Программа летнего лагеря с дневным пребыванием "Друзья"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа летнего лагеря с дневным пребыванием "Друзья"
Автор: Вахрушева Ольга Казимировна

1 2 Пояснительная записка Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Очень важно для здоровья детей это свободное время сделать занимательным, насыщенным, полезным для физического и психологического здоровья. После долгого периода учебного года у учащихся должна пройти разрядка накопившейся напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья. Для этого необходимо организовать полноценный здоровый отдых детей и подростков. Далеко не все родители могут предоставить своему ребенку возможность отдохнуть с пользой. Эту функцию могут выполнить оздоровительные лагеря с дневным пребыванием, так как эта часть социальной среды призвана создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Условия летнего оздоровительного отдыха детей с дневным пребыванием уникальны с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Досуг, игры, развлечения, различные мероприятия в этой социальной среде побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер. Каждый год для учащихся от 6,5 до 15 лет организуется оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ ©Житковская СОШ. Необходимым условием организации полноценного отдыха является вовлечение в досуговую летнюю деятельность ребят из многодетных, малообеспеченных семей и семей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Для организации оздоровления и занятости учащихся в летнее время была разработана данная программа. При составлении программы учитывались традиции и возможности школы, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего оздоровительного отдыха. 3 Педагогические условия:  добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря;  сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);  систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;  организация различных видов стимулирования детей и взрослых;  многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле);  отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;  создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого;  создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой. В основе программы лежат принципы: Личностный подход. Принять воспитанника таким, каков он есть. Научиться влиять на развитие личности, но не ломать её, чтобы построить заново! Гуманистический подход. Стремиться сделать межличностные отношения гуманными. Эмоциональный подход. Опираться на чувства ребёнка. Воспитывать добрые чувства. Деятельный подход. Бездеятельность, апатия, равнодушие не воспитывают! “Средовой” подход. Учитывать влияние среды, снижать её негативное влияние. Культурологический подход. Прививать нетерпимость к низкопробной культуре. 4 Дифференцированный подход. Уметь "видеть” каждую личность и научиться обращаться к ней на "особом языке”. Целостный, комплексный подход. Развивать все стороны личности в гармонии. Использовать все лучшие методы и формы воспитания. Цель реализации программы - создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул. Задачи:  реализация системы физического и психологического оздоровления детей в условиях временного коллектива;  профилактика детской безнадзорности в каникулярное время;  привитие учащимся навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья;  формирование у школьников навыков общения и толерантности.  приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления. Программа летнего оздоровительного лагеря опирается на следующие принципы:  педагогический профессионализм;  уважение личности ребёнка;  сотрудничество, сотворчество, содружество;  поддержка детских инициатив и творчества. Критерии эффективности реализации программы.  Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах.  Удовлетворённость детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы.  Проявление инициативы детей в организации досуга.  Желание участвовать в работе лагеря в дальнейшем. Продолжительность смены – 21 день. 5 1. НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Данная программа направлена на реализацию следующих направлений деятельности:  физкультурно-оздоровительная;  художественно – творческая;  досуговая;  экологическая;  трудовая деятельность. Физкультурно-оздоровительная деятельность Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:  вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;  выработка и укрепление гигиенических навыков;  расширение знаний об охране здоровья. Основные формы организации:  утренняя гимнастика (зарядка);  спортивная игры на стадионе, спортивной площадке;  подвижные игры на свежем воздухе;  эстафеты. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день. Подвижные и спортивные игры, эстафеты включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы. 6 Художественно – творческая деятельность Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков. Формы организации художественно-творческой деятельности:  изобразительная деятельность  конкурсные программы  творческие конкурсы и игры  игровые творческие программы  праздники  выставки Досуговая деятельность Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере. Виды досуговой деятельности:  развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: экскурсии, спортивные соревнования, представления, прогулки;  отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств;  творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности; 7  общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса. Экологическая деятельность Обогащение знаниями и опытом общения с природой; овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора; воспитание экологической культуры. Задачи экологической деятельности:  воспитать бережное отношение к природе. Обеспечить развитие экологического мышления;  стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;  раскрытие сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;  приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой; Основные формы работы:  прогулки и экскурсии в природу;  экологический десант;  участие в экологических акциях. Трудовая деятельность Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда. Основные формы работы:  бытовой самообслуживающий труд;  общественно значимый труд (уборка прилегающей территории); 8  бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий (бытовой труд ребенка включает в себя уход за одеждой и обувью, создания уюта в игровых комнатах;  самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории. 2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ • Закон ©Об образовании РФª • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г. • Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г. • Устав МБОУ ©Житковская СОШ • Положение ©О летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей МБОУ ©Житковская СОШª • Правила внутреннего распорядка в лагере с дневным пребыванием. • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности. • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере. • Инструкции по организации и проведению экскурсий. • Должностные инструкции работников. • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра. • Заявления от родителей. • Правила регистрации детей при поступлении и выбытии. • Акт приемки лагеря. • Планы работы. 3. РЕЖИМ ДНЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ 1. Приход воспитателей …………………………………………08.15 – 08.30 2. Прием детей, зарядка…………………….……………………08.30 – 09.00 3. Утренняя линейка ....................................................................09.00 – 09.15 9 4. Завтрак ......................................................................................09.15 – 10.00 5. Работа по плану отрядов, общественный полезный труд, работа кружков и секций …………………………………………....10.00 – 12.00 6. Оздоровительные процедуры…………………………………12.00 – 13.00 7. Обед ...........................................................................................13.00 – 13.30 8. Дневной сон…………………………………………………….13.30 – 15.00 9. Занятия по интересам………………………………………….15.00 – 16.00 10. Полдник……………………………………………………….16.00 – 16.30 11. Работа по плану в отряде, работа кружков и секций………16.30 – 17.30 12. Подведение итогов дня, уход домой……………………. …...17.30 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период. 2. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья. 3. Развитие интеллектуальных способностей, гигиенической и физической культуры, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности. 4. Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия. 5. Снижение социальной напряжённости в детской и подростковой среде. 6. Привлечение к разнообразной общественно значимой досуговой деятельности. 7. Обогащение опыта общения с природой. 8. Повышение гражданской ответственности. Методическое обеспечение 1. Афанасьев С. П., Коморин С. В., Тимонон А. С. Что делать с детьми в загородном лагере. - Кострома: МЦ ©Вариантª, 2007. 2. Ах, лето! Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях/ Авт.-сост. С.В.Савинова, В. А. Савинов.-Волгоград: Учитель, 2007. - 78 с. 3. Васильева Т. В., Руденко О. И. Сколько праздников в году: учебное издание.-М. 2009г. 10 4. Гинзбург Ф., Гинзбург Я., Ложкина О. ©Фантаª - страна фантазии: Методические рекомендации вожатым ДОЛ. - Йошкар-Ола, 2008. 5. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгорад: Учитель, 2007 6. Зайцева О. В., Карпова Е. В. Встретим праздник весело: Игры для всей семьи. - Ярославль, 2009. 5. Котин М. Гори, гори ясно // Затейник. - 2008. - № 38. - С. 55-56. 6. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2007 г. 7. Никитин Ю. 3. Спутник досуга: Календарь игр.- Мн: Полымя, 2009.- 111с. 8. ©Педсоветª, ©Последний звонокª, ©Досуг в школеª - газеты для организаторов досуга. - Мытищи. 9. Педсовет: Газета для организаторов внеклассной работы. - Мытищи, -2009.-№5. 10. Петров В. М., Гришина Г. И., Короткова JL Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. - М.: ТЦ ©Сфераª, 2009. 11. Подомис К. Дети на отдыхе. М.: Культура и традиции, 2007. 12. Поломис К. Дети в пионерском лагере: Прогулки. Походы. Экскурсии / Пер. с чеш, С. Д. Баранниковой; ил. 3. Махитки. — М.: Профиздат, 2010. -— 144 с: ил. 13. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. -Мытищи.-2004 -№4. 14. Праздник для детей и взрослых / Автор-сост. Н. В. Чудаева: В 2 кн. -М.:АСТ, 2007. 15. Радюк Е.А. Игровые модели досуга и оздоровления детей.- Волгоград: Учитель, 2008г. 16. Титов С. В., Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. - Волгоград: Учитель, 2008. - 132 с 17. Трепетунова Л.И. и др. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия. – Волгоград: Учитель – 2007г. 18. Часы веселых затей. / Ред.-сост. Л.И. Жук. - Мн.: Изд. ООО ©Красико-Принтª, 2010. - 128 с. (Праздник в школе) 19. Шмаков С. А. Лето. М.: Магистр, 2009. 20. Шмаков С.А., Игра и дети. - Москва: Знание, 2008. - 64 с 21. Энциклопедия досуга: книга для детей и взрослых. - М.: АСТ-Пресс, 2009. 22. Я познаю мир: Детская энциклопедия.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев. - М.: ACT-ЛТД, 2007.