Внеурочная деятельнасть в 6 классе.Лыжные гонки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочная деятельнасть в 6 классе.Лыжные гонки.
Автор: Фирулин Александр Николаевич

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Фабрично Выселковская средняя школа»«Согласовано» «Утверждаю»Заместитель директора по УВР Директор школы________/Н.Н.Алифанова/___________/Е.В.Ярышкина/ Приказ№_____от «___»____________2024 Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Лыжные гонки»для обучающихся 6 классаФирулин Александр Николаевичучитель физической культурывысшая квалификационная категория2024-2025уч.годПояснительная записка. В настоящее время из-за большой учебной нагрузки, увлечениями компьютерными играми, малоподвижном образе жизни существует проблема недостатка двигательной активности у школьников. Внеурочные занятия в секциях, спортивных кружках, внеурочные мероприятия помогают решить эту проблему. В учебном плане общеобразовательных организаций Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно – оздоровительное направление.Спортивно – оздоровительная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование интеллектуального, духовного, психического и физического развития ребенка. Одним из таких направлений являются лыжная подготовка. Лыжные гонки – один из базовых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных организаций. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеурочной деятельности это занятия в спортивной секции по лыжным гонкам, оздоровительные и спортивно- массовые мероприятия. Занятия на лыжах представляют собой высокоактивную двигательную деятельность, которая заставляет все крупные мышцы включатся в достаточно энергичную и продолжительную работу. Регулярные занятия на лыжах улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, повышает физическую и умственную работоспособность, развивают скоростно - силовые способности, выносливость, закаляют организм.Рабочая программа курса «Лыжные гонки» для обучающихся12-13 лет составлена на основе:
  • Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
  • Работаем по новым стандартам: внеурочная деятельность учащихся лыжная подготовка В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.: «Просвещение», 2014г.
  • Примерной программы по физической культуре предметная линия учебников М.Я Виленского, В.И Ляха. – М.: «Просвещение», 2012г.
  • В процессе деятельности у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениям, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия лыжным спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметовак как укрепляют здоровье. Недельная нагрузка для обучающихся группы первого года обучения составляет 1 час в неделю. Тренировочный период 34 учебных недели, 34 ч.В ходе реализации программы предусмотрено привлечение социальных партнеров, а именно МУ ДО Новосспасская ДЮСШ Взаимодействуя с ДЮСШ мои обучающиеся имеют возможность принимать участие в соревнованиях по лыжным гонкам, в «Весёлых стартах», в кроссе «Осень в кроссовках, «,Лыжня России».Воспитанники имеют возможность выезда на лыжную трассу и на соревнования. Работая с тренерами, преподавателями, ведётся отбор обучающихся, для занятий лыжными гонками на более профессиональном уровне. Основные методы, используемые при проведении учебно-тренировочного занятия.Занятия по теории проводятся в форме лекций или бесед с демонстрацией наглядных пособий.Уроки по вопросам гигиены, медицинского контроля, строения и функций человеческого организма, питания и оказания первой медицинской помощи должны проводиться тренером или с участием медика. Некоторые вопросы теоретической подготовки можно разбирать и на практических занятиях, на которых отводится несколько минут для беседы.Изучение техники лыжных ходов проходит на учебно-тренировочных занятиях при помощи группового, а также индивидуального метода. Овладение техникой лыжного хода осуществляется последовательно. Обучение технике упражнения или его элементам подразделяется на фазы ознакомления, разучивания и совершенствования. Применяются методы рассказа, показа и самостоятельного выполнения упражнения или его элементов. Основной формой организации и проведения учебно-тренировочного процесса является групповая тренировка. Тренировка по лыжным гонкам состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Для каждой части тренировки определяются свои задачи и средства их решения.Задачи подготовительной части (20% времени всей тренировки): организация занимающихся, изложение задач и содержание тренировки, разогрев и подготовка организма к выполнению специальных нагрузок, развитие координации движений и др.Рекомендуемые средства обучения: строевые и порядковые упражнения; разные виды ходьбы, бега, прыжков; обще-развивающие упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости; специально-подготовительные упражнения с предметами и без предметов; имитация техники лыжных ходов.Задачи основной части (70% времени тренировки): изучение или совершенствование техники упражнений или отдельных элементов, общей, специальной и силовой выносливости и других физических качеств лыжника.Задачи заключительной части (10% времени тренировки): приведение организма занимающихся в состояние относительного покоя, подведение итогов занятия. Применяемые средства: различная ходьба, семенящий бег, упражнения для расслабления и успокоения дыхания. Уборка инвентаря, подведение итогов тренировки, замечания тренера. Самооценка своей деятельности самими обучающимися, анализируют свои ошибки и замечания тренера.Разносторонняя физическая подготовка позволяет успешно развивать физические качества, совершенствует деятельность костно-мышечного аппарата, нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем и всего организма занимающегося. Она также обогащает двигательные навыки, необходимые в спорте и трудовой деятельности. Разнообразные физические упражнения, разносторонне воздействуя на организм, способствуют активному отдыху, снимают утомление, исключают возможное появление различного рода морфологических и функциональных отклонений.Методическое обеспечение программы. Методическая литература по лыжному спорту. DVD диски с выступлениями лучших гонщиков России и Мира. Наглядные пособия с изображением техники лыжных ходов .Воспитательная работа проводится в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, оздоровительных, туристских мероприятий, учёбы в школе, а также в свободное от занятий время. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для воспитания положительных личностных качеств.Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренер-педагог, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.В процессе работы большое значение приобретает соблюдение следующих условий:- личный пример и педагогическое мастерство;- высокая организация учебно-тренировочного процесса;- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;- дружный коллектив;Основные воспитательные мероприятия: обсуждение и анализ соревновательной деятельности учащихся; регулярное подведение итогов учебной и спортивной деятельности занимающихся; проведение тематических праздников; экскурсий; тематических бесед, оформление стендов и газет; посвящение в лыжники. Реализация программы предусматривает самостоятельную деятельность обучающихся: ведение дневников наблюдений, просмотр (в том числе и телевизионный) соревнований. Самоконтроль играет в подготовке юных лыжников важную роль. Для самоконтроля предлагается несколько простых и доступных для занимающихся самонаблюдений за своим физическим развитием и состоянием здоровья. Их цель - сохранение спортивной работоспособности и совершенствование подготовленности юных лыжников. Комплекс достаточно простых методов самонаблюдения дает возможность получить субъективные и объективные данные. Рекомендуется ежедневно учитывать самочувствие, желание выполнять тренировочные и соревновательные нагрузки, длительность ощущения усталости после них, характер сна, аппетит, сердцебиение, различного характера боли. Непременным условием самоконтроля является обязательность и постоянство самонаблюдений, их систематичность.Общая характеристика курса.Программа курса «Лыжные гонки» относится к спортивно-оздоровительному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Цель программы: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражненийОсновные задачи :Оздоровительные:
  • укреплять здоровье обучающихся;
  • удовлетворять потребность в физической нагрузке;
  • ведение закаливающих процедур;
  • укреплять и развивать дыхательную и сердечно сосудистую системы.
  • снимать физическую и умственную усталость.
  • Предметные:
  • углубление знаний по истории развития лыжных гонок, правилам соревнований.
  • Технике безопасности на занятиях лыжной подготовке. Оказание первой медицинской помощи.
  • приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;
  • овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений;
  • Личностныевоспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом; повышение и воспитание у учащихся устойчивой мотивации к занятиям по лыжным гонкам. развитие двигательных физических качеств и способностей: быстроты, ловкости, специальной и общей выносливости; воспитание черт спортивного характера;Планируемые результаты обучения.Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного курса «Лыжные гонки». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия лыжными гонками для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.В области познавательной культуры:
  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам (признакам);
  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности лыжными гонками;
  • владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с частными задачами по лыжным гонкам, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности обучающихся.
  • В области нравственной культуры:
  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в лыжных гонках;
  • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
  • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  • В области трудовой культуры:
  • умение планировать режим дня обучающихся, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
  • умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
  • В области эстетической культуры:
  • умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
  • умение передвигаться красиво легко и непринужденно.
  • В области коммуникативной культуры:
  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
  • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
  • Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания курса «Лыжные гонки», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.:
  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий по лыжным гонкам, их планирования и содержательного наполнения;
  • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из лыжных гонок, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по лыжным гонкам.
  • Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного курса «Лыжные гонки». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по лыжным гонкам.В области познавательной культуры:
  • знания по истории развития лыжных гонок в олимпийском движении;
  • знание основных направлений развития лыжных гонок в области физической культуры, их целей, задач и форм организации;
  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте лыжного спорта в организации здорового образа жизни.
  • В области нравственной культуры:
  • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий по лыжным гонкам, доброжелательное и уважительное отношение к обучающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
  • умение оказывать помощь обучающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
  • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях соревновательной деятельности, соблюдать правила соревнований по лыжным гонкам.
  • В области трудовой культуры:
  • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
  • способность организовывать самостоятельные занятия по лыжным гонкам разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
  • В области эстетической культуры:
  • способность организовывать самостоятельные занятия по лыжным гонкам, формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
  • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
  • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
  • В области коммуникативной культуры:
  • способность интересно и доступно излагать знания о лыжных гонках, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
  • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения.
  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.Содержание курса.Теоретическая подготовка.1.Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и в мире. Порядок и содержание работы секции. Значение лыж в жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжения лыжника. Первые соревнования лыжников за рубежом. Популярность лыжных гонок в России. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.2. Техника безопасности на занятиях лыжным спортом. Гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь. Питание, самоконтроль. Оказание первой помощи при травмах.Поведение на улице во время движений к месту занятия. Выбор места для проведения занятий и соревнований. Особенности организаций занятий на склонах. Помощь при ушибах, растяжении, обморожении. Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значения и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных нагрузок. Значение питания как фактора сохранения и укрепления здоровья. Недопустимость употребления алкоголя, курения при занятиях лыжным спортом. Значение и содержание самоконтроля в процессе занятия лыжным спортом. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Дневник самоконтроля. Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.3.Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечнососудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля, подсчет пульса.4.Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам. Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, крутых и пологих подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами.Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов. Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке учащихся. Подготовка к соревнованиям, оформление стартового городка. Правила поведения на соревнованиях.Практическая подготовка.1.Общая физическая подготовка (ОФП)ОФП независимо от вида лыжного спорта имеет основные задачи - достижение высокой общей работоспособности, всестороннее развитие и улучшение здоровья обучающихся. В процессе ОФП развиваются и совершенствуются основные физические качества. Для достижения высокого уровня развития физических качеств и решения других задач ОФП применяется широкий круг самых разнообразных физических упражнений. С этой целью используются упражнения из различных видов спорта, а также общеразвивающие упражнения из основного вида - лыжного спорта. ОФП для юных лыжников проводится примерно одинаково независимо от предполагаемой будущей специализации. В осеннее весенний период с целью разностороннего развития в подготовку юных лыжников широко включаются упражнения из других видов спорта, в основном в виде длительного передвижения - прогулки на велосипеде, плавание, равномерный бег, различные спортивные и подвижные игры. Одновременно изучается и совершенствуется техника всех видов лыжного спорта - лыжных гонок и горнолыжного спорта. Большое внимание уделяется подготовке к сдаче нормативов по физической подготовке. В зимнее время особое внимание уделяется обучению и совершенствованию техники спусков на высокой скорости, поворотов в движении и лыжных ходов. Дозировка зависит от возраста, этапа подготовки в учебно-тренировочный период. Кроме этого, широко применяются разнообразные упражнения на основные группы мышц с предметами и без отягощений для развития силы, прыгучести, гибкости, равновесия и способности к расслаблению. Уже на ранних ступенях подготовки очень важно правильно подбирать средства ОФП и методику их применения с тем, чтобы полностью использовать положительный перенос развиваемых физических качеств на основное упражнение - передвижение на лыжах. Это не следует понимать как полное сближение средств ОФП и СФП. Общая физическая подготовка служит базой для дальнейшего совершенствования физических качеств и функциональных возможностей.2.Специальная физическая подготовка.Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.3.Техническая подготовка.Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полу-ёлочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.Контрольные упражнения и соревнования.Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3 соревнованиях по ОФП; участие в 3 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2 км, в учебно-тренировочный период.Оценка деятельности обучающихся(контрольные тесты ).Одним из важных вопросов в управлении тренировочным процессом юных лыжников является система педагогического контроля. Для оценки эффективности средств и методов тренировки контроль используется в соответствии с контрольными нормативами для выявления динамики спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений. Оценка уровня развития физических качеств, проводится по результатам тестирования на основе комплекса разнообразных упражнений. Программа тестирования ОФП включает упражнения для определения уровня развития следующих качеств: быстроты, выносливости, гибкости, силы - бег 30 м,60м, 1000 м, прыжок в длину с места, наклон, метание теннисного мяча.При проведении тестирования следует обратить внимание на соблюдение требований инструкции и создания условий для выполнения упражнений. 1). Бег 30,60 метров выполняется с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и координационных способностей) тестирование проводится на дорожке стадиона. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна попытка. После 10-15 минутной разминки дается старт. Критерием служит минимальное время. 2) Бег 1000 метров (для определения общей выносливости) Проводится на ровной местности в спортивной обуви без шипов. Тестирование проводится после предварительной разминки. Разрешается переходить на ходьбу. Время фиксируется с точностью до 0,1 с. Критерием, служит минимальное время. 3).Прыжок в длину с места (для оценки уровня скоростно-силовых и координационных способностей) проводится на нескользящей поверхности. Испытуемый становиться на стартовую линию в исходное положение, ноги параллельно и толчком двумя ногами с взмахом рук, совершает прыжок. Приземление происходит одновременно на обе ноги на покрытие исключающее жесткое приземление. Выполняется 3 попытки. Критерием служит максимальный результат.Для оценки специальных физических качеств, в группах начальной подготовки прохождение на лыжах классикой 1000 м.Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для групп начальной подготовки Календарно-тематическое планированиеМатериальное обеспечение программы.
  • Лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки, лыжероллеры,
  • Лыжный экспандер, силовое колесо,
  • Лыжные аксессуары: мази, парафины.
  • Видеокамера.
  • Мячи: баскетбольный, футбольный, волейбольный, набивные мячи скакалки
  • Список литературы.Работаем по новым стандартам: внеурочная деятельность учащихся лыжная подготовка В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.: «Просвещение», 2014г.Примерная программа по физической культуре предметная линия учебников М.Я Виленского, В.И Ляха. – М.: «Просвещение», 2012г.«Физическое воспитание и детско- юношеский спорт», научно-методический журнал, №1, 2015 г.