Рабочая программа по фгос "природоведение" 6 класс
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по фгос "природоведение" 6 класс
Автор: Анна Юрьевна Некрасова
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано Утверждено
учителей надомного обучения Заместитель директора по УВР Директор ГБОУ Казанская школа №142
Руководитель _______ /Т.М. Ахмадеева/ ____________ /Т.И.Егорова/
Протокол № __1__ ____________ /И.К. Бакалдина/ Приказ № 78 от
от _27_ 08 2024г. 27 ___08. 2024 г. 05 09 2024 г.
Рабочая программа
по учебному предмету Природоведение 6 Б класс
Вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
учителя-дефектолога (олигофренопедагога) II квалификационной категории
Некрасовой Анны Юрьевны
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1
28.08.2024 г.
2024– 2025 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих, нормативно-правовых документов
Федеральный закон РФ Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2022-2023 учебный год.
Адаптированной основной общеобразовательной программой ГБОУ Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья (вариант I)
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего общего образования на 2021-2022 учебный год.
Учебник естествознания Природоведение, 5 класс.
Авторы Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. 2020год.
В учебном плане Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья предмет Природоведение находится в предметной области естествознания.
На предмет отведено 1 час в неделю, 34 часа в год.
Изучение природоведения в 6 классе имеет своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;
формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных растений и культурных растений);
формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.
развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:
методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
методов исследования (наблюдение, анкетирование).
Предмет Природоведение входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
-полисенсорности восприятия объектов;
-практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
-накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
-закрепления представлений, постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накопления опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
-постепенного усложнения содержания предмета: расширения характеристик предмета познания, преемственности изучаемых тем.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление ( умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).
Программа по природоведению в 6 классе включает следующие разделы:
Введение.
Растительный мир Земли.
Животный мир Земли.
Человек.
П. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижения двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программы по предмету Природоведение для учащихся 5 класса включают индивидуальные личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета Природоведение, характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
-формирование интереса к изучению природоведения;
-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
-овладение нормами экологического поведения в природной среде с сохранением собственного здоровья.
Формирование базовых учебных действий
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в процессе всего школьного обучения биологии и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения адаптированной программы по предмету. Программа формирования базовых учебных действий по природоведению реализуется в процессе и учебной, и внеурочной деятельности в 5-6 классах.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.
Программа формирует основы учебной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые способствуют их подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Приоритет отдаетсяформированию мотивационного компонента учебной деятельности; овладению комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; развитию умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Уровни овладения предметными результатами
Адаптированная образовательная программа по природоведению (6 класс) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
-отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
-соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
-выполнение несложных заданий под контролем учителя;
-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
-представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
-выделение существенных признаков групп объектов;
-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
-совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
-осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Ш. Критерии и нормы оценки результатов освоения образовательных программ обучающихся.
Оценка
Базовый уровень
Минимально необходимый уровень
5
Оценка 5 ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет.
Оценка 5 ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя
4
Оценка 4 ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя
Оценка 4 ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя
3
Оценка 3 ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка 3 ставится, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Тестовый контроль
Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности учащихся и предназначены для выявления уровня знаний по заданной теме. 1 группа – выполняет все задания тестов. 2 группа – сокращённый объём заданий. 3 группа – задания выбираются индивидуально для каждого ребенка. Оценка уровня знаний проводится после изучения темы.
Критерии оценивания
1 группа
Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена самостоятельно.
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок.
Не справился с заданием, если допущены более 3 ошибок.
2 группа
Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена с небольшой помощью.
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок
3 группа
Оценка 5 не ставится
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена небрежно и допущены более 3 ошибок.
Фонд оценочных средств: индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельные работы.
