"Учимся играя" Развитие навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Учимся играя" Развитие навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия.
Автор: Денега Ирина Владимировна
«Учимся играя»Развитие навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия.Занятие (игровое) для обучающихся дошкольных образовательных организаций, возраст: 4-6 лет Цель: развитие коммуникативных навыков, умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности. Форма проведения: игровое занятие.РазминкаУчастники садятся в круг, ведущий встает в центре круга. Ведущий: «Сейчас у нас будет возможность поздороваться по-особенному. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, у кого есть что-то одинаковое.Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», – и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге». Упражнение позволяет лучше узнать друг друга и помочь преодолеть стеснение, включиться в работу группы.Упражнение 2 «Давайте жить дружно» Время: 10 минут. Цель упражнения: сформировать чувство принадлежности к группе, помочь каждому ребенку чувствовать себя более защищенным, преодолеть трудности в общении. Обучающиеся рассаживаются в круг. Ведущий: «Ребята, посмотрите внимательно друг на друга. Давайте по кругу по очереди ласковыми словами назовем своего соседа справа. Это может быть ласковый вариант его имени или нежное, доброе пожелание». Дети по кругу по очереди придумывают соседу доброе пожелание. Ведущий: «Ребята, видите, как может быть приятно, когда к вам ласково и по-доброму обращаются! А теперь мы поиграем с вами в игру, которая поможет нам еще больше подружиться. Мы поиграем в поезд. Этот поезд у нас непростой: его вагончики очень дружные, они крепко держатся друг за друга, никто не отстает, но никто и не убегает вперед. Вставайте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего. Тот, кто стоит первым, будет машинистом. Наш поезд пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает ритм и подстраивается под соседей. Поезд едет в разных направлениях, быстро, медленно, поворачивая. Машинист меняется. Но помните: как бы поезд ни ехал, вагончики крепко держатся друг за друга!»Дети встают друг за другом и кладут руки на плечи стоящего впереди. Первый ребенок – «машинист», он задает темп и характер движения. Задача остальных детей – двигаться максимально слаженно, не сбиваясь, крепко держась друг за друга. «Машинист» может меняться несколько раз за время игры. Ведущий: «Ребята, какие вы молодцы! Вы так дружно управляли поездом! Видите, как можно дружно делать одно дело. Я очень рада, что сегодня мы научились, как можно выражать добро и делать вместе дружно одно дело» Упражнение 3 «Охота на тигров» Время: 10 минут. Цель упражнения: развитие коммуникативных навыков. Необходимые материалы: игрушка, изображающая тигра, имеющая размер до 10 см (должна помещаться полностью в сомкнутые ладони ребенка). Обучающиеся встают в круг. Ведущий: «Я сейчас отвернусь к стене и посчитаю до десяти. В это время вы передаете друг другу игрушку, изображающую тигра. Когда я закончу считать, то тот, у кого оказалась игрушка в этот момент, закрывает ее ладошками и вытягивает руки вперед. Остальные тоже должны сложить ладошки вместе и вытянуть их вперед. Когда я обернусь, мне нужно будет найти игрушку». Я отворачиваюсь к стене. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять!» Пока он считает, обучающиеся передают друг другу игрушку. Ведущий: «Я поворачиваюсь… Так, у кого же игрушка?». Ведущий угадывает, где игрушка. Когда ведущий высказал предположение, все раскрывают ладошки, и если ведущий отгадал, то тот, у кого была игрушка, становится водящим. Если же не отгадал, он вновь становится водящим.Примечание: если дети еще не могут самостоятельно посчитать, то ведущий может сделать это вместе с ними или за них. Игра продолжается 3-4 раунда, после ведущий спрашивает у тех, кто был водящим, что помогло им угадать. Ведущий: «Когда вы пытались «поймать тигра», что помогло вам угадать, кто из участников его прячет?» Обучающиеся называют разные способы угадывать. Ведущий предлагает подумать еще об одной примете, по которой можно догадаться про игрушку. Ведущий: «Ребята, в этом упражнении мы с вами научились владеть выражением своих эмоций на лице, а также тихо и слаженно действовать, передавая «тигра», ведь если бы вы не справились с этим, ведущий бы сразу понял, у кого игрушка».Упражнение 4«Игра-ситуация»Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.Содержание: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:1. Два мальчика поссорились – их.2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.10. Ребёнок плачет – успокой его.11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.Упражнение 5«Обыкновенное чудо» Время: 10 минут. Цель упражнения: формирование благоприятного климата, развитие эмпатических способностей. Необходимые материалы: тканевый мешок, гладкий камешек, который может поместиться в руку ребенка. Ведущий: «Давайте сядем поудобней, чтобы видеть друг друга. Посмотрите, у меня в руках камешек (ведущий достает камешек из мешочка), поиграем с этим камнем. Этот камень не простой, а волшебный. С его помощью можно сотворить чудо». Дети садятся в круг. Ведущий: «Сейчас мы будем передавать камешек по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он любит делать больше всего. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня. Итак, я – (роль ведущего, имя). Больше всего люблю гулять, играть в парке…». Далее по очереди высказываются дети. Ведущий по необходимости дополняет ответы или задают уточняющие вопросы.Ведущий: «Вы все огромные молодцы! У некоторых из вас есть одинаковые интересы, однако есть и различия. Давайте узнаем, что любите вы все? Может быть, играть, или есть мороженое?» (ведущий предлагает разнообразные варианты). Ведущий: «Вот видите, как много у вас всех общего!» Камешек возвращается ведущему. Ведущий: «Сейчас я держу в руках камешек и чувствую, что он теплый. Он согрелся в наших руках. Каждая ваша ладонь сделала его теплее, вы вместе смогли его нагреть. Многие вещи делать в команде гораздо эффективнее, чем одному.Вот и свершилось чудо – сегодня мы познакомились друг с другом поближе, узнали, чем вам больше всего нравится заниматься, стали настоящей командой».