Участие в программе "Орлята России" в развитии творческих и познавательных способностей младших школьников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Участие в программе "Орлята России" в развитии творческих и познавательных способностей младших школьников
Автор: Чаптыкова Елена Валерьевна

Участие в программе «Орлята России» в развитии творческих и познавательных способностей младших школьников «От идеи – к делу» трек «Орленок - Мастер»(Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Бейская СОШИ им. Н.П. Князева» Чаптыковой Елены Валерьевны «В рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» при поддержке Министерства просвещения Всероссийский детский центр «Орлёнок» и Движение Первых (ранее Российское движение школьников) с сентября 2021 года реализуют программу развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»». В нашей школе программа «Орлята России» реализуется первый год. В проекте участниками программы стали все обучающиеся начальной школы. В первом полугодии 2023 года ребята познакомились с треками «Орлёнок – Лидер», «Орлёнок – Эрудит», «Орлёнок – Мастер». В рамках трека «Орлёнок – Мастер» дети трудились под девизом «Мастером не родятся, но добытым мастерством гордятся», знакомились с тем, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. У детей сформировалось положительное отношение к различным видам деятельности людей. Обогатились знания учащихся о разнообразии профессий и их роли. Провели КТД «Покормите птиц зимой», на котором получили представление о птицах, остающихся зимовать в наших краях, по выполнению аппликаций по собственному замыслу и составлению общей композиции. Представляю Вам публикацию проведенного занятия и фото фрагментов.Тема: Аппликация из ткани «Синица».Цели деятельности педагога: Расширить представление о птицах, остающихся зимовать в наших краях, об аппликации, составлять композицию по собственному замыслу с учетом определенных правил, выполнять аппликацию, развивать умение составлять план работы, развивать творческое воображение, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, содействовать воспитанию аккуратности, художественного вкуса. Актуальность: Своевременная помощь кочующим птицам региона, каких птиц чем подкармливать.Планируемые образовательные результаты: Предметные умения: получат представление об аппликации из материи; научатся выполнять аппликацию из ткани.Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; общеучебные – необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; коммуникативные – формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; личностные – имеют мотивацию к творческой деятельности.Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.Оборудование: птичка-синичка (театральная шапочка), поделка «синица», рисунок кормушки; запись «Голоса птиц», семечки, перловка, овес, поднос с кормом, стаканчики с подписью названий птиц, правила безопасной работы с ножницами и клеем, шаблоны синиц, операционная карта поделки.Ход занятия.У: Здравствуйте, Синички,Маленькие птички!Вылетайте все сейчас!Проведем игру для вас!Раз, два, три - вокруг повернитесь,Раз, два, три - дети в птичек превратитесь!Дети одевают шапочки и прыгают по классу, ищут корм, пищат. (запись голоса птиц)Ребенок 1. Шустрые синичкиПтички невелички,Прилетели в городаНа зиму, где есть еда.Ребенок 2. А весеннею поройУлетают в лес родной!О чём поёт синицаИ что синице снится?Ребенок 3. О том, что кто-то за окномЗовёт за семечками в дом.Прилетела робко птичка-Желтогрудая синичка.В клювик семечко взялаИ проворно унеслаРебенок – синичка.- Я очень рада, что вы не забыли про меня. Именно мне и моим друзьям посвящается сегодняшняя встреча. Ведь трудно представить мир без птичьего щебета, весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев! А сколько вредителей уничтожают птицы! Я - маленькая птичка (моя масса , а длина .). Весь длинный, летний день я в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у нас - синиц бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летаю целый день в поисках пищи. Найду червячка и к детям. За сутки я съедаю столько насекомых, сколько вешу сама.У: Сегодня мы вместе с вами поприветствуем всех птичек и поиграем.Ведущий 1. А знаете ли вы, что название «синица» происходит не от оттенка оперения птиц – оно ведь вовсе не синее. Все дело в звуках, издаваемых желтогрудыми пернатыми: «синь-синь» или «зинь-зинь». Словно капель звенит - верный признак приближения весны.