IV. Содержание учебного предмета
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
1
Введение
1
2
Растительный мир Земли
8
3
Животный мир Земли
17
4
Человек
6
5
Обобщающий урок
2
Итого
34
V. Информационная справка к календарно-тематическому планированию
Дополнительная литература:
Энциклопедия Я познаю мир Животные. АСТ-ПРЕСС
Г.В. Семкин Атлас Страна, в которой я живу. М. РОСМЭН 2006
Большая энциклопедия животного мира. М. РОСМЭН 2006
500 удивительных фактов. Животные. М. РОСМЭН 2005
Юный натуралист. Наблюдаем насекомых. Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТ-ПРЕСС.1997
Юный натуралист. Мир ручьев, прудов и рек. Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997
Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство Большая Российская энциклопедия. М. 2003
Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство Большая Российская энциклопедия. М. 2003
VΙ. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Разделы и темы
Кол-во часов
Дата
Планируемые результатаы
Основные виды
деятельности обучающихся
Оборудование
1
Живая природа: растения, животные, человек
1
Узнавание объектов живой природы на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов живой природы. Выделение общих признаков объектов живой природы
Повторение основных сведений из курса природоведения о живой природе (растения, животные, человек). В ходе беседы с учителем выявление признаков живого и взаимосвязи живой природы с неживой. Работа в парах с раздаточным материалом. Самооценка. Рефлексия.
Слайды с картинками живой и неживой природы. Набор картинок с разными представителями живой природы для каждой пары учеников
2
Разнообразие растительного мира на нашей планете. Среда обитания растений
1
Узнавание и называние растений на иллюстрациях, фотографиях. Представление о назначении растений и их роли в окружающем мире. Отнесение растений к определённым группам. Называние разных сред обитания растений и растений, произрастающих в них. Умение находить в тексте, где говорится о растениях разных сред обитания
Анализ наблюдений за разными представителями растительного мира, выявление их существенных признаков. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником. Выявление взаимосвязи между названиями группы растений и их применением: дикорастущие и культурные (овощные культуры, декоративные). Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками растений разных природных зон и групп растений по назначению. Учебник
3
Строение растений. Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы
1
Узнавание частей растения на комнатных растениях и в природе. Представления о взаимосвязях частей растений, выделение существенных признаков частей растений. Называние растений определённых групп и объяснение своего решения. Рассказ о группах растений. Осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников
В ходе беседы с учителем выявление частей растений (корень, стебель, лист, цветок, плод). Рисование схемы строения растений. Нахождение на рисунках, фотографиях этих частей у разных растений. Установление функций частей растений и их взаимосвязи. Игра Собери растение из его частей. Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями разных растений. Учебник. Карандаши. Картинки растений, разрезанные на части
4
Лиственные деревья. Хвойные деревья
1
Знать классификацию растений, знать признаки лиственных растений, отнесение растений к лиственным на основании основных признаков. Называть представителей лиственных дикорастущих и культурных растений (по 3-4 представителя). Отнесение лиственных растений к разным группам с учетом различных оснований для классификации (лиственное, дикорастущее, культурное). Знать признаки хвойных растений, отнесение растений к хвойным на основании основных признаков. Называть представителей хвойных растений (3 представителя). Отнесение хвойных растений к разным группам с учетом различных оснований для классификации (хвойное, дикорастущее)
Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций с изображением деревьев. Выявление лиственных деревьев, их отличительных особенностей. Анализ и выявление закономерностей о дикорастущих и культурных лиственных деревьях. Работа со словарём, определение слова – листопад. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями лиственных и хвойных деревьев. Учебник со словарём. Слайды с 3 деревьями, 2 из которых – лиственные. Для работы в парах картинки и фотографии культурных и дикорастущих деревьев
5
Дикорастущие кустарники. Культурные кустарники
1
Узнавать и называть дикорастущие кустарники (не менее 3), выделять существенные признаки дикорастущих кустарников, относить изученные растения к различным группам (кустарники, дикорастущие кустарники) с учетом оснований для классификации. Узнавать и называть культурные кустарники (не менее 3) , выделять существенные признаки культурных кустарников, относить изученные растения к различным группам (кустарники, культурные кустарники) с учетом оснований для классификации
Слушание объяснений учителя. Анализ иллюстраций с изображением кустарников. Анализ и выявление закономерностей о дикорастущих и культурных кустарниках с использованием текста учебника, их значение для природы и человека. Анализ проблемных ситуаций. Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями, среди которых кустарники. Учебник. Слайды с фотографиями орешника, дикорастущей малины, боярышник, шиповник
6
Травы. Декоративные растения
1
Знать классификацию растений, признаки трав. Узнавание дикорастущих и культурных трав на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение трав к изучаемой группе, называние дикорастущих и культурных трав (подорожник, ромашка, укроп, петрушка). Узнавать и называть декоративные растения (не менее 5), выделять существенные признаки декоративных растений.
