Интегрированные уроки географии
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированные уроки географии
Автор: Елена Борисовна Соболева
Интегрированные уроки обычно планируются заранее. Ведь необходимо и совпадение тем в учебных программах, и готовность класса к определённому типу урока. Очень часто интегрированные уроки проводятся по темам обобщения и закрепления знаний.КАК ПОДГОТОВИТЬ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК.Начинается подготовка с составления подробного плана урока. Каждый этап урока расписывается и указывается время, затраченное на этот этап. Учителя заранее продумывают ход урока и прогнозируют все возможные паузы, связанные с наглядностями и раздаточным материалом. Обычно на интегрированных уроках немало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного полотна. Учителя работают в паре, и даже если в определённый момент ведущую роль играет один педагог, второй не должен сидеть в тени. Он либо готовится к следующему этапу, либо наблюдает за работой детей, помогает им.Можно привлекать и учащихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, вы уже делаете урок ролевым.Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров, уроков - конференций. Это распространённая практика.Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; - логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;- большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трехразличных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.4. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.Примеры интегрированных уроков. Интегрированные уроки по географии и физике. «Свойства вод Мирового океана». «Плюсы» и «минусы» ядерной энергетики». «Атмосферное давление». «Влажность воздуха». «Тропические пустыни Африки» (рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни, поющие пески).Интегрированные уроки по географии и химии.· География «Топливная промышленность России» + химия «Углеводороды».· География «Металлургическая промышленность» + химия «Металлы и их свойства».Интегрированный урок по географии и литературе.· «Африканские мотивы в поэзии Н.Гумилёва».· «Путешествие из Петербурга в Москву».· «Описание погодных явлений в творчестве А.С. Пушкина».· «Путешествие по 37 параллели с героями романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта».· «Восточно-Европейская равнина».Интегрированный урок по географии и математике. «Масштаб». «Температура воздуха». Интегрированный урок по географии и английскому языку. «Путеводитель по достопримечательностям США». «США и Канада - англоязычные страны». «Австралия – страна-материк».Интегрированный урок по географии и истории. «Великие географические открытия». «Освоение и заселение территории России». «Религии мира».Интегрированный урок по географии и обществознанию. «Глобальные проблемы человечества». «Формы государственного устройства». «Цикличность развития экономики».Интегрированный урок по географии и ОБЖ. «Неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия» «Вулканы» «Землетрясения» «Ориентирование на местности» «Азимут»Интегрированный урок по географии и информатике. «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы». «Байкал – жемчужина России». «Антарктида – самый холодный материк Земли». «Кавказ». Интегрированный урок по географии и искусству. «Народные промыслы России». Интегрированный урок по географии и истории СПб. «Нева – важная водная артерия». «Заселение территории Санкт-Петербурга». «Петербург - город-верфь». «Петербург – город - промышленный центр».