Проект "Воду попросту не лей, дорожить водой умей"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Воду попросту не лей, дорожить водой умей"
Автор: Задорожная Людмила Васильевна
Тема: Формы и методы речевого развития детей дошкольного возрастаРазработчик: Шлапак О.А., ст. преподаватель кафедры дошкольного, начального и специального общего образования ГБОУ ДПО «ДОНРИРО»Материал для изучения Формирование предпосылок у детей дошкольного возраста к дальнейшему обучению грамотеПервый шаг на пути становления хорошо образованного человека — получение качественного дошкольного образования. Оно готовит ребенка к успешному школьному будущему. Готовность к школьному обучению – это сложное многокомпонентное образование, которое является залогом результативного освоения учебно-познавательной деятельности. В его составе: физиологический, личностный и психологический компоненты. Одной из целей Федеральной образовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028) является достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного усвоения ими образовательных программ начального общего образования (п. 14.2).Обучаясь в школе ученикам необходимо уметь слушать и понимать речь учителя, тексты учебника, уметь выразить свою мысль полно и точно. Понимание речи позволяет сделать ее важнейшим средством познания окружающего мира: ребенок получает много знаний из книг, общения со сверстниками и старшими. Владение понятной для окружающих речью обеспечивает полноценное общение с ними: дает возможность поделиться своими мыслями, уточнить и пополнить свои знания.Задержки в развитии речи приводят к серьезным сложностям в обучении, и в целом в жизни, так как, рождаясь, ребенок попадает в атмосферу готового языка, на котором говорят окружающие его люди.Развитие речи можно рассматривать как процесс постепенного освоения ребенком родного языка и умения сделать его средством общения и познания.Содержание Федеральной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечить развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей:социально – коммуникативное развитие;познавательное развитие;речевое развитие;художественно – эстетическое развитие;физическое развитие.Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте, являющаяся важнейшим компонентом непрерывного образования в период детства. Модернизация системы дошкольного образования в России предусматривает формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Соответственно одна из задач воспитателей детского сада – подготовить основу для успешного овладения чтением и письмом ребенком в школе: сформировать направленность на звуковую сторону речи; способствовать развитию умений ориентироваться в звуковом составе слова; активизировать устную речь детей. Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы воспитатель не только научил дошкольника буквам и чтению, но и смог привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться.Подготовка к обучению грамоте является важнейшим компонентом языкового образования в дошкольном детстве, поэтому в содержании программ ДОУ заложены задачи: сформировать у дошкольников представление об основных единицах языка и речи: звуке, слоге, слове, предложении.Обратим внимание на задачи образования в образовательной области речевого развития, которые раскрывает ІІІ Содержательный раздел Федеральной программы.Уже в возрасте от 3 до 4 лет (п.20.5) в области речевого развития среди основных задач образовательной деятельности мы находим ПОДГОТОВКУ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ, где педагог формирует умение вслушиваться в звучание слова, знакомит детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане. В возрасте от 4 до 5 лет (20.5) педагог закрепляет у детей умение понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умение сравнивать слова по протяженности; помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавая слова на заданный звук.В возрасте от 5 до 6 лет (п.20.6) в звуковой культуре речи педагог развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, способствует освоению правильного произношения сонорных звуков ([л], [л´], [р], [р´]); упражняет в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; формирует умение использовать средства интонационной выразительности в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; формирует умение использовать средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).При подготовке детей к обучению грамоте педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных языков, термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук», проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-, трёхслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трёхзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твёрдость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении. Педагог развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.В возрасте от 6 до 7 лет педагог продолжает формировать интерес у детей к языку, осознанное отношение к языковым явлениям, помогает освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов; закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове; определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; штриховку в разных направлениях, обводку; знать названия букв, читать слоги.Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для подготовки к обучению грамоте, так как активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов в наибольшей степени способствуют этому. Для успешной подготовки к обучению грамоте старших дошкольников необходимо использовать методы и приемы, способствующие ее результативности. Академик РАО М.М. Безруких в своих работах подчеркивает, что если ребенок функционально готов к чтению, он сам зачитает. Если не готов, значит, его надо готовить. Готовить к чтению, а не учить читать. Подготовка к обучению грамоте предусматривает:1. Разработка методов умственной деятельности: способность наблюдать, сравнивать, обобщать. В то же время, самостоятельное обучение грамоте носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности. 2. Уточнение и обогащение словарного запаса с определением представлений об окружающем мире. 3. Формирование связной речи. Совершенствование связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность. 4. Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы. 5. Совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза). 6. Формирование слогового чтения и навыков письма.Задачи подготовки детей к обучению грамоте:1. Формирование ориентированности на звуковую сторону речи: формирование умения вслушиваться в слово; выделять звуки; отличать звуки, близкие по звучанию. 2. Развитие умений разбираться в звуковом составе слова: поочередно выделять звуки; определять их место в слове; 3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом интереса слово и предложение, обучать менять и образовывать новые слова, наблюдать, сопоставлять и обобщать явления языка.Успешными предпосылками овладения грамотой, является осознание детьми речевой действительности и ее составных элементов: звуков и слов. Понимание речевой действительности, языковых обобщений (вербального и звукового состава речи) появляется в результате практического овладения различными системами языка уже в среднем дошкольном возрасте. В пять лет проявляется период высокой «языковой одаренности», который заключается в особой восприимчивости к звуковой стороне речи. В этот период детей обучают делить слова на слоги, с использованием наглядной опоры – разных схем. В соответствии со звуковым анализом рекомендовано организовать специальную работу: выделение каждого звука в слове с помощью интонации. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В этих случаях в результате утрированной артикуляции срабатывает ориентировочная функция – дети, вместе с произнесением слова, исследуют его состав.Они учатся дифференцировать звуки по твердости ‒ мягкости, глухости – звонкости. Навык складывания и чтения слогов и слов ежедневно подкрепляется. Все тренировки организуются в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, с учетом специфики обучения детей дошкольного возраста.Обучение письму и чтению – это чрезвычайно сложный и длительный процесс, который предполагает определенную зрелость мозга ребенка. Необходимо, чтобы созрели механизмы зрительной дифференцировки. Это происходит не раньше, чем к 5-6 годам. А в более раннем возрасте буквы воспринимаются лишь как символы, они ничем не отличаются от изображения домика или курочки. Часто дети, которых научили вот так читать очень рано, даже став взрослыми людьми, сложный текст читают с трудом и плохо его понимают, и читать не любят. Эта нелюбовь от того, что трудно и непонятно. Первые опыты письма возможны не ранее, чем с 5-ти лет. Для успешной подготовки дошкольников к обучению грамоте необходимы следующие педагогические условия: 1. Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. 2. Работа воспитателей речевой (звуковой) активностью детей во всех формах деятельности, уделяя особое внимание игровой.3. Высокий профессионализм педагогов в вопросах подготовки к обучению грамоте дошкольников.4. Мониторинг состояния речи детей.5. Тесное сотрудничество и взаимодействие всех участников образовательного процесса. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Одним из разделов речевого развития детей 6-7 лет является «Подготовка к обучению грамоте». Он осуществляется в разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Отдельные педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например: смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза; наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста; названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [бэ, эм, ка, эль]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в группах ДОУ и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [сэ, кэ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [эмаэма] или [мэамэа] вместо слова МАМА, [сэтэулэ] вместо слова СТУЛ; не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ – [зуп], КОМОК – [камок], ЖИЛ – [жыл]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения – озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости – мягкости и т. д. При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на необходимость обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Но это требует соответствующих знаний от педагогов ДОУ. В современной методике обучения грамоте принят звуковой аналитико-синтетический метод. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мял, мел, мыл, мул согласный звук [м] произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: различать четко все гласные и согласные фонемы; находить гласные фонемы в словах; ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными. Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из специальных задач подготовки к обучению грамоте.Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию. У детей в возрасте до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности – знаковой системе. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами. При обучении на занятиях воспитатель применяет различные дидактические игры и упражнения, которые позволят детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Данный метод предусматривает также последовательное формирование умственных действий: звуковой анализ слов, изменение слов, чтение. Программа предполагает начинать обучение с подготовительного этапа в четыре года, т. е. в средней группе детского сада. В речевые занятия включаются специфические задачи, непосредственно связанные с грамотой, с целью усвоения четырехлетними детьми звуковой стороны речи. Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет первый звук в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки (не употребляя при этом самих терминов твердый и мягкий согласный), подбирает слова на заданный звук. Основной задачей становится формирование способа интонационного выделения звука в слове, т.е. подчеркнутого его произношения во время слитного проговаривания всего слова. Например, рррак или макаррроны: кот или мышка и т. д. При этом выделяются только согласные звуки, поскольку выделять гласные не составляет труда – они поддаются протяжному произнесению. Существует два приема выделения согласных звуков в слове: первый – длительное и протяжное произнесение заданного звука (мммак, кошшшка, носсс, и т. п.); второй – громкое и подчеркнутое произнесение звука (рыбка, дом, рот и т.