Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей в коррекционной школе.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей в коррекционной школе.
Автор: Евгения Викторовна Звягина
Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в «специальной(коррекционной) школе VIII вида.Современная педагогическая технология в образовательно-воспитательном процессе - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя, т.е. содержательная техника реализации учебного процесса.При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а именно умственно отсталыми учащимися, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание педагогами школы традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся, воспитанников познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в образовательно - воспитательном процессе. В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся. Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.Технологии коррекционно-развивающего обучения позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:совершенствование движений и сенсомоторного развития;коррекция отдельных сторон психической деятельности;развитие основных мыслительных операций;развитие различных видов мышления;коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;развитие речи;расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;коррекция индивидуальных проблем в знаниях.На каждом уроке в школе VIII вида педагогами ведётся коррекционно-развивающая работа. Излагаемый материал должен быть научным, доступным, достоверным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт обучающихся и, конечно, же на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подходОбъяснительно – иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.Игра – по утверждению философов – это особый феномен детства, поскольку именно игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут.Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках проходит по следующим основным направлениям:- дидактическая цель ставится перед школьниками в форме игровой задачи;-учебная деятельность подчиняется правилам игры;- учебный материал используется в качестве её средства;-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.Место и роль игровой технологии в образовательно-воспитательном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:-обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;- познавательные, воспитательные, развивающие;- репродуктивные, продуктивные, творческие;- коммуникативные, диагностические, психотехнические.Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: например, с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности; компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.Личностно-ориентированные технологии в школе направлены на организацию образовательно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.Инновационные технологииЧтобы идти в ногу со временем, необходимо овладевать основами компьютерной грамотности, учиться работать в компьютерных программах Word, Excel, Paint, Power Point, организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств.Всё более широкое распространение получает применение ИКТ на уроках и внеклассных мероприятиях.К инновационным технологиям относится арттерапия (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, оригамитерапия) Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию учащихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой специальная (коррекционная) школа VIII вида.Учителя используют метод презентаций, как способ эффектного и современного преподавания учебной информации. На уроках письма, чтения учителя могут использовать элементы компьютерных тренажеров, тестов при наличии соответствующих условий.Использование компьютерных и ауди – визуальных технологий в организации внеклассных воспитательных мероприятий стало неотъемлемой частью воспитательного процесса значительно повышающего его качество, что делает процесс обучения и воспитания более современным разнообразным и насыщенным. При использовании активных технологий обучения в процессе организации обучения учителями используются: проблемные вопросы, программированные задания, дифференцированные задания по карточкам на этапе проверки и закрепления знаний, дидактические игры. Весь этот дидактический материал обеспечивает разные виды помощи (организующую, стимулирующую, обучающую) в процессе формирования мыслительных операций.Вывод: коррекционно-развивающие технологии, применяемые в коррекционной школе 8 VIII, должны содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что обеспечивает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества. В целом, применение современных технологий доказало улучшение качества образования обучающихся, воспитанников с ОВЗ, результативнее стал УВП, что в свою очередь создаёт коррекционно-развивающую среду как способ коррекции недостатков в личности обучающихся школы VIII вида.Технология коррекционно-развивающего обученияна уроках русского языка и литературыВ современной педагогике все более прочные позиции занимает коррекционно-развивающее обучение. Однако до настоящего момента у педагогов отсутствует четкое представление о его содержании и о контингенте детей, которому оно адресовано. В данной статье мы попытаемся в общих чертах обозначить специфику коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы.Изучая причины школьных трудностей, психологи отмечают, что основным фактором возникновения дезадаптации у учащихся является существенное изменение условий жизни ребенка при переходе к школьному обучению, которое предъявляет повышенные требования к функционированию познавательных процессов (восприятия, памяти, речи), а также к эмоционально-волевой стороне личности. В период адаптации у детей из-за общей незрелости организма и центральной нервной системы повышается физическое и нервно-психическое напряжение, что приводит к функциональным нарушениям и невротическим реакциям.Недостаточность регуляторных механизмов, которые не позволяют ребенку успешно вырабатывать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности, влечет за собой различные отклонения в поведении: повышение агрессивности или, наоборот, состояние заторможенной подавленности. Подобные состояния снижают познавательную активность и делают весьма проблематичным эффективное вхождение в школьную жизнь и усвоение учебного материала. Существует мнение, что эта проблема обусловлена еще и значительным усложнением школьных программ и, как следствие, повышением требований к уровню предшкольной интеллектуальной подготовки детей.Необходимость изучения и осмысления путей и способов гармонизации ребенка и окружающей его среды, логики и содержания педагогической работы с такими детьми привела к возникновению новой отрасли педагогики – коррекционной. Она родилась в недрах общей педагогики, став ее составной частью, и взяла на себя ответственность за решение дезадаптационных проблем развивающегося человека.В современную педагогическую науку термин "коррекционная педагогика" был введен в 1988 году Г.Ф. Кумариной, которая определила коррекционную педагогику как «область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей" [4, с. 14]. А свое практическое выражение коррекционная педагогика нашла в системе коррекционно-развивающего образования (КРО), которое представляет собой синтез общеучебных, диагностических, социальных и коррекционно-развивающих стратегий обучения.В середине XX в. из пограничной категории детей была выделена и описана особая субкатегория – с временной задержкой психического развития (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, А.А. Люблиневская, М.С. Певзнер и др.), к которой отнесли детей с церебрастеническими состояниями, психофизическим и психическим инфантилизмом, с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, с развитием личности по невротическому типу, детей, перенесших в раннем детстве тяжелые и длительные соматические заболевания, травмы головного мозга, вызвавшие функциональную недостаточность центральной нервной системы, детей с относительно стойкими состояниями незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия.Дети с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, характеризуются стойкими затруднениями в усвоении всех образовательных программ. Обучение таких детей допускается как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с задержкой психического развития (VII вид классификации специальных образовательных учреждений), так и в специализированных классах КРО в составе общеобразовательной школы.Однако "определение ребенка в специальный класс (школу) может состояться только после выявления причин его отставания в развитии и неуспеваемости" [6, с. 15]. Другими словами, сначала констатируется факт стойкого отставания развития познавательной и личностной сферы ребенка по сравнению с его сверстниками, причем на констатацию может уйти до двух лет обучения в школе, затем диагностируются причины, и только после этого начинается коррекционно-развивающая работа.Обучение происходит по специальным образовательным программам и в специальных организационно-педагогических условиях, включающих в себя меньшую наполняемость классов, соотнесение темпов учебной работы с возможностями познавательной деятельности учеников.В классах КРО устраняются или сглаживаются дефекты развития познавательной деятельности и физического развития ребенка, что обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс.Обучение аномального ребенка требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. И об этом нельзя забывать и на уроках русского языка и литературы. Важно воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности, ориентировать на положительные качества и вместе с тем развить способность к критической оценке своих действий и поступков.На уроках русского языка и литературы так же, как и на других уроках, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения. Здесь используются методы и приемы обучения, принятые для обычной общеобразовательной школы, а также некоторые методы и приемы из других областей коррекционной педагогики.Для организации эффективного коррекционно-развивающего обучения и воспитания рекомендуется использование следующих технологий.1. Технологии дифференциации и индивидуализации обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные группы (внутри класса).Это имеет следующие преимущества:• исключается уравниловка и усреднение детей;• в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче усвоить материал;• создаются щадящие условия для слабых;• у учителя появляется возможность помогать слабому;• появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;• повышается уровень Я-концепции ученика: слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.2. Технологии компенсирующего обучения – если не оказывать ученику дополнительной психолого-педагогической помощи, это приведет к хроническому отставанию в учебной деятельности и ещё большей социально-педагогической дезадаптации. К компенсирующим элементам (средствам) относят в первую очередь: любовь к ребенку ( забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);• урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;• адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;• использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);• формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;• взаимообучение, диалогические методики;• дополнительные упражнения;• оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.Использование коррекционных методов свидетельствует о том, что целесообразно обучать этих детей в составе сложившегося коллектива, применяя следующие специальные приемы:• упражнения на развитие памяти;• опора на наглядно-образную педагогику, восхождение от конкретного к абстрактному;Из методик внутрипредметной дифференциации здесь находят применение различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи:• опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы);• алгоритмы выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы);• указание типа, закона, правила;• подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли;• предупреждение о возможных ошибках;• разделение сложного задания на составляющие.Периодически, по прохождении тем и разделов, ученику предлагаются диагностические работы (можно проводить их в тестовой форме), чтобы определить уровень усвоения им материала и на этой основе наметить дальнейший путь развития. Ученик может на одном предмете задержаться, другой изучить в опережающем режиме.Недостатки развития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют использовать на уроке литературы такие методы, как школьная лекция и учебные дискуссии, диспуты.В то же время коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления.Поэтому в процессе обучения на уроках русского языка и литературы используются некоторые продуктивные виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций, эвристические беседы), но применение их ограничено.Умственно отсталые дети, как правило, приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого (чем в обычных классах) включения в процесс обучения методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т. д. Игровые методы чаще можно использовать для закрепления пройденного материала.В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей. Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит, необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается школьниками, не запоминается, следовательно, важно сочетать эти методы.Для запоминания изучаемого правила на уроке русского языка можно использовать прием неоднократного повтора нового правила всеми учащимися и записи его в тетради. Большое значение имеет сочетание разных методов. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока. В содержание учебного курса «Русский язык» и «Литература» можно ввести разделы, ориентированные на подготовку детей к восприятию последующего учебного материала. Изучение наиболее трудных разделов программ также предваряется различного рода практическими упражнениями, которые способствуют накоплению у учащихся непосредственных наблюдений.А занятия по курсу «Культура речи» направлены на развитие познавательных процессов, развитие связной устной и письменной речи.Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает также индивидуальные и групповые коррекционные занятия по русскому языку и литературе. Цель занятий: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и др.Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом индивидуальных пробелов в их обучении.Занятия включены в Типовой базисный учебный план общеобразовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, для которых предусмотрено от 2 до 4 часов в неделю за счет школьного компонента. Это время предусмотрено в расписании уроков. Не следует использовать эти часы для занятий со всем классом. Продолжительность занятий с одним учеником или с группой не должна превышать 20-30 мин. В группы можно объединять по 3 – 4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в усвоении школьной программы или похожие затруднения.При организации коррекционных занятий по русскому языку и литературе следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей, даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специальные методы, средства и формы обучения и воспитания. Для того, чтобы достичь эффективной работоспособности учащихся, учитель при разработке конспекта должен думать не о том, что он будет делать, а, прежде всего, о том, что будут делать ученики в ходе урока.Выбор методов и приемов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей, в связи с чем важное место должен занимать метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности. Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся, и тем самым реализовался охранительный режим обучения.