"Роль педагога в обогащении интеллектуально-эмоциональной сферы ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития!".
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Роль педагога в обогащении интеллектуально-эмоциональной сферы ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития!".
Автор: Адельшина Жанна Александровна
Роль педагога в обогащении интеллектульно-эмоциональной сферы ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.
В общеобразовательной школе есть классы, в которых обучаются дети с множественными тяжелыми нарушениями в развитии. Для них характерны нарушения познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, физического развития, речевого развития (недоразвития).
Педагогические средства и методы носят коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (корректировку) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Дети с тяжелыми нарушениями обычно пассивны и не проявляют активности на занятиях, поэтому педагогу необходимо создавать у детей положительное отношение к заданиям. Достичь этой цели помогают игровые технологии.
Игра - ведущая форма обучающего воздействия учителя на ребенка с нарушениями в развитии. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра на уроке имеет две стороны: первая - обучающая (преследует педагог), вторая – игровая (ради которой действует ребенок).
Игры помогают решить познавательные задачи в занимательной форме. Коррекционное значение этого вида деятельности очень велико. У учащихся с отклонениями в развитии нарушается формирование всех сторон речи: ее фонетическая сторона, лексика, грамматический строй, что позволяет говорить о системном нарушении речи. Игры на уроках дают возможность исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, активизировать познавательную деятельность.
Учебная игра – педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное усвоение материала. Игровые технологии способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Они не только помогают школьникам лучше представить то или иное событие, но и вовлекают их в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делают учебный процесс разнообразным, способствуют развитию воображения, памяти, внимания, расширяют кругозор, поддерживают интерес. К важнейшим свойствам игры относится тот факт, что в игре учащиеся действуют так, как действовали бы в экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Высокий уровень достигается ими почти всегда добровольно, без принуждения. Активность, эмоциональная окрашенность игры порождает высокую степень открытости участников. В такой ситуации легче убедить ребенка принять новую для него точку зрения.
Игра является мощным воспитательным средством, естественно тренирующим здоровые стороны ученика и ослабляющим его недостатки. Благодаря игре удается преодолеть робость, неуверенность, пассивность.
Школьники с отклонениями в развитии в результате игр тренируют работу анализаторов, развивают инициативность, сообразительность, воображение, мышление, речь, воспитывают чувство товарищества.
Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные, групповые, индивидуальные.
Игровые технологии позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать занимательную форму, имеют большое коррекционное воздействие и являются одним из эффективных методов обучения школьников с отклонениями в развитии.
При организации игры приходится считаться с тем, что школьники с отклонениями в развитии при малейших затруднениях могут расстроить игру, прервать ее или даже выйти из игры. Игра может расстроиться вследствие неустойчивости интересов, легкой отвлекаемости, недостатка воображения. Интерес к игре сохраняется в том случае, когда учитель не только руководит игрой, но и сам участвует в ней, когда его чувства, переживания, интерес сливаются с переживаниями детей. Например, в ролевых играх по типу Путешествия, В гостях у сказки и т.д. учитель должен играть какую-то роль.
Учитель может дать игре новый поворот, сделать еще более интересной, усложнить, обратить внимание на что-то, уточнить, дать новые знания. Уточняющий вопрос учителя, вовремя поданная реплика, напоминание известного, облегчающее нахождение неизвестного, намек на ответ, подсказка будут способствовать не только поддержанию интереса к игре на высоком уровне, но и улучшению авторитета самого учителя среди учеников.
Например, в игре Где допущена ошибка? учитель руководит и постепенно усложняет задание. Игра удобна тем, что для ее проведения не нужно ничего, кроме листа бумаги и ручки. Учитель определяет время и задает вопрос: Где допущена ошибка? Вычеркни лишнее? По истечении времени ведется подсчет очков, кто быстрее. Игра проходит живо и интересно, способствует не просто механическому повторению, но и пониманию учебного материала. К такой игре можно часто обращаться в течение учебного года, использовать как при проверке и закреплении знаний учащихся, так и при изучении нового материала.
Значительная часть учеников специальных (коррекционных) школ обладают слабым типом нервной системы. Такие дети не выносят сильных раздражителей, быстро утомляются. Поэтому использование разнообразных игровых технологий побуждает учеников выполнять то или иное задание, вызывает чувство удовлетворения, повышает сознательное отношение к заданию.