Анализ иллюстраций с изображением растений, нахождение травянистых растений, и их отличия от деревьев и кустарников. Работа с учебником. Выявление закономерностей.
Анализ проблемных ситуаций.
Работа с учебником. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями разных растений, в том числе травянистых. Учебник. Слайды с фотографиями травянистых растений, описанных в учебнике (стр. 27-28)
7
Лекарственные растения. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями
1
Узнавать и называть лекарственные растения (не менее 4), относить изученные растения к различным группам (дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации. Узнавать и называть комнатные растения, относить изученные растения к комнатным на основании сходных признаков, осуществлять деятельность по уходу за комнатными растениями.
Слушание объяснения учителя. Работа с учебником (описание внешнего вида, места произрастания, использование лекарственных растений). Выяснение правил сбора лекарственных растений. Работа с тетрадью (задание 5 на стр. 34). Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями лекарственных растений. Учебник. Тетрадь Комнатные растения, Слайды с картинками и фотографиями комнатных растений.
8
Растительный мир разных районов Земли. Растения нашей страны
1
Выделять существенные признаки комнатных растений, называть сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объяснять свое решение. Узнавание растений разных районов Земли - (холодных районов, с умеренным климатом, жарких районов) на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов, отнесение изученных растений к разным группам по месту произрастания, называние растений, произрастающих в районах с умеренным климатом
В ходе беседы с учителем, используя картинки и фотографии разных природных зон выяснение, что растительный покров зависит от климатических условий. Знакомство с растениями разных зон в ходе работы с учебником. Выявление характерных особенностей растений разных климатов. Игра Где мой дом? (по внешнему виду определить в какой зоне произрастает растение). Слушание объяснений учителя (какие климатические зоны есть в России). В ходе беседы с учителем выявление растений, которые произрастают в той или иной зоне России. Работа с учебником (растения тундры, леса, степи, пустыни. Где мало растений и почему?). Анализ проблемных ситуаций. Самооценка. Рефлексия.
Слайды с картинками и фотографиями растений разных природных зон. Учебник. Слайды с картинками или фотографиями растений разных климатических зон
9
Растения нашей местности: дикорастущие и культурные. Красная книга России и РТ.
1
Узнавать и называть изученные растения (по 2-3 растения), выделять существенные признаки растений нашей местности, называть эти растения, иметь представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания. Называть растения, произрастающих в своей местности, отнесение растений своей местности к различным классификациям (деревья, кустарники, травы; дикорастущие, культурные; декоративные
Слушание объяснений учителя о цели экскурсии, составлении отчета, правилах поведения и технике безопасности.
Выявление климатической зоны в нашей местности, по растениям, произрастающим вокруг.
Работа в тетради (зарисовка дерева или кустарника). Составление отчета по плану. Анализ. Самооценка. Рефлексия.
Слайды с картинками и фотографиями дикорастущих и культурных растений нашей местности. Журнал техники безопасности. Карточки с заданиями для работы на экскурсии. Учебник. Тетрадь
10
Повторение и итоговый контроль по теме Растительный мир Земли
1
Называние растений, включенные в Красную книгу России, известные из других источников, знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе, выполнять доступные возрасту
природоохранительные
действия
Работа с учебником. Анализ иллюстраций. Комментирование раздела учебника Для повторения (стр. 183-184). Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями разных растений, тестовые задания (с выбором правильного ответа)
11
Разнообразие животного мира: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов
1
Называние представителей животного мира, выделение признаков животных. Отнесение животных к разным группам в зависимости от классификации (размер, способ передвижения, питание, места обитания, выведение потомства). Узнавание и называние представителей животного мира, обитающих на суше, в воздухе, почве, водоемах; называние животных, известных из других источников, объяснение своего решения
В ходе беседы с учителем выявление отличия животных от растений (движение). Работая с учебником (стр. 49) выяснение способов движения животных. Используя текст учебника (С. 54-56) с помощью учителя выявляют, записывают в тетрадь группы животных с примерами. Работа со словарём. Игра Кто из какой группы?. Самооценка. Рефлексия
Видеоролики с разными животными в движении. Слайды с картинками и фотографиями животных из разных групп. Учебник. Тетрадь
12
Насекомые. Бабочки, стрекозы, жуки. Кузнечики, муравьи, пчелы
1
Узнавание и называние насекомых, выделение существенных признаков насекомых. Узнавание и называние представителей насекомых (жуки, бабочки, стрекозы)в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделение существенных признаков насекомых, наличие представлений о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире
В ходе беседы с учителем выявление строения насекомых. С помощью учебника (с.57) рисование жука в тетради с указанием частей его тела. В ходе работы с текстом учебника нахождение ответов на вопросы 3.4,5 на с.58. Работа в парах по карточкам Третий лишний. Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями разных насекомых. Таблица Строение жука. Учебник. Тетрадь, карандаши. Карточки для работы в парах.
