Экономическое воспитание дошкольников.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экономическое воспитание дошкольников.
Автор: Смирнова Анастасия Юрьевна


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №40 Самоцветы города Белово
План работы по самообразованию
Тема: Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений
у дошкольников
на 2024-2025 учебный год
Воспитатель: Бурнайкина О. В.
Содержание:
Пояснительная записка ……………………………………………...............3
Перспективный план …………………………………………………........... 4 Список использованной литературы………………………...……………... 8 Приложение 1 Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников……………………………………………… …………………10
Приложение 2 (картотека развивающих игр)………………………………..
Игра - это самое серьезное дело.
В игре раскрывается перед детьми мир,
творческие способности личности.
Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается жизненный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это игра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Пояснительная записка:
Понятие развитие математических способностей является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка житейских и научных понятий. При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Используя разнообразные дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок непреднамеренно усваивает определенную порцию познавательного содержания.
В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания. Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления. Особое значение имеют дидактические игры при формировании представлений о пространственных отношениях, форме, величине. Большая часть программных задач из этих разделов решается с помощью дидактических игр.
Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка – дошкольник.
Цель и задачи самообразования по теме:
цель: изучение актуальности использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
задачи:
Развивать познавательную активность детей, любознательность через игры сматематическим содержанием.
Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей.
Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить)
Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
Этапы разработки:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Дать общую характеристику содержания понятия формирование элементарных математических представлений
Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.
Начало работы по теме 01.09.2024
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц
Направления работы
Способы
достижения
Сентябрь
Работа с документацией.
Изучение ФГОС ДО, закона Об образовании, других нормативных документов.
Подбор литературы по теме самообразования
Знакомство и анализ документации.
Работа с личной библиотекой, интернетом.
Изучение теории по теме: Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений
у дошкольников.
Планирование работы с детьми на новый учебный год.
Знакомство с литературой по данной тематике.
Создание перспективного плана работы.
Октябрь
Продолжить изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей средней группы раздела образовательной программы: область Познание
Знакомство с литературой.
Изучение статьи Малыш и математика, непохожая на математику (Журнал Знание сила)
Изучение литературы
по проблеме.
Ноябрь
Консультация в родительском уголке Занимательная математика дома
Оформление консультации
Изучить книгу Игра с правилами в дошкольном возрасте (авторы:
Н.Я. Михайленко, П.А. Короткова).
Изучение литературы по проблеме. Игры с правилами
Декабрь
Подготовка презентации по ФЭМП
Подбор материала
Изготовление и проведение дидактической игры Найди и назови
Январь
Работа над развивающей математической средой группы.
Создание в группе центра Занимательная математика
Ознакомление родителей с занимательными и развивающими играми по математике на родительском собрании
Выступление на родительском собрании
Февраль
Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.
Март
Создание дидактической игры Капитошка
Дидактическая игра Капитошка
Разработка картотеки дидактических игр по ФЭМП
Подбор материала
Апрель
Математическое развлечение для детей
Путешествие в страну чудес
Составление конспекта ООД
Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры и т.д.)
Май
Вечер развлечений Путешествие Знайки и Незнайки
Анализ, оформление результатов диагностики
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.
Подбор методической литературы.
Работа с родителями и воспитателями
1.Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала
В течение года
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед
В течение года
3. Консультация для родителей Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста
Сентябрь
4. Консультация для воспитателей на тему Дидактические игры для обучения математике дошкольников
Октябрь
5. Консультация для родителей Обучение дошкольников математике в условиях семьи
Ноябрь
6.Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы (для воспитателей)
Декабрь
7.Индивидуальная консультация Ориентировка в пространстве относительно предмета
Январь
8.Папка-передвижка Математика в жизни ребенка
Февраль
9.Рекомендации родителям Формируем пространственные представления
Март
10. Рекомендации родителям Как научить детей определять свойства предметов
Апрель
11.Консультация для родителей Занимательная математика дома
Май
Литература:
И. А. Помораева, В. А. Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада.
Арапова Н.А - Пискарева Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2009 г.
Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 150 с.
Букатов В.М.Педагогическиетаинствадидактическихигр: Учебно-методическое пособие. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.
Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983
Гришина Г.Н. Любимые детские игры /Г. Н. Гришина – М.: Просвещение, 1997.
Годинай, Г.Н., Пилюгина Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста.- Москва Просвещение, 1988.
Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.
Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.
Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет.сада. – 2-е изд, перераб. / Л.С. Метлина. М.: Педагогика, 1984.
Новикова, В.П., Тихонова, Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал для работы с детьми 3-7 лет/В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
Петерсон, Л.Г., Холина, Н.П. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.
Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием/ А.А. Смоленцева. Москва: Просвещение, 1987. — 97 с.
Султанова М. Н. Путешествие в страну математики: методическое пособие для воспитателей средней группы детского сада / М. Н. Султанова. М.: Вентана-Граф, 2011.
Приложение 1
Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста
2.Игратак жеявляетсяэффективнымсредством формированияличности дошкольника, его морально-волевых качеств
3.Все психологические новообразования берут начало в игре
4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике
5.Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что обучающая игра (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.
На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всѐ занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.
Дидактические игры делятся на:
игры с предметами
настольно-печатные игры
словесные игры
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать:
игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),
игры головоломки,
задачи-шутки,
кроссворды,
ребусы,
развивающие игры.
Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
Игры с цифрами и числами: обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием чисел, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее - на – нижней. Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах изучаемого порядка и сопровождать словами свои действия.Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Игры - путешествия во времени служат для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. В дальнейшем, можно использовать следующие игры: "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
Игры на ориентирование в пространстве: научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку.
Игры с геометрическими фигурами: для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.
Игры на логическое мышление: любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям.
Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений.В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления,образное и логическое мышление,смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду.
Дидактические игры используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Картотека дидактических игр по математике