При проведении игр учителю необходимо учитывать особенность и возможности каждого ученика класса.
Рассмотрим несколько дидактических игр разработанных мной и используемых при работе с детьми с множественными тяжелыми нарушениями в развитии.
Игра - Живое слово.
Цель: закрепление порядкового счета, соотнесение числа с количеством предметов.
Оборудование: таблички с изображениями треугольников или других геометрических фигур, предметов (количество треугольников на каждой карточке от 1 до 10).
Методика проведения: дети получают таблички с нарисованными треугольниками от 1 до 10. По просьбе учителя: Числа, встаньте по порядку играющие встают в шеренгу в соответствии с числом треугольников, нарисованных на табличках (можно использовать прямой и обратный счет).
Игра Кленовые, дубовые, рябиновые.
Цель: развитие внимания, быстроты реакций, точности движений.
Методика проведения: играющие встают по трое, друг за другом, лицом к центру, где стоит педагог. Первые в тройках – кленовые листья, вторые – дубовые листья, третьи – Рябиновые листья. По сигналу учитель произносит любое из трех названий, например: кленовые. Все играющие кленовые листья должны поменяться местами. Учитель стремить встать на любое освободившееся место. Если это ему удается, то игрок оставшийся без места , становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Игра Перебери крупу.
Цель: развитие внимания, мелкой моторики, развитие мышления.
Оборудование: три небольших емкости, крупа (горох, кукуруза).
Методика проведения: перед ребенком ставят три емкости: в первой горох и кукуруза, вторая и третья пустые. Необходимо переложить крупу из первой емкости во вторую и третью, так чтобы во второй оказался только горох, а в третьей – только кукуруза
Игра – Выложи домик.
Цель: учить видеть формы в предмете, составлять целое из геометрических фигур и их частей.
Оборудование: карточки с изображением домика, наборы геометрических фигур.
Методика проведения: учащимся раздаются карточки с изображением домика и наборы геометрических фигур и их частей. Необходимо выложить такой же домик, используя необходимые детали.
Л.С.Выгодский указывал, что речь является средством накопления социального опыта и участия в социальной жизни, а, следовательно, влияет на развитие детей с особыми потребностями.
Известно, что речевые нарушения сказываются на общем развитии ребенка, затрудняя познавание окружающего мира. На развитие речи влияют состояние мелкой моторики, дыхание, фонематический слух, четкость артикуляции. Поэтому для детей с тяжелыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется, становится более четкой и эмоциональной.
Игра Букет.
Цель: развитие речи и мелкой моторики.
Методика проведения:
Текст Движения
Раз, два, три, Сжимать и разжимать кулачки.
Собираем мы цветы.
У Ларисы - нарциссы, Загибать пальчики, начиная
У Дениса - ирисы, с большого на обеих руках.
У Розы - мимозы,
У Лёни - люпины,
У Марины – георгины.
Вместе цветы мы соберем, Опять сжимать и разжимать
Маме цветы мы отнесем. кулачки.
Применение игровых технологий в классе Особый ребенок, в котором обучаются дети с множественными тяжелыми нарушениями в развитии, школы – интерната №16, как в урочное, так и во внеурочное время дало положительный результат. Практические результаты следующие:
повысился интерес к изучаемым предметам;
учащиеся учатся рассуждать, используя информацию (заметна динамика);
заметно повысилась динамика в развитии воображения, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
обогащается словарный запас, активизируется речевая деятельность;
учащиеся стали лучше работать сообща.
Полученные результаты дают возможность утверждать, что использование игровых технологий на уроках и во внеурочное время имеет большое значение. Игровая деятельность эмоционально обогащает учащихся, активизирует их речевую деятельность. Переключая с одного вида деятельности на другой, учитель предупреждает возникновение утомления. Игра становится средством коррекции.
Литература:
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. – СПб.,2009.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.,2003.
3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М., 2001.
4. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М.,1999.
5. Фром А., ГордонТ. Популярная педагогика. – Екатеренбург,1997.
6. Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. – СПб.,2001.
7. Шмаков С.А. Игры шутка – игры минутки. - М., 1997.