Методическая разработка открытого занятия на тему: "Имя прилагательное"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка открытого занятия на тему: "Имя прилагательное"
Автор: Элина Хасанбиевна Сохрокова

Кабардино-Балкарская РеспубликаГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо дисциплине ОДБ 01 «Русский язык»на тему: «Имя прилагательное как часть речи»г. Нальчик, 2024 гМетодическая разработка открытого занятия по дисциплине «Русский язык», на тему: «Имя прилагательное как часть речи. Подготовил преподаватель КБАДК- Сохрокова Э.Х.В методической разработке раскрывается методика проведения открытого занятия по дисциплине «Русский язык» на тему «Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степени сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой». АннотацияДанная методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя прилагательное как часть речи». Урок составлен на основе Рабочей программы по учебной дисциплине ОДБ 01 «Русский язык». По структуре урок - комбинированный с различными формами организации деятельности обучающихся. Методическая разработка может быть полезна преподавателям СПО учебной дисциплины «Русский язык». Целью методической разработки урока русского языка является практическая помощь педагогическим работникам в выборе форм и методов проведения учебного занятия по данной теме. СодержаниеВведениеРусский язык занимает особое место в системе среднего общего образования, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как ведущий гуманитарный учебный предмет, русский язык, содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности.Актуальность содержания и формы настоящей методической разработки обусловлены необходимостью достижения предметных и метапредметных результатов изучения предметной области «Филология».Цели и задачи урока: образовательные: систематизировать знания студентов о прилагательном как части речи, совершенствовать умение находить прилагательные в тексте, отличать их от других частей речи, повторить лексико-грамматические разряды прилагательных, степени сравнения, полную и краткую форму, определять синтаксическую роль прилагательных в предложении, формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации, уметь правильно употреблять прилагательные в речи;развивающие: развивать коммуникативную культуру, образное мышление студентов, монологическую речь, развивать способность переключать внимание, выделять главное, последовательно излагать свои мысли, делать самостоятельные выводы и умозаключения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;воспитательные: вызвать интерес к изучению данной темы, пробудить интерес к самостоятельному изучению материала, побудить студентов к активности; прививать уважительное и внимательное отношение к родной речи, русскому слову, родному краю, природе.Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок закрепления полученных знаний.Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Межпредметные связи: «Русская литература», «Музыка».Планируемые образовательные результаты:предметные: систематизация и закрепление знаний студентов о прилагательном как части речи, морфологических признаках прилагательных, формирование умения применять полученные знания в нестандартной ситуации, уметь правильно употреблять прилагательные в речи;метапредметные: владение разными видами извлечения информации из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;личностные: совершенствование навыков фронтальной работы, групповой работы, осуществление контроля и самоконтроля, совершенствование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, обобщать и делать выводы. Оборудование: учебник русского языка. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287с.; дидактический раздаточный материал.План урока:
  • Организационный этап. Самоопределение к деятельности. Мотивация, побуждающая обучающихся к вступлению в деятельность. Целеполагание. Организация работы в группах. Организация работы с мини-тетрадью.
  • Актуализация знаний. Беседа со студентами. Устный опрос. Лингвистический эксперимент.
  • Основная часть урока. Работа с терминологией, Выполнение заданий в мини-тетради. Работа с текстом стихотворения К.Бальмонта «Снежинка». Словарно-семантическая работа. Творческая работа в группах. Подведение итогов групповой работы. Рефлексия. Здоровьесберегающая технология «Чудесный цветок». Закрепление изученного материала. Устное выполнение тренировочных упражнений.
  • Заключительная часть урока. Выполнение заданий в мини-тетради. Устное выполнение тренировочных упражнений на исправление речевых ошибок. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Выставление оценок. Рефлексия. Незаконченное предложение.
  • Основная частьХОД УРОКАI. НАЧАЛО УРОКА.1. Организационный момент.- Дорогие студенты, я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. - Все ли в хорошем расположении духа?- Все ли у вас в порядке?- Я хочу вспомнить известные строки:У природы нет плохой погоды,Каждая погода — благодать!Дождь ли, снег — любое время годаНадо благодарно принимать.- Кто автор этих строк? (Эльдар Рязанов)- Итак, давайте улыбнемся друг другу и в хорошем расположении духа начнем наш урок. Ведь любую работу надо делать с хорошим настроением. - Начинаем урок с девиза: В жизни много интересного, но пока нам неизвестного. 2. Организация работы в группах. Самоопределение к деятельности.Студенты, входя в учебную аудиторию выбрали квадратик желтого, голубого или розового цвета, таким образом разделились на три группы. - Как вы, наверное, поняли, мы разделились на три группы. Каждая группа заняла свое место за столом, где расположен флажок соответствующего цвета.- В течение 1 минуты определите руководителя группы и того, кто будет следить за временем в группе.3. Организация работы над текстом.- В течение 1 минуты внимательно прочитайте данные тексты и обсудите в своей группе, к какому типу речи они относятся. Определите главную мысль каждого текста. Определите, отличаются ли эти тексты, если отличаются, то чем. (Приложение 2)4. Сообщение темы урока.5. Организация работы в мини-тетради. Целеполагание и постановка задач урока. - Ребята, у каждого из Вас есть мини-тетрадь, заполните титульный лист, подумайте, чему Вы хотите научиться на сегодняшнем уроке, продолжите фразы:
  • Я сегодня хочу узнать
  • Я сегодня хочу развивать
  • Я хочу приобщиться
  • Заполнение мини-тетради.Руководитель группы сообщает, какие задачи поставили перед собой студенты.II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 1. Беседа со студентами. Ответ дает руководитель группы.- Вы прочитали два текста. Какой текст понравился Вам больше? Почему?- К какому стилю речи можно отнести тексты?- С помощью какой части речи автор создает описание картины? (С помощью прилагательных) -Какой мы можем из этого сделать вывод? (Одним из признаков такого типа речи, как описание, является употребление прилагательных.)- Мы провели лингвистический эксперимент и убрали из текста прилагательные. Что вы можете сказать о роли прилагательных в тексте? (Прилагательные — способ создания яркого образа, они делают текст более наглядным и эмоциональным. Без них теряется красота и благозвучность текста. Прилагательные, которые придают тексту образность, в тексте выступают в роли эпитетов).III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
  • Работа с терминологией.
  • - Давайте вспомним определение имени прилагательного.
  • Работа со стихотворением К. Бальмонта «Снежинка».
  • Выразительно прочитайте стихотворение. Назовите слова, на которые падает логическое ударение. Какова стилистическая роль определений в тексте? Есть ли в тексте прилагательные? Выполнение заданий в мини-тетради.
  • Выполнение заданий в мини-тетради. Словарно-семантическая работа.
  • Как ты понимаешь значение выражения.Не в высь лазурную,На землю проситсяПользуясь толковым словарем, объясни значение слованизринуть-Высь - о безграничности, необозримости. Безбрежная, безграничная, бездонная, бесконечная, беспредельная, глубокая, далекая, заоблачная, надзвездная, небесная, неоглядная, поднебесная. О цвете, прозрачности. Безоблачная, бирюзовая, голубая, лазоревая, лазуревая (устар.), лазурная, лиловая, малахитовая, полнолунная (устар. поэт.), синяя, фиолетовая, хрустальная. Синонимы: высота, высь, вышинаЛазурный - цвета лазури, светло-синий.Лазурное небоНизринуть - сбросить сверху, повалить вниз.
  • Работа с текстом стихотворения.
  • Выполнение заданий в мини-тетради.Пользуясь текстом стихотворения, запишите признаки, которые может иметь снежинкаСНЕЖИНКА - светло-пушистая, белая, чистая, смелая, сохранно-белая, умелая. Допишите свои характеристики снежинки.Придумайте свои характеристики снежинки. Холодная, прозрачная, волшебная, удивительная, лучистая, маленькая, большая.Выпишите в свою тетрадь словосочетания сущ +прил, которые вам особенно понравились, являются наиболее красивыми.Выполнение заданий в мини-тетради.
  • Творческая работа в группах.
  • В течении 3 минут каждая группа студентов выполняет задания.1 группа - Восстанови рассыпавшийся плакат "Морфологические признаки прилагательного". (Приложение 4)2 группа - Пользуясь разными источниками информации, составьте таблицу «Лексико-грамматические разряды прилагательных», дополните таблицу примерами. (Приложение 5)3 группа - Восстанови сказку. Переведите сказку на язык науки. Заполни таблицу.(Приложение 6)4. Выступления студентов с отчетами о проделанной работе.1 группаИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ, которая обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы «КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?», «ЧЕЙ?»Например, _______________________________________ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ изменяются по РОДАМ, ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ.Прилагательные могут иметь КРАТКУЮ ФОРМУ.Например, _______________________________________В предложении прилагательное чаще всего выполняет роль определения, но может быть и СКАЗУЕМЫМ.Например, ___________________________________________2 группаЛексико-грамматические разряды имен прилагательных:КачественныеОбозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой?».Относительные Обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой?».ПритяжательныеОбозначают принадлежность предмета живому существу или лицу (отцовский, сестрин, лисий). Отвечают на вопрос «чей?».3 группа5. Подведение итогов групповой работы. 6. Рефлексия.Здоровьесберегающая технология «Чудесный цветок»Преподаватель просит студентов сложить ладони рук в виде бутона, представив, что каждый пальчик, это лепесток. Затем под музыку лепестки начинают раскрываться, медленно, пока у каждого не будут раскрыты полностью ладони. У каждого студента получается свой цветок. 7. Закончи предложение.Выполнение заданий в мини-тетради.Мой цветок (душистый, ароматный, весенний, красивый, легкий, чудесный, необыкновенный, волшебный, полевой, фиолетовый, красный, большой, маленький...)8. Степени сравнения имен прилагательных.Слово преподавателя- Ребята, вспомните, как образуются степени сравнения имен прилагательных.Нам часто приходится сравнивать признаки людей или предметов. А делаем мы это с помощью степеней сравнения имен прилагательных. В соответствии со своим общим грамматическим значением качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие, в какой мере признак проявляется в предмете. Это сравнительная и превосходная степени сравнения. 9. Закрепление изученного материала. 10. Выполнение заданий в мини-тетради.На небе светит яркая звезда. А там звезда еще ярче. Вот появилась более яркая звезда. А вот, наконец, ярчайшая. Далеко-далеко самая яркая.11. Устное выполнение тренировочных упражнений.IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.1. Выполнение заданий в мини-тетради.2. Устное выполнение тренировочных упражнений на исправление речевых ошибок.3. Рефлексия. Незаконченное предложение.Выполнение заданий в мини-тетради.
  • Сегодня на уроке я понял
  • Мне было интересно узнать
  • -Я научился
  • 4. Оценивание студентов.5. Сообщение домашнего задания.Выполнить домашнее задание по мини-тетради.Восстановленный текст стихотворения.Небо называют – голубым,Солнце называют – золотым,Время называют – невозвратным,Море называют – необъятным,Называют женщину – любимой,Называют смерть – необратимой,Называют истины – святыми,Называют страсти – роковыми.Как же мне любовь мою назвать,Чтобы ничего не повторять.Приложение 1Приложение 2ЗАДАНИЕ 1Внимательно прочитайте данные тексты. Определите, к какому типу речи они относятся. Определите главную мысль каждого текста. Определите, отличаются ли эти тексты, если отличаются, то чем. Приложение 3ЗАДАНИЕ 2Выразительно прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Снежинка». Назовите слова, на которые падает логическое ударение. Какова стилистическая роль определений в тексте? Есть ли в нем прилагательные?СнежинкаСветло-пушистая,Снежинка белая,Какая чистая,Какая смелая!Дорогой бурноюЛегко проносится,Не в высь лазурную,На землю просится.Лазурь чудеснуюОна покинула,Себя в безвестнуюСтрану низринула.В лучах блистающихСкользит, умелая,Средь хлопьев тающихСохранно-белая.Под ветром веющимДрожит, взметается,На нем, лелеющем,Светло качается.Его качелямиОна утешена,С его метелямиКрутится бешено.Но вот кончаетсяДорога дальняя,Земли касается,Звезда кристальная.Лежит пушистая,Снежинка смелая.Какая чистая,Какая белая!1903Приложение 4ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - _____________________________, которая обозначает __________________________ и отвечает на вопросы ___________________________________________________. Например, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ изменяются __________________________________________.Прилагательные могут иметь ________________________ ФОРМУ. Например, В предложении прилагательное чаще всего выполняет роль___________________ , но может быть и _________________________ . Например, Приложение 4Приложение 5РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХРазрядединственный постоянный морфологический признак прилагательных. Существуют три разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.Качественные прилагательныеОбозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой?».Имеют такие признаки:
  • сочетаются с наречиями «очень» и «слишком» (очень большойслишком красивый).
