы», «Животные жарких стран», «Птицы», «С какой ветки детки» и т.д. А также игры, нашедшие применение в детском саду это: игры-путешествия, игры поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы.Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы, например, «Солнышко и дождик», «Мыши и кот».Можно устроить маленький театр с игровыми персонажами – куклами. Пусть герои расскажут о том, как себя нужно вести по отношению к природе. Можно спорить, шутить и смеяться вместе со своими героями.В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка — это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Я использую литературу, рекомендованную программой детского сада - это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа. В их глазах видно сочувствие, сопереживание, либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляются у них забота и любовь о друзьях наших меньших. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились — слушать чтение старших.Очень любят малыши сказки. Сказка является, одним из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира. Она не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам более по душе волшебные сказки. В своей работе с детьми я используем произведения доктора педагогических наук Н.А. Рыжовой, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи, с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу и многими другими. Сказку, рассказ можно обсудить, обыграть, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать серии иллюстраций. Например, ребята с удовольствием «превращаются» в сказочных персонажей и рассуждают от их имени.В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи-потешки, стихи-небывальщины. Для того чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры. Задача приобщения ребенка к красоте природы через изображение растений, животных.Немаловажную роль в экологическом воспитании играет кружковая работа. В группе ведётся кружок «Юный эколог». Большое внимание я уделяю проблеме охраны окружающей среды. Показываю и объясняю на примере, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы, учу уважительному отношению к окружающему миру.Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире. Освоение систематизированных знаний о растениях и животных, как о живых организмах, формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе.Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, я пришла к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, я приступила к работе с родителями. Работу с родителями провожу в форме: родительских собраний, информационных листов, анкетирования, индивидуальных бесед, ведения экологических дневников. Анкетирование среди родителей, по вопросам экологии и экологического воспитания детей, помогло выявить пробелы в знаниях детей. На основе данных анкет планируется моя дальнейшая методическая деятельность. Работа с родителями отражена на стенде “Для Вас, родители”. Здесь же на протяжении всего учебного года родителям даются рекомендации, различные интересные тесты, кроссворды, консультации. Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой нами работой.В нашем дошкольном учреждении дети и родители вовлечены в различные экологические мероприятия. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы провели акции "Ёлочка живи!», «Поможем птицам зимой!», «Смастерим скворечник», « Не загрязняй природу!»… Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы. Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребёнка в детском саду. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту — одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.“Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы” (Д. Рескин)Опыт моей работы еще раз убедительно показал, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость.Считаю, что выбранная мною приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи я надеюсь воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.