Творческий подход в решении задач экологического воспитания
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческий подход в решении задач экологического воспитания
Автор: Загребельная Людмила Анатольевна
«Творческий подход в решении задач экологического воспитания в учреждении дополнительного образования». В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей, интересов, профессионального самоопределения и социальной адаптации детей и молодежи. И одним из главенствующих направлений является переориентация от накопления знаний к воспитанию личности, способной к практичным, результативным решениям, от которых зависит будущее человечества.Решение глобальных экологических проблем определяется экологической культурой, воспитанием и экологической компетентностью граждан, именно через систему дополнительного образования возможно воспитание и формирование экологической культуры ребенка. Педагогический коллектив МБУ ДО РДЭЦ на протяжении многих лет успешно работает по совершенствованию системы воспитательной работы. Решаются задачи по созданию условий для самореализации обучающихся в различных видах деятельности, условий для воспитания экологической культуры, формированию гражданской позиции в решении проблем сохранения условий окружающей среды. В нашем образовательном учреждении разработана и реализуется Воспитательная программа МБУ ДО РДЭЦ на 2022-2025 годы. Программа состоит из семи модулей (СЛ.) Первый и один из приоритетных это модуль «Экологическое воспитание». Он направлен не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней.(СЛ.) К основным формам и методам организации экологического воспитания относятся «традиционные» и «инновационные»:- информационные, тематические и библиотечные часы;- исследовательская работа (проектная деятельность);- экологические праздники и мероприятия;- мастер-классы;- участие в экологических конкурсах, конференциях, и олимпиадах;- практическая помощь природе, акции, десанты;- волонтерская деятельность и т.д.Экологическое воспитание призвано способствовать развитию у детей ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы. Достижение высокого уровня развития экологической культуры обучающихся - одна из ведущих задач образования.В этом году в Детском экологическом центре занимаются 1049 ребята, реализуются 33 программы разных направленностей, которые представлены на слайде:- естественнонаучной направленности - 9 программ (408 обучающихся);- социально-гуманитарной направленности – 8 программ (203 обучающихся);- туристско-краеведческой направленности – 7 программ (120 обучающихся);- художественной направленности – 8 программ (294 обучающихся);- физкультурно-спортивной – 1 программа (24 обучающихся). Задача объединений данных направленностей не столько достижение конкретного результата, сколько приучение детей к заботе об окружающей среде. Все дети разные: есть «исследователи», «активисты», а есть и просто «участники». В нашем учреждении всем найдется дело, выполняя которое ребенок сможет реализовать свои таланты и развить свои творческие способности. Поэтому в рамках воспитательной программы нашего учреждения реализуются социальные проекты («Экорыбалка», «Экологическая тропа. ПЕРЕЗАГРУЗКА», «Росток в будущее»);- проводятся природоохранные акции («Чистый родник», «Посади дерево», «Этот доктор – человек»);- выпускаются листовки («Берегите первоцветы!», «Птицы моего города», Их нужно сохранить!»);- создаются видеоролики «Красивые места моей малой Родины», «Заказник краевого значения Соленое озеро». - постеры «Животные и растения красной книги», «Уголки моего города», и т.д. Формирование основ экологической культуры, воспитания в условиях объединений, нашими педагогами осуществляется в различных формах: занятия по экологии, наблюдения за природными явлениями, экологические игры, экскурсии, прогулки, праздники, ведение календарей природы. Особый интерес у детей вызывают творческие занятия, на которых они своими руками изготавливают поделки из различных материалов, рисуют рисунки, готовят сценки в рамках экологической и природоохранной тематики. В объединениях художественной направленности «Соцветие», «Кудесники», «Акварелька», «Прекрасное вокруг» дети, в соответствии с программой, создают поделки из различных видов материалов (природный материал, вторсырье, бумага, ленты), рисуют природу, растения, животных, используя разные техники и в то же время они познают интересные факты о растениях и животных, местах и условиях их обитания, зачитывают письма-жалобы от жителей леса, сада. В объединениях туристско-краеведческой направленности «Занимательная география» на практических занятиях ребята не только посещают экскурии, но и создают модели различных природных явлений живой и неживой природы, процессов и элементов. Большой интерес у обучающихся естественнонаучной, социально-гумманитарной, художественной направленностей вызывает изготовление мини-книжек «Растения моего города», «Животные леса», «Первоцветы», «Зимующие птицы моего города». В своей деятельности дети могут в полной мере использовать фантазию и творчество. В некоторых объединениях обучающиеся занимаются подготовкой небольших миниатюр, мини- спектаклей («Спор лесных жителей», «Встреча в лесу», и т.д.)основной тематикой которых являются острые экологические проблемы. Выпуск «Экологической газеты» и создание плакатов, листовок природоохранной тематики также сопряжено с творческой деятельностью обучающихся. В объединениях естественнонаучной направленности по своей специфике и содержанию: дети занимаются научно-исследовательской работой, проводят опыты, ставят эксперименты, участвуют в природоохранных акциях и трудовых десантах, проводят экологические разведки и рейды, ухаживают за растениями и животными. Немаловажным фактором в формировании экологической культуры детей и подростков является деятельность теплицы и живого уголка на базе нашего учреждения. Можно сказать, – это центр организации естественнонаучной исследовательской, экспериментальной, практической работы и проектной деятельности. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь и бережное отношение к природе. Вот и самые младшие обучающиеся проявили свою фантазию, творческие способности, конечно же не без помощи своих родителей и организовали в своем объединении «Семейный огород». Признанием благотворной и плодотворной работы в этом направлении на мой взгляд это победы в многочисленных конкурсах, конференциях и смотрах различного уровня. Ребята являются активными участниками ежегодных конференций «Первые шаги в науку», «Первое открытие», «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья», «Эколого-краеведческие проблемы земли Петровской». Традиционными стали конкурсы рисунков, проектов, фотографий, видеосюжетов, такие как: Экология дело каждого, Экорисунок, «Эколята за раздельный сбор мусора», «Имею право и обязан..», «Изменение климата глазами детей», «ОТЕЧЕСТВО» и т.д., где лучшие работы ребят были отмечены грамотами и дипломами. Но наиболее важным достижением все же является формирование осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее. Это также отношение к себе, как части живого, понимание ценности жизни и здоровья, их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой, а творческая деятельность станет лучшим помощником в этом!