  • из качественных прилагательных возможно образовать:
  • сложное прилагательное путём повтора (вкусный-вкусный, большой-большой).
  • однокоренное прилагательное с приставкой не - (неглупый, некрасивый).
  • Имеют ы (глупый— умный).
  • Большинство качественных прилагательных имеют две формы: полную (умный, вкусный) и (умён, вкусен). Относительные прилагательныеОбозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой?».Выражают отношение предмета к другому предмету (дверной), материалу (железный), свойству (стиральный), времени (январский), месту (московский), единице измерения (пятилетний, двухэтажный, килограммовый).Не имеют , степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» и «слишком», не имеют антонимов.Притяжательные прилагательныеОбозначают принадлежность предмета живому существу или лицу (отцовский, сестрин, лисий). Отвечают на вопрос «чей?».Не имеют , степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» и «слишком», не имеют .Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.Есть у имен прилагательных такие свойства, которые позволяют нам разделить их на три большие группы. Или, как мы говорим, разряды.Подберем прилагательные к слову карандаш.Тонкий,маленький,красивыйдеревянный,пластмассовый.Если карандаш мы попросили у сестры Маши, то мы можем сказать, что он Машин или сестрицын. Посмотрите на последние прилагательные. Они отвечают на вопрос чей? Такие прилагательные называются притяжательными. Они обозначают принадлежность предмета кому-либо.Прилагательные, которые мы назвали первыми (тонкий, маленький, красивый) качественные. Они обозначают качества предмета, то есть те признаки, которые могут проявляться в предмете в большей или меньшей степени. Это может быть цвет, размер, форма и так далее.Прилагательные второй группы (деревянный, пластмассовый) называются относительными. Они обозначают признак предмета, который не может быть выражен в большей или меньшей степени. Эти прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, признак предмета по времени или месту его существования, признак предмета по назначению и другое. При употреблении таких прилагательных в словосочетаниях мы легко можем заменить их существительными.Например:Деревянный дом – дом из дереваЗимний день – день зимыКак определить разряд прилагательного?Определить, к какому разряду относится имя прилагательное, достаточно просто. Для этого надо выполнить следующий алгоритм:1. Задайте вопрос:Если имя прилагательное отвечает на вопрос чей?, перед нами притяжательное прилагательное.А вот если прилагательное отвечает на вопрос какой?, перейдите к следующему шагу.2. Образуйте от имени прилагательного краткую форму или любую степень сравнения.Если у вас это получается, то перед нами качественное имя прилагательное.А если нет, то относительное.Попробуем определить разряды имен прилагательных из четверостишья:От злого волка –В земляную щелку.По холодной росе –К хитрой лисе.Для удобства мы можем ставить прилагательные в именительный падеж единственного числа.Злой (какой?). Пробуем образовать степени сравнения: злее, самый злой.Значит, перед нами качественное прилагательное.Земляная (какая?). Пробуем образовать степени сравнения. Не может быть одна норка более земляной, чем другая. Да и краткую форму от этого прилагательного образовать не получится. Перед нами относительное прилагательное.Прилагательные холодной и хитрой тоже качественные, потому что отвечают на вопрос какой? и от них можно образовать степени сравнения (самый холодный, самая хитрая).Приложение 6Лингвистическая сказкаСамым красивым городом в стране Частей Речи считался город Прилагателенск. Жили-были в нем имена прилагательные. Были они очень недовольны своей фигурой: считали себя слишком полными и всячески хотели избавиться от лишнего веса. Какие только диеты не перепробовали, чтобы только похудеть и обрести фигуру своей мечты!Наконец главный диетолог СШЛ (Соединенных Штатов Лексики) посоветовал им сесть на суперэффективную синтаксическую диету.Процесс похудания полных имен прилагательных взял под свой личный контроль известный инструктор по фитнесу – атлет Имя существительное. Под его руководством изголодавшиеся имена прилагательные усиленно занимались на тренажерах, практически не слезали с беговой дорожки. «Спорт, спорт и еще раз спорт и никакого ужина», – повторяли они каждый день.После изнурительной синтаксической диеты и многочасовых тренировок полные имена прилагательные худели на глазах. Их окончания становились на несколько букв короче. Например, прилагательное «хороший», потеряв несколько букв в окончании, превращалось в «хорош».У суперэффективной синтаксической диеты был один побочный эффект. Когда имена прилагательные были полными, они отвечали на вопросы: какой? какая? какое? какие? Похудев, они стали откликаться только на вопросы: каков? какова? каково? каковы? Краткие прилагательные в предложении могли быть только сказуемыми. Эти слова не склонялись, но изменялись по числам, а в единственном числе – по родам.Однако не все полные прилагательные смогли выдержать изнурительную диету и колоссальные физические нагрузки: некоторым не хватило силы воли, для того чтобы похудеть. Поэтому не все полные имена прилагательные в наши дни имеют краткую форму.Переведите сказку на язык науки. Заполни таблицу Приложение 7 Слайд 1Слайд 2Слайд 3Слайд 4Слайд 5 Слайд 6Слайд 7Слайд 8Слайд 9Слайд 10Слайд 11Слайд 12Слайд 13Слайд 14Слайд 15Слайд 16Слайд 17Слайд 18Слайд 19Слайд 20ЗаключениеВ методической разработке данного урока учтены современные требования, предъявляемые к урокам русского языка. Это, прежде всего, реализация взаимосвязанных задач обучения: предметных, метапредметных, личностных Цели и задачи урока реализованы: 1. образовательные в ходе работы над текстом стихотворения К. Бальмонта, во время групповой работы, в ходе выполнения заданий в мини-тетради; 2. развивающие - через монологическую речь студентов при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов одногруппников, через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;3. воспитательные - через подбор дидактического материала на примере стихотворения К.Бальмонта, уважительное отношение к одногруппникам формировалось через прослушивание монологических ответов студентов, работу в коллективе.Метод урока по типу познавательной деятельности: частично-поисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством преподавателя и руководителя групп), осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (через составление словосочетаний и предложений на определённую тематику).С целью повышения качества образования, мотивации познавательного интереса студентов к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти преподавателем выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 20 слайдов С целью экономии рабочего времени работа на уроке выполняется студентами на специальном рабочем листе, в мини-тетради.Во время урока используются следующие технологии:здоровьесберегающие технологии, технологии коллективного сотрудничества, технологии личностно-ориентированного образования, компьютерные технологии.В ходе урока сочетаются: индивидуальная, фронтальная, коллективная виды работ.Список использованных источников
  • Власенков А.И. Учебник русского языка. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287с.
  • С.И. Ожегов. Словарь русского языка.
  • Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. – Л., 1990.
  • Бесплатные открытые видеоуроки – Режим доступа:
  • Инфоурок. ру – Режим доступа: https://interneturok.ru/