13
Рыбы. Морские и речные рыбы
1
Узнавание и называние рыб, выделение существенных признаков рыб, наличие представлений о взаимосвязях между изученными объектами (рыбами) и их местом в окружающем мире. Узнавание и называние рыб морских и речных (не менее 6) в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделение существенных признаков морских и речных рыб, наличие представлений о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире; отнесение рыб к различным группам с учетом различных оснований для классификации (пресноводные, морские, хищные)
В ходе беседы с учителем выявление строения рыбы и её характерных особенностей. С помощью учебника (с.66) рисование рыбы в тетради с указанием частей её тела. Используя учебник, знакомятся с образом жизни рыб, их значением. Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями разных рыб, таблица Строение рыбы. Учебник
14
Земноводные. Лягушки, жабы. Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы
1
Узнавание и называние земноводных, выделение существенных признаков земноводных - жаб и лягушек; наличие представлений о взаимосвязях между изученными животными и их местом в окружающем мир. Выделение существенных признаков
пресмыкающихся, выделение существенных признаков змей, ящериц, крокодилов; наличие представлений о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире
В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями земноводных, местом их обитания, образом жизни, особенностями строения тела, значение, охрана. Самостоятельная работа в парах с учебником – составление рассказа о лягушке или жабе по плану. Разработка критериев оценивания рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями лягушек и жаб. Видеоролики об этих животных. Учебник. План рассказа о представителе земноводных на слайде
15
Птицы. Ласточки, скворцы, снегири, орлы
1
Узнавание и называние птиц (ворона, синица, воробей, голубь, утка), выделение
существенных признаков птиц, наличие представлений о взаимосвязях между птицами и их местом в окружающем мире, называние птиц из тех, которые были изучены на уроках, или известных из других источников, отнесение птиц к различным группам с учетом различных оснований для классификации (перелетные и зимующие). Узнавание и называние птиц (ласточки, скворцы, снегири, орлы), выделение
существенных признаков птиц, наличие представлений взаимосвязях между птицами и их местом в окружающем мире, отнесение птиц к различным группам с учетом различных оснований для классификации (перелетные - зимующие, хищные)
В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями птиц, среда их обитания, образом жизни, особенностями строения тела, значение, охрана. Работа со словарём. Самостоятельная работа с учебником – записывание в тетрадь понятия и представителей осёдлых и перелётных птиц. Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями разных птиц, их гнёзд. Таблица Строение тела птицы. Видеоролики с насекомоядными, зерноядными птицами, перелёт птиц. Учебник
16
Лебеди, журавли, чайки. Птицы РТ. Охрана птиц
1
Узнавание и называние птиц (лебеди, журавли, чайки), выделение существенных признаков птиц, наличие представлений о взаимосвязях между внешним видом и образом жизни птиц и их средой обитания, отнесение птиц к различным группам с учетом различных оснований для классификаций (перелетные - зимующие, водоплавающие), называние морских, речных птиц, птиц, живущих около водоемов, известных из других источников. Называние птиц, обитающих в своей местности, выделение существенных признаков птиц, наличие представлений о взаимосвязях между птицами и их местом в окружающем мире, отнесение птиц, обитающих в своей местности, к различным группам с учетом различных оснований для классификации (перелетные -зимующие, водоплавающие), знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе, выполнение доступных возрасту природоохранительных действий
В ходе беседы с учителем выявление знакомство с представителями птиц (лебеди, журавли, чайки). Самостоятельная работа с учебником: составление рассказа в тетради о журавле, чайке или лебеде на выбор (задание 4 на стр. 85).Самооценка. Рефлексия
Слайды, фотографии, видеоролики с журавлями, чайками или лебедями
17
Млекопитающие. Млекопитающие суши. Млекопитающие морей и океанов
1
Узнавание и называние млекопитающих в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделениесущественных признаков млекопитающих, наличие представлений о взаимосвязях между млекопитающими и их местом в окружающем мире, называние млекопитающих из тех, которые были изучены на уроках, или известных из других источников, отнесение млекопитающих к различным группам с учетом различных оснований для классификации (обитающие в воде и на суше, хищные, травоядные, всеядные). Узнавание и называние (не менее 5) млекопитающих суши (лесов, степей, пустынь) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, наличие представлений о взаимосвязях между млекопитающими и их местом в окружающем мире, называние млекопитающих из тех, которые были изучены на уроках или известных из других источников.
