Сюжетно-ролевая игра " Магазин овощей и фруктов"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сюжетно-ролевая игра " Магазин овощей и фруктов"
Автор: Жигульская Светлана Сергеевна

Конспект сюжетно-ролевой в старшей группе«Магазин овощей и фруктов»Цель: Осмысления детьми представления о профессии продавца через сюжетно-ролевую игру «Магазин овощей и фруктов»Задачи:
  • Закреплять умение наиболее достоверно отображать в игре социальные взаимоотношения;
  • Прививать элементы навыков социального общения, развивать ролевой диалог «продавец – покупатель», «покупатель-покупатель»;
  • Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
  • Предварительная работа: Беседы: «Определим какой магазин: промтоварный, продуктовый, смешанный», «Что готовим из овощей и фруктов»; Продуктивная деятельность: совместное с детьми и родителями создание предметно-развивающей среды для игры (изготовление ягод из соленого теста, пошив фартука и нарукавников для продавца, изготовление монет из цветного картона, чеки из бумаги); Чтение художественной литературы: Л. Уланова «Правильная покупка», Ю. Тувим «Овощи», Д. Хармс «О том, как старушка чернила покупала»; Рассматривание иллюстраций на тему «Магазин»Словарная работа: касса, чек, витрина, ценник.Ход:- Ребята, представляете, я вчера была в овощном магазине со своей сестрой, попросила ее самостоятельно купить пару огурцов, пару помидор для салатика и рассчитаться. Она испугалась и растерялась. Это конечно, не беда, мы будем тренироваться. Но я сразу подумала «А смогли бы ребята из моей группы самостоятельно купить что-нибудь и как часто они с мамами и папами ходят в магазин?» (Ответы детей)- Ребята, а как можно узнать умеете вы делать покупки или нет? А какие бывают магазины? Посмотрите а в какой мы с вами можем поиграть магазин?-Верно. Можно я первая буду продавцом?Происходит распределение ролей. Возможно, что в процессе распределения дети выберут роли семейных или иных пар(папа-мама, муж-жена, мама-дочка и др.). В группе стоит прилавок с эмблемой «Овощи и фрукты», на котором разложены фрукты, овощи, ягоды, развешаны ценники (ярлычки с кружечками), количество изображенных кружков соответствует стоимости товара, на прилавке стоят касса с лотком для монет и чеками, рядом стойка с пакетами, в которые складываются покупки, недалеко стоит подставка с листами цветной бумаги зеленого цвета и латок с большими мячами (как варианты предметов-заместителей). Рядом с «магазином», создана предметно-развивающая среда для игры в «Дом».- В нашем магазине продаются только самые лучшие и свежие фрукты и овощи прямо из огорода( если зима, фразу пропускаем). Добрый день, что вы хотели?1 ребенок-покупатель: Здравствуйте, дайте мне пожалуйста помидор.- Хорошо, из всех овощей я больше всего люблю помидоры. Вам, наверное, на салатик?- Тогда нужно взять и лук к нему.- Подскажите, сколько стоит, а то я ценник из-за прилавка не вижу.1 ребенок-покупатель: 3 монетки помидор и 1 монетка лук.Воспитатель-продавец: Отлично, и того…1 ребенок-покупатель: 4 монетки.Отдает деньги продавцу.Воспитатель-продавец: спасибо за покупку, приходите к нам еще.Предполагается, что ребенок-покупатель пойдет «Домой», где сможет выложить покупки и заново вернуться в магазин. Эта ситуация создает предпосылки для возникновения параллельной сюжетной линии – игры в «Дом».2 ребенок-покупатель: Здравствуйте!- Добрый день!Воспитатель-продавец: Что вы хотели?2 ребенок-покупатель: Мне нужны яблоко и груша.- Без проблем! Это очень полезные фрукты, в которых много витаминов. Яблоко есть кисло-сладкое и сладкое. Вам какое?-Хорошо. Яблоко – три монеты, а груша – 2 монеты, и всего…2 ребенок-покупатель: 5 монет.- Все верно, спасибо за покупку, приходите к нам еще. До свидание.Так как изначально дети знают, что это магазин овощей и фруктов, то просят они только их. Но так как обычно в магазинах овощей и фруктов продаются и ягоды, воспитатель, руководя игрой, сам предлагает детям-покупателям приобрести ягоды.Воспитатель предлагает поменяться ролями и отдает вести главную роль продавца ребенку, а сам подключается к играющим, принимая дополнительную роль покупателя, и становится в очередь. Если сюжет начинает «пробуксовывать», воспитатель использует косвенное руководство игрой и влияет на общение продавца и 4 покупателя.- Добрый день, не могли бы Вы обслужить нас быстрее, а то очередь длинная, а я опаздываю на работу.Ребенок-продавец: Да, конечно. Что Вам?Очень важно, чтобы дети умели вводить в игру предметы-заместители. Если этого не происходит, воспитатель, используя косвенное руководство или в прямом ролевом диалоге, способствует этому процессу.Воспитатель-покупатель(обращается к другому покупателю): Вы знаете. Вчера я брала здесь такие вкусные арбузы и вам советую купить, не пожалеете. Такие круглые, а внутри красные, сочные, а косточки черные-черные, это значит спелые арбузы.Ребенок–покупатель: Здравствуйте, дайте пожалуйста арбуз.Ребенок-продавец может срезу сориентироваться и взять в качестве арбуза мяч, если этого не происходит, воспитатель ему помогает.Воспитатель-покупатель: Вон, кажется, Вам в ящиках красивые арбузы подвезли (указывает на контейнер с мячами).Ребенок-продавец: Да, конечно, сейчас подам. Воспитатель-покупатель (продавцу): Здравствуйте, дайте мне тоже один арбузик за 3 монеты, на салатик свежий огурец за 2 монеты и зеленый салат, его что-то на прилавке у Вас нет, но мне он очень нужен.Ребенок-продавец (не смог сам найти предмет-заместитель): У нас нет салата.Воспитатель-покупатель (указывая на стойку с зеленой цветной бумагой): Как нет, а вон же он.Ребенок-продавец: Сейчас подам. Стоит 1 монету. И всего 3 и 2 и 1 будет 5 монет.Производится расчет, возможно при помощи воспитателя.Воспитатель-покупатель (обращается к ребенку-покупателю): Мы с Вами из одного дома. Вы меня не узнали?Ребенок-покупатель: Нет.Воспитатель-покупатель: Жаль. Меня зовут Виктория. А Вас?Ребенок-покупатель: Борис.Воспитатель-покупатель: Очень приятно. Вы на машине ?Ребенок-покупатель может сориентироваться, найдя предмет-заместитель, но если не сможет, воспитатель помогает ему, вовлекая тем самым его в новую сюжетную линию, это может быть игра «Дорога» или «Заправка» или др.Ребенок-покупатель: Нет.Воспитатель-покупатель (составляет стулья в форме авто или складывает объемные мобили): А я на машине. Давайте я Вас довезу.Ребенок-покупатель: С удовольствием.Далее либо игра плавно переходит в другую сюжетную линию, либо эти линии проходят одновременно («Дом», «Поездка», «Заправка» и т.д.), количество детей увеличивается, на основе личных симпатий они объединяются в группы до 6-7 человек максимум.