" Обучение с увлечением- предлоги маленькие слова"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Обучение с увлечением- предлоги маленькие слова"
Автор: Бессонова Людмила Юрьевна
Консультация для родителей:«Такие маленькие, но очень нужные слова! - предлоги»Уважаемые родители!Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов. Как известно, такая часть речи, как предлог, помогает достичь сочетаемости слов в предложении и построить связное высказывание. Но, к большому сожалению, у дошкольников имеющие нарушение речи часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов или пропускают предлоги в речи и воспринимают их как часть слова. У таких детей, как правило, с трудом формируются пространственные представления. Для подготовки детей к успешному обучению в школе необходима система занятий по формированию устной речи. В процессе работы над понятиями «предложение», «словосочетание» немаловажную роль играет правильное употребление детьми предлогов в речи.Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова).В норме к пяти годам ребёнок должен научиться правильно употреблять простые предлоги: в, на, под, над, из, около, к, от, перед, за, с (со значениемместоположения) и сложные предлоги: из-за, из-под, через, со, между, возле. С дошкольниками начинать работу необходимо с простых предлогов, а затем переходить на сложные. Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают маленькие слова:НА – это значит на поверхности чего-то (на корзине)В – это означает внутри чего-то (в корзине)ПОД – внизу под чем-то (под корзиной)НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над корзиной)ОКОЛО – рядом с чем-то (с корзиной)ЗА – как бы спрятано позади чего-то (за корзиной)ПЕРЕД – впереди чего-то (перед корзинойЗначение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например: объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Смотри куда я кладу карандаш НА стол, а теперь кладу её НА книжку (совершает соответствующие действия). То же самое проделывается и с другими предлогами. После объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений, можно использовать в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку и называет, что на ней изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению употреблённого взрослым предлога. Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значение предлогов, ему предлагается по инструкции выполнить поручения: посадить плюшевого мишку на стол, в шкаф, под стул, за диван, у стола…Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значение предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком. Научить ребёнка правильно употреблять предлоги, хорошо использовать речевые игры.Предлагаю вашему вниманию несколько вариант речевых игр с детьми.Одна из любимых игр – прятки. Взрослый спрашивает: «Где лежит книга?» (месторасположение предмета можно менять). Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на полке…Примерно также отрабатываются остальные предлоги. Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны такие упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением.- Карандаш кладут НА коробку- карандаш берут С коробки.- Карандаш кладут В коробку- карандаш берут ИЗ коробки.- Карандаш кладут ЗА коробку- карандаш берут ИЗ-ЗА коробки.- Карандаш кладут ПОД коробку- карандаш берут ИЗ-ПОД коробки.Упражнение «Наоборот» Цель: учить детей правильно употреблять предлоги с противоположным значением.С этой целью ребѐнку предлагается «оречевить» пары картинок, употребив нужные предлоги: В – ИЗ; К – ОТ; НАД – ПОД; ПЕРЕД – ЗА Попугай входит в клетку. Попугай выходит из клетки. Попугай сидит над клеткой. Попугай стоит под клеткой. Попугай стоит перед клеткой. Попугай стоит за клеткой.Упражнение «Кто с кем пришѐл?» Цель: употребление предлога С с существительными ед. и мн. числа в творительном падеже. Взрослый говорит: - К Айболиту пришли звери с детёнышами. Назовите, кто с кем пришѐл. - С кем пришѐл лось? (Лось пришѐл с лосѐнком). - С кем пришла лиса? (Лиса пришла с лисѐнком). - С кем прискакал заяц? (Заяц прискакал с зайчонком). - С кем прибежал волк? (Волк прибежал с волчонком). - С кем пришли звери? (Звери пришли с детѐнышами). Упражнение: «Исправь ошибки Незнайки»Цель: закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ .Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь.Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:• Я перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу.• Машина едет через дороге. - Машина едет по дороге.• Кот перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.• Дети перепрыгнули по ручей. - Дети перепрыгнули через ручей Для овладения всем многообразием окончаний имен существительных, употребляемых с различными предлогами, необходимо достаточное количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае ребёнку задавайте вопросы и просите ответить полным предложением:Игра с мячом.Эта игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - С. Бросаем мяч и задаём вопрос: - С чем можно пить чай? Ребѐнок отвечает и бросает мяч обратно: (с печеньем, с конфетой, с вареньем и т.д.,- «С чем делают блинчики?» (С творогом).- «С кем ты дружишь?» (С Сашей).- «С кем ты ходил на прогулку?» (С братом). Хорошо закреплять предлоги, используя стишки:Например: Тишка маму напугалОчень часто вылезалИз-под кресла на полу.Из-под вешалки в углу.Из-под маленькой кроватки,С кем же он играет в прятки?Между шкафом и комодомМяч резиновый лежит,Между шторами котёнокНа полу тихонько спит.Игра «Найди предмет?» (по сюжетной картинке)Цель: Закрепить у детей правильное употребление предлогов в самостоятельной речи.Взрослый предлагает ребѐнку найти тот или иной предмет на картинке и описать его точное месторасположение, используя для этого различные предлоги. Например: - Где сидит кукла? (Кукла сидит на полу, около мяча, перед креслом) - Где стоит матрѐшка? (Матрѐшка стоит на ковре, за креслом). - Где спрятался зайка? (Зайка спрятался в кровати, за шторкой). - Где висят часы? (Часы висят на стене, около окна, над табуреткой). - Где лошадка-качалка? (Лошадка-качалка стоит на ковре, перед табуреткой, за кроваткой). И т.д. Такие игры полезно повторять, используя разные игрушки и предметы домашнего обихода. При выполнении заданий с предлогами произносить их нужно раздельно и внятно, выделяя при помощи интонации и силы голоса. Еще нужно следить за тем, чтобы ребенок тоже произносил предлоги отдельно от идущего за ним слова.Занятия с детьми дома – это всегда радость и для взрослого, и для ребенка. Нельзя принуждать ребенка заниматься, нужно внимательно за ним наблюдать и делать игры интересными и увлекательными. Желаем Вам успехов в обучении детей правильному употреблению предлогов!МБОУ «СШ №1г.Вельска, структурное подразделение «Детский сад №27«Солнышко»«Такие маленькие, но очень нужные слова! - предлоги»Составила учитель-логопед: Бессонова Людмила Юрьевна