Повторение понятия млекопитающие их отличительные особенности. Работа в парах- разделение млекопитающих на группы по средам обитания и типам питания, используя учебник. В ходе беседы с учителем выясняют значение млекопитающих в природе и жизни человека. Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями млекопитающих в природе и жизни человека. Учебник, тетрадь
18
Домашние животные в городе и деревне. Сельскохозяйственные животные: лошади
1
Узнавание и называние домашних животных в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков домашних животных, называние домашних животных из тех, которые были изучены на уроках или известных из других источников, объяснение своего выбора. Узнавание и называние лошадей в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение
существенных признаков лошадей, отнесение лошадей к разным группам с учетом различных оснований для классификации (перевозка грузов, спортивные соревнования, цирк, полиция).
Формирование готовности к самостоятельной жизни
В ходе беседы с учителем разделение млекопитающих на домашних и диких. Работа со словарём. Знакомство с представителями сельскохозяйственных животных, их значение для человека. Работа в парах по вопросам и заданиям стр. 98. Озвучивание ответов. Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями домашних и диких животных. Учебник
19
Сельскохозяйственные животные: коровы. Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы
1
Узнавание и называние коров в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение
существенных признаков коров, отнесение коров к определенным группам животных с учетом различных оснований для классификации (млекопитающие, домашние,
сельскохозяйственные
животные). Узнавание и называние коз, овец, свиней в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков изученных животных
В ходе беседы с учителем знакомство с животным корова, внешним видом, особенностями жизни и значением для человека. Самостоятельная работа с учебником: составление рассказа о корове по вопросам 1-7 на стр. 103. Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями коров и телят разной породы. Видеоролики Значение коровы для человека. Учебник
20
Домашние птицы: куры, утки, индюки. Уход за животными в живом уголке или дома
1
Узнавание и называние домашних птиц (кур, уток, индюков) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков изученных животных, отнесение домашних птиц к определенным группам с учетом различных оснований для классификаций (птицы, домашние, водоплавающие). Узнавание и называние животных живого уголка в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, отнесение животных живого уголка к определенным группам (птицы, рыбы, млекопитающие, пресмыкающиеся), знание о правилах по уходу за живым уголком, выполнение доступных возрасту действий по уходу
В ходе беседы с учителем знакомство с понятием домашняя птица. Смысловое чтение параграфа учебника по разделам Домашние птицы: куры, утки, индюки. Работа в парах по вопросам и заданиям 1-7 стр.108. Озвучивание ответов. Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями домашних птиц: кур, уток, индюков разно породы. Учебник
21
Аквариумные рыбки. Попугаи, канарейки
1
Узнавание и называние аквариумных рыбок (гуппи, золотые рыбки) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков аквариумных рыбок.Знание правил ухода и содержания аквариумных рыбок.Узнавание и называние певчих и декоративных птиц (канарейки, попугаи) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение
существенных признаков певчих и декоративных птиц называние певчих и декоративных птиц, которые были изучены на уроке и известны школьникам из других источников, знание, правил ухода и их содержания за певчими и декоративными птицами
В ходе беседы с учителем знакомство с понятием аквариум, видами аквариумных рыбок, их особенностями, условиями содержания, значением. Работа с учебником - выписать в тетрадь название рыбок, которые можно разводить в аквариуме. Рисование аквариумных рыбок. Самооценка. Рефлексия
Видеоролик Жизнь аквариума. Учебник. Тетрадь. Слайды с картинками и фотографиями аквариумных рыбок
22
Морские свинки, хомяки, черепахи.
Домашние кошки
1
Узнавание и называние животных в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение
существенных признаков морских свинок, хомячков, черепах, знание правил ухода за морскими свинками, черепахами, хомяками иих содержания. Узнавание кошек на иллюстрациях и фотографиях, отнесение кошек к группе домашних животных, знакомство с правилами выполнения несложных действий по уходу за кошками под руководством учителя, представление о значении кошек
Смысловое чтение параграфа учебника Морские свинки, хомяки, черепахи. Работа в парах по вопросам и заданиям 1-6 стр.117-118. Озвучивание ответов. Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями морской свинки, хомяка и черепахи. Видеоролик Уход и кормление домашних грызунов. Учебник
23
Собаки. Животные холодных районов Земли
1
Выделение
существенных признаков собак, отнесение собак к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, служебные, охотничьи, декоративные), знание правил ухода за собаками и их содержания. Узнавание и называние животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков животных холодных районов Земли, наличие представлений о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, отнесение изученных животных к определенным группам животных -
млекопитающие, птицы, млекопитающие суши, млекопитающие морей и океанов
В ходе беседы с учителем знакомство с породами служебных и декоративных собак, их значение для человека. Работа с учебником: как ухаживать за собакой. Самостоятельная работа – составление рассказа Моя собака и я. Озвучивание рассказов. Взаимооценка рассказов по критериям. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями разных пород служебных, охотничьих и декоративных собак. Учебник. Видеоролик Собака на службе у человека
24
Животные умеренного пояса. Животные жарких районов Земли
1
Узнавание и называние животных умеренных районов Земли (не менее 5) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков животных умеренного пояса Земли, наличие представлений о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, отнесение изученных животных к определенным группам животных - млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы. Травоядные. Хищники.Узнавание и называние животных жарких районов Земли (лев, слон, кенгуру, жираф) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделение существенных признаков животных жарких районов Земли, наличие представлений о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, отнесение изученных животных к определенным группам животных - травоядные, хищники
В ходе беседы с учителем знакомство с животными умеренного пояса, их особенностями, образом жизни и др. Самостоятельная работа с учебником: записать в тетрадь травоядных и хищных животных умеренного пояса. Игра Узнай меня!. Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями животных умеренного пояса. Видеоролики с этими животными. Учебник
25
Животный мир нашей страны. Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России
1
Узнавать и называть животных разных районов нашей страны (по 2-3 животных), выделять существенные признаки животных разных районов России, называть животных, обитающих в России, известных из других источников, иметь представления о взаимосвязях внешнего вида животного и места обитания, отнесение животных к разным группам на основании различных признаков ( пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; хищные, травоядные). Узнавать и называть животных, включенных в Красную книгу России, знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе
Самостоятельная работа с текстом учебника по вопросам на стр. 135. Составление рассказа об одном из животных (зад. 5 на стр. 135).Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками и фотографиями животных разных районов России. Учебник
26
Как устроен наш организм. Как работает наш организм
1
Называние частей тела и органов человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств. Наличие представлений о взаимосвязях между органами организма человека, знание названий систем органов
В ходе беседы с учителем знакомство с тем, как устроен организм человека. Работа с учебником – знакомство с частями тела и внутренними органами человека (рисунок 224). Самооценка. Рефлексия
Муляж торса человека, слайды с картинками частей тела человека и внутренних органов. Учебник
27
Здоровый образ жизни человека. Осанка
1
Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм. Представление о влиянии осанки на здоровье человека, Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм
В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения здорового образа жизни. Работа с учебником (страница 149) – знакомство с тем, что вести здоровый образ жизни это выполнение правил сохранения и укрепления здоровья. Самооценка. Рефлексия
Видеоролик о правилах здорового образа жизни, о том как необходимо заботиться о чистоте своего тела и жилища. Слайды с картинками о вредных привычках, которые разрушают здоровье. Учебник
28
Органы чувств. Правила гигиены и охрана органов чувств
1
Узнавать и называть изученные органы (глаза, уши, нос, кожа, язык), показывать их на рисунках, схемах, макетах.
Отнесение зрения, слуха, осязания, вкуса к органам чувств, представление о взаимосвязи органов чувств в организме и их значении. Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм
В ходе беседы с учителем знакомство с органами чувств человека и их функциями. Самостоятельная работа с учебником: выписать в тетрадь названия органов чувств. Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками и таблицы органов чувств.
Муляжи уха и глаза человека. Учебник
29
Здоровое питание.
1
Узнавать и называть продукты животного и растительного происхождения, выделять их признаки, относить продукты к соответствую щим группам. Знание и соблюдение правил здорового образа питания, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм
В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения правильного питания для сохранения здоровья. Работа с учебником( рис.233, рис.234). Работа в паре: разгадывание кроссворда "Здоровое питание". Взаимопроверка, взаимооценка. Рефлексия
Слайды с картинками продуктов, которые содержат витамины. Видеоролик о правильном питании. Тетрадь, учебник
30
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи
1
Узнавать и называть изученные органы (нос, легкие), показывать их на рисунках, схемах, макетах.
Отнесение носа, легких к органам дыхания, представление о взаимосвязи органов в организме и их значении. Знание и соблюдение правил здорового образа жизни, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм. Знание и соблюдение правил безопасного поведения.
Выполнение доступных возрасту мер первой доврачебной помощи
В ходе беседы с учителем знакомство с органами дыхания человека. Самостоятельная работа с учебником в парах по рисунку 235 стр.163; стр.165(правила гигиены дыхания). Взаимооценивание. Рефлексия
Муляж торса человека, слайды с картинками о правилах гигиены дыхания. Видеоролик о дыхательной системы. Учебник
31
Профилактика простудных заболеваний. Специализация врачей
1
Знание и соблюдение правил поведения при простудных заболеваниях, знание и соблюдение правил профилактики простудных
заболеваний, совершение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм Выполнение доступных возрасту мер первой доврачебной помощи. Называть
специализацию врачей (педиатр, терапевт, Лор, окулист), соотносить заболевания внутренних органов и
специализацию врача
В ходе беседы с учителем выявление необходимости соблюдения профилактики простудных заболеваний. А также повышения иммунитета. Самостоятельная работа с учебником (страница 171) – знакомство с тем, как повысить иммунитет. Самооценка. Рефлексия
Видеоролик о профилактике простудных заболеваний. Слайды с картинками, демонстрирующими как можно повысить иммунитет. Учебник
32
Медицинские учреждения нашего города. Телефон экстренной помощи.
1
Знать медицинские учреждения своего города, знать правила поведения в медицинских учреждениях
В ходе беседы с учителем знакомство с медицинскими учреждениям г.Казань (своей местности). Повторение техники безопасности во время экскурсий в природу. Выполнение задания на экскурсии. Самостоятельная работа в паре по учебнику (стр.177, вопросы 1-9).Самооценка. Рефлексия
Слайды с картинками, на которых изображены медицинские учреждения Омска. Видеоролик с экскурсией по медицинским учреждениям города Казань. Журнал техники безопасности. Карточки с заданиями для экскурсии. Тетрадь, учебник
33
Повторение и итоговый контроль по теме Человек
1
Узнавание и называние изученных объектов относящихся к организму человека),
Знание и соблюдение действий по соблюдению санитарно гигиенических норм
Работа с учебником, анализ пройденного материала. Комментирование раздела учебника Для повторения (стр. 186 – 187)Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание. Слушание объяснений учителя о подведении итогов изученной темы. Рефлексия.
Слайды с картинками и фотографиями по теме Человек. Тестовые задания (с выбором правильного ответа)
34
Обобщающий урок. Живая природа
1
Узнавание и называние изученных объектов живой природы на картинах, схемах и в натуральном виде, отнесение объектов живой природы к разным группам (растения (деревья, кустарники, травы; хвойные, лиственные; декоративные); животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие); организм человека), выделение
существенных признаков разных групп растений и животных. Представление о взаимосвязях между неживой и живой природой..
Работа с учебником, анализ пройденного материала. Комментирование раздела учебника Для повторения (стр. 183 – 186) Выполнение КИМов. Взаимопроверка, взаимооценивание.
Слайды с картинками и фотографиями по курсу Живая природа. Тестовые задания (с выбором правильного ответа)
VII. Лист корректировки рабочей программы
Темы
Причины корректировки
Коррекционные мероприятия
Дата проведения по факту
1