Ведущий 2. С давних времён царскими указами запрещалось убивать синиц. А тому, кто убьет это пернатое, полагалось суровое наказание — могли либо высечь, либо взять крупный штраф. Ведущий 1. Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 2. И наша задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать их.Ведущий 2.  Для разных видов птиц нужны различные корма. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами. Ведущий 1.  Семена подсолнечника едят синицы и поползни. Семена дыни и тыквы едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес, пшено и просо едят овсянки, воробьи, синицы. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.Ведущий 2. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках. Ведущий 1. Если хотите покормить синицу, не давайте ей ржаной хлеб. Маленькая пичужка съедает корм не сразу, часть оставляет в зобе. Там он набухает, «бродит». Разбухшие же куски могут стать причиной гибели синицы. Птичка - синичкаЗа отличную кормушкуЯ ребят благодарю.Всем ребятам, всем ребятамЯ спасибо говорю и приглашаю на игру. Игра. «Накорми птиц». - Предлагаю отобрать корм для птиц в кормушки (семечки, овес, перловка). Все это лежит на подносах. Ваша задача – найти свой корм и сложить в стаканчики.Ведущий 2. - Нас мало сегодня здесь, но мы хотели бы позвать друзей – других синиц, как это сделать? У: - Как вы думаете, какая работа ждет нас на занятии?- Какие задачи будем решать?Перед началом работы я думаю, следует повторить правила, которые помогут вам правильно организовать свою работу, настроиться на творчество и взаимопомощь.1.Соблюдать порядок на столе во время работы.2.Экономно тратить материал.3.Выполнять работу аккуратно.3.Работать дружно, творчески, с фантазией.4.После работы убрать рабочее место.Вспомните правила пользования ножницами:Правила безопасной работы с ножницами и клеем.
  • Нельзя брать без разрешения учителя.
  • Резать от себя.
  • Вырезаем, поворачивая бумагу.
  • Кладём на парту закрытыми.
  • Передаём кольцами вперёд.
  • Нельзя поднимать остриём вверх.Правила безопасной работы с клеем
  • При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
  • Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
  • Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
  • Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
  • - Синичке понравилось с нами, и вы сделаете ей подружек.- Перед тем как приступить к работе, давайте внимательно рассмотрим синичку. Из какого материала она сделана? С каким материалом еще будем работать?Из каких частей состоит? Составление плана работы (технологическая карта).
  • Возьми картон прямоугольной формы.
  • Нанеси контуры поделки.
  • Наклей головку.
  • Щёчки.
  • Спинку.
  • Крылышки и хвостик.
  • Грудку.
  • Глазик.
  • Итог занятия.Молодцы, посмотрите, как много получилось красивых синичек - подружек для моей птички.Рефлексия.Я узнал …Мне было легко …Трудно …Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна, - И не страшна будет им зима. Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Таким образом, реализация Программы «Орлята России» в классе в течении полугода, помогли ориентировать ребёнка на преобразование мира к лучшему, удовлетворению потребностей младших школьников в социальной активности, поддержанию и развития интереса к различным видам деятельности, формирования у детей знаний, патриотических чувств и любви к своей Родине.И в заключении, хочется отметить, что Программа «Орлята России» позволяет повысить интерес детей к защите братьев своих меньших и расширить кругозор. Церемония посвящения в Орлята России в нашей школе ожидается в ближайшее время. Младший школьник, будет понимать, что теперь он —не просто ученик, он — в большой и дружной команде Орлят России и будет отвечать не только за себя, но и за товарищей. Орлята России учатся дружбе, взаимовыручке, делают добрые дела, с пользой проводят свободное время.Ребята с удовольствием принимали участие в треке «Мастер», и каждый поверил в свои силы, раскрыл свой талант и использовал его на благо команды. А финальное мероприятие по данной теме будет продолжено в треке «Эколог». Закончить свое выступление хочется словами В.А. Сухомлинского: «В школе учат не только читать, писать и считать, но и думать, познавать окружающий мир, богатство науки. В школе учат жить. В школе учатся жить».