п.). Это зависит от самого согласного звука – одни можно длительно произносить (шипящие, свистящие, сонорные), другие не поддаются длительному произнесению, их можно выделить только голосом (взрывные, губные). Детей нужно учить интонировать звук, помогать, им овладеть своей артикуляцией и управлять ею. Следует обязательно называть звуки так, как они слышатся в словах, т. е. конкретной фонемой. В слове лллес первый звук – [л'], а в слове лллак – [л] и т. д. В русском языке есть твердые и мягкие согласные звуки, которые, как правило, обозначаются одной буквой (М – [м], [м´]; Б – [б], [б´]; К – [к], [к´]; Р – [р], [р´] и т. д.). Это и составляет основную трудность в дальнейшем, при чтении прямых слогов: ма, мя, ло, ле, ру, рю...Дети пяти и шести лет неодинаково восприимчивы к разным этапам обучения грамоте. Поэтому начинать обучать звуковому анализу и предоставить возможность вплотную заниматься только звуковой стороной речи необходимо именно в пять лет, и не позднее, поскольку шестилетки уже не достигают таких высоких результатов в данной области. Они теряют особую восприимчивость и чувствительность и в большей степени предрасположены к чтению.Обучение в старшей группе детского сада начинается непосредственно с обучения звуковому анализу. Звуковой анализ – это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных. Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв. Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах. Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели. С этой целью используется картина – схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово – название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове. Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками. Получившаяся модель слова отражает отдельные звуки и их последовательность. Дети разбирают вначале трех звуковые слова (мак, кит, лес и др.), потом четырех – и пяти звуковые (луна, лиса, гуси, мышка, мишка, грибы). Когда дошкольники работают с трех звуковыми словами, они обозначают все звуки фишками одного нейтрального цвета (серого). После того как дети научились разбирать трех звуковые слова, их нужно познакомить с гласными звуками. Знакомство происходит в форме загадок, секретов. Ребята узнают, что гласные звуки – особенные, волшебные, которые можно громко крикнуть, спеть, при их произнесении воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык. Так они отгадывают «волшебные» звуки а, о, у, ы, и, э в словах (мак, дом, лук, дым, кит, лес). Это гласные звуки, которые с этого момента обозначаются красными фишками. Дети самостоятельно для себя открывают характеристику гласных звуков и поэтому легко запоминают этот материал. О согласных звуках дошкольники узнают после того, как познакомятся с гласными и перейдут к разбору четырех звуковых слов. Это происходит также в форме загадок. Дети отгадывают особенные звуки, при произнесении которых воздух во рту встречает преграды: губы, зубы, язычок. Выделение звуков осуществляется по принципу сопоставления их пар ([л] – [л´], [р] – [р´], [б] – [б´] и т. д.), твердых и мягких согласных. Например, выделив первые звуки в словах луна и лиса – [л] и [л´], дети, как уже отмечалось раньше, дают им название двух братцев. Поэтому им легко усвоить, что «старший братец» – [л] звучит жестко, твердо и называется твердым согласным звуком, а «младший», [л´], – нежно, мягко и называется мягким согласным. С этого момента твердые согласные обозначаются синими фишками, а мягкие согласные – зелеными. Вот теперь звуковая модель, представленная в цвете (красные, синие, зеленые фишки), отражает качественные характеристики звуков и дает детям возможность наглядно воспринимать различные звуковые структуры. Например, слово луна представлено следующими фишками: синяя, красная, синяя, красная, что означает: твердый согласный, гласный, твердый согласный, гласный; лиса – зеленая, красная, синяя, красная, т. е. мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный.При этом ребенок видит модель, ориентируется на цвет и работает с ней как с реальностью, постигая особенности фонетики родного языка (некоторые согласные звуки не имеют мягкой пары – [ж], [ш], или твердой пары – [й], [ч]). В процессе обучения звуковому анализу детям предлагается еще одна задача – определение словесного ударения и различение ударных и безударных гласных звуков. Эта задача специально включена в работу с детьми пяти лет, так как она дает возможность в будущем осуществить быстрый переход от чтения по слогам к чтению слитному, целыми словами. Дети пяти лет уже способны вычленить словесное ударение, различить ударные и безударные гласные звуки. Они выделяют звук интонационно, знают, что ударный гласный произносится в слове громче, длительнее, при этом слово сохраняет свой смысл. Такая работа не вызывает у детей особых трудностей. Ударные гласные обозначаются дополнительно фишкой черного цвета, которая длиннее красной и ставится за ней так, чтобы ее было видно. У ребенка – дошкольника игра – его ведущая деятельность. Поэтому в обучении используются дидактические игровые ситуации и приемы. С помощью развлекательных моментов можно поддержать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Дидактические игры проводятся при повторении и закреплении пройденного материала. Они направлены на увеличение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи. В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать в ней твердые и мягкие согласные, определять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звукам, звуковым моделям, находить сходство и различие и т. д. В результате, дети уже в пять лет приобретают ориентировку в звуковом строе речи, столь необходимую для обучения шестилеток чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка. В шесть лет дети, научившись проводить звуковой анализ слов, начинают активно интересоваться буквами и чтением. Подготовленные шестилетки успешно занимаются и в первом классе, и в подготовительной к школе группе детского сада. Для примера посмотрите занятие логопеда с детьми-дошкольниками по изучению звуков [п] и [п´], перейдя по ссылке: