МОНИТОРИНГ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МОНИТОРИНГ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Светлана Мамедовна Тойшева

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) указывается, что образовательная программа дошкольной образовательной организации должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. ФГОС ДО одним из условий успешной социализации дошкольников определяет коммуникативные качества ребенка. Значение коммуникативных качеств и навыков общения становится наиболее очевидным при обучении детей, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение дошкольника со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом. Следовательно, достаточный уровень коммуникативного развития будет способствовать более успешной адаптации к будущему школьному обучению. Вопросы коммуникативного развития чаще всего рассматриваются в контексте социально–коммуникативного развития детей дошкольного возраста [26]. Проблемой мониторинга в дошкольном образовании занимались такие исследователи как В.М. Звонников, М.Б. Челышкова, Н.В. Микляева и др. Отдельно по вопросам мониторинга коммуникативного развития исследований не проводилось. Вместе с тем исследователи отмечают, что создание системы мониторинга образовательных результатов в рамках построения педагогического процесса необходимость современного дошкольного образования. Педагогический мониторинг позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Однако, до настоящего времени в дошкольной образовательной практике была распространена оценка качества в процессе решения задач психолого-педагогической диагностики. Процедура мониторинга, в отличие от процедуры диагностики, позволяет оценить не только результаты, но и дать оценку содержанию, условиям образования детей, получить данные о качестве образовательного процесса на протяжении продолжительного периода времени, обеспечить дошкольному образованию систематичность сбора информации и точность конечного результата. Поэтому на данном этапе развития образования мониторинг своей целью имеет не оценку развития ребенка или его способностей, а корректировку его индивидуального образовательного маршрута в детском саду.