«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Автор: Мария Евгеньевна Сустретова
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №2 «Солнышко»Проект«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Г.БорзяПлан педагогического проектаНазвание проекта:«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».Описание проекта:Проект представляет собой организацию работы по развитию творческих способностей у детей в различных видах продуктивной деятельности: тестопластику, аппликацию, работу с тканью, нитками, лепку и др. Все это позволяет развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие. Осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, установка на активизацию его опыта, раскрывается его творческий потенциал. Сроки реализации:Проект рассчитан на 4 года. I этап – организационный;II этап – реализационный;III этап – итоговый.Участники проекта:Воспитанники, родители, педагоги ДОУ.Целевая аудитория:Воспитанники, родители, педагоги ДОУ.Предметная область:Выставки, совместный досуг с родителями, кружковые занятия.Цель: Развитие детского творчества, художественно – эстетического вкуса через различные виды художественно – конструктивной деятельности с использованием нетрадиционной техники выполнения.Создание данного проекта предполагает реализацию следующих задач: Задачи:Создать условия для развития творческих способностей у дошкольников. Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов с учётом индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.Разработать план кружковой работы.Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре.Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности дошкольников, воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд. Развивать у детей чувство пропорции, композиции и ритма, гармонии цвета.Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.Учить детей работать самостоятельно и коллективно, распределять между собой самостоятельно или при помощи взрослого объём работ. Развивать и поощрять у детей стремление проявлять в работе инициативу, творчество.Воспитывать дружелюбие, стремление помочь товарищу. Воспитывать аккуратность, умение работать в предложенном темпе.Совершенствовать технику работы с ножницами, шаблоном, простым графическим карандашом, стекой.Учить планировать создание собственной игрушки-самоделки из бросового и природного материала, по назначению использовать дополнительные виды материалов. Этапы проекта:I этап – организационный (сентябрь – октябрь 2009г.)Сбор литературы, иллюстративного и практического материала:образцы, поделки, картины, схемы, электронные пособия, видеоматериалы, коллекции тканей, бумаги и др.;составление перспективного плана. II этап – реализационный (октябрь 2009г. по май 2013г.):посещение музеев: «Музей Сибири и Дальнего Востока», «Краеведческий музей», библиотеки.Посещение и участие в «Школе общения» в ДОУ (мастер-классы по тестопластике, бисероплетению, работе с бумагой, изготовлению кукол своими руками).Кружковая работа «Умелые лучики».Занятия с детьми продуктивного и художественного творчества.Мастер-классы детьми для родителей и детей ДОУ.Постоянно действующий уголок детского творчества.Участие детей в конкурсах различных уровней.III этап – итоговый (май 2013г.)«Ярмарка» - совместное мероприятие с детьми, родителями и педагогами ДОУ.Система управления реализации проекта:Управление и контроль над реализацией проекта осуществляется старшим воспитателем и воспитателем.Результатом проекта должны стать:Большое праздничное мероприятие совместно с родителями «Ярмарка».Реализация проекта предполагает: Дети:оформление ежемесячных выставок детских работ; участие в городских, областных и региональных выставках и конкурсах;детские мастер-классы для родителей.Педагоги:выступления перед родителями, памятки, буклеты: «Как воспитать творческую личность», «Волшебная бумага», «Творите своими руками», «Нарисованный мир», «Первые шаги в работе с бумагой в освоении техники «Оригами», « Истоки рукоделия»;мастер-классы для родителей: «Волшебная сказка – Оригами»; «День открытых дверей» (Посещение родителями занятий кружка «Умелые лучики» и участие в его работе). Родители:Изготовление поделок-образцов (игрушки из глины: «Барыня», «Русалка», «Павлин» и т.д., картины из теста: «Петушок», «Красная шапочка», «Безопасный переход», «Наш любимый детский сад»; природный и бросовый материал: «Домик в деревне», «Малая Родина – Кузбасс», «Родословное дерево»).Мастер-класс для других родителей (А.А.Ореховой, А.Н.Макаровой, Е.В.Абрамовой).Совместная деятельность:Конкурс семейных работ «Семейный логотип», «Генеалогическое дерево», «Солнышко лучистое», «Радуга нашего края».Конкурс творческих семейных работ «Осенний букет» (нетрадиционная техника выполнения творческих работ, с использованием разнообразных материалов); «70 елочек Кузбассу».Перспективы развития проекта:Открытие художественной мастерской «Умелые лучики».Пояснительная записка педагогического проекта«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности. В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, способность понимать позицию другого человека. Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, к дезадаптированности в условиях современной жизни. Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и прочее. Опыт показывает, что занятия в кружке «Умелые лучики» способствуют активному развитию у ребёнка мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств, художественных способностей и эстетического вкуса. C этой целью предлагаю детям разложить фигуры для аппликации по оттенкам, форме, провожу игры на ориентировку в пространстве. Большое значение придаю предварительной работе. В этом случае ценны познавательные беседы («Природа нашего края», «Звери нашего леса», «Мир вокруг нас»), рассматривание картин Левитана, Шишкина, Васнецова, чтение художественной литературы («Природа Кузбасса», «Дымковская игрушка», «Игрушки из теста», «Пословицы и поговорки о труде», и т.д.). Перед тем, как провести аппликацию в подготовительной группе «Корабли на рейде», была проведена большая предварительная работа: родители с детьми изготовили макеты кораблей для мини – музея «Морской славы», пополнили сюжетно – ролевую игру «Пароход» новыми атрибутами (бинокль, бескозырка), рассмотрели детскую энциклопедию «Морские обитатели».