конспект урока


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока
Автор: Власова Мария Викторовна

Урок на тему: Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник», 1833Задачи:1) Провести анализ поэмы по вопросам2) Провести самостоятельная работа по жизни и творчеству А.С. Пушкина Сценарий урока1. Обратите внимание на название поэмы, что такое «Медный всадник»?
  • «Медный всадник» – это памятник Петру 1, который был поставлен в 1781 году на Сенатской площади.
  • Петр 1 – это первый император, великий реформатор, который в 1703 году основал город Санкт-Петербург.
  • Из истории создания Санкт-Петербурга: посмотреть видео и сделать выводы:
  • Петербург был основан для того, чтобы отражать нападения врагов, Шведов, на водеДля того, чтобы стать крупным торговым флотом (так как Нева впадает в Финский залив, Финский залив впадает в Балтийское море, Балтийское море впадает в Атлантический океан, а из Атлантического океана можно попасть в любую точку планеты). Для того, чтобы стать первым каменным, европейским городом в России, новой столицей государства (чтобы не стыдно было позвать к себе иностранных гостей, Москва была тогда деревянная). 2. Обозначьте пространство и время в поэме (письменно)
  • Место действия: Петербург в разные эпохи
  • Время действия:
  • Вступление: 1703 год – начало строительства Санкт-Петербурга и 1803 год – расцвет ПетербургаПервая часть: 7 ноября 1824 года – наводнение (которое произошло на самом деле)Вторая часть: 1825 год – «поединок» главного героя Евгения с Медным всадником 3. Перечитайте вступление поэмы. С какого события оно начинается? Чем руководствуется император, выбирая место для строительства нового города? Чего он не учитывает? (Студенты отвечают (по руке), я помогаю (добавляю цитаты)
  • Вступление начинается с того, что Он - Петр 1 стоит на пустынном берегу реки Невы (заячий остров, Петропавловская крепость) решает построить этом месте новую столицу – город Санкт-Петербург: На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн и вдаль глядел… (он – это Петр)
  • Петр руководствуется тем, что берег Невы - это прекрасное место для строительства нового города, потому что:
  • Здесь удобное место для военного флота
  • Здесь удобное место для торгового порта
  • Отсель грозить мы будем шведудесь будет город заложён/назло надменному соседу/Природой здесь нам суждено/в Европу прорубить окно/ногою твердой стать при море/Сюда по новым им волнам/Все флаги в гости будут к нам/И запируем на просторе…
  • С другой стороны, Петр прекрасно понимает, что это место непригодно для жизни людей: на мшистых топких берегах, в лесу, неведомом лучам, в тумане спрятанного солнца…и это место опасно: река имеет свойство выходить из своих берегов
  • Но Петр не думает о людях, он думает о том, чтобы успешно воевать, построить торговый порт – укрепить экономику в интересах элиты, построить европейский город, вписать своё имя в историю….4. Удалось ли Петру осуществить свои цели? Что было построено с «на мшистых, топких берегах» через 100 лет?
  • Да, через 100 лет «болото» превратилось в прекрасный город, теперь это новая столица России:
  • Прошло сто лет, и юный град, полнощных стран краса и диво, из тьмы лесов, из топи блат, вознесся пышно, горделиво…
  • По оживлённым берегам/Громады стройные теснятся/Дворов и башен: корабли/Толпой со всех концов земли богатым пристаням стремятсяВ гранит оделася Нева, мосты повисли над водами, тёмно-зелёными садами её покрылись острова, и перед младшею столицей померкла старая Москва…5. Какой лирический жанр использует автор во вступлении? За что автор любит Петербург?
  • Ода, признание в любви автора своему любимому городу: Люблю тебя, Петра творенье
  • Автор любит Петербург за его архитектуру: люблю твой строгий стройный вид,
  • Автор любит Петербург за прекрасную реку Неву: Невы державное течение, берегвой её гранит…твоих оград узор чугунный…
  • Автор любит Петербург за такое необычное явление как белые ночи: Прозрачный сумрак, блеск безлунный… когда я в комнате моей пишу, читаю без лампады, и ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмилартейская игла… И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса…
  • За природу, климат: Люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой, Девичьи лица ярче роз
  • За светскую жизнь: И блеск, и шум, и говор балов, а в час пирушки холостой шипенье пенистых бокалов, и пунша пламень голубой…
  • За военную мощь: Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей (площадь для военных парадов), пехотных ратей и коней однообразную красивость, люблю, военная столица, твоей твердыни дым и гром Когда победу над врагом Россия снова торжествует…
  • За то, что Петербург – это защита и гордость России: Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия…
  • 6. О чем предупреждает нас автор в конце вступления? Чем оно заканчивается?
  • Автор предупреждает, что побеждённая стихия может выйти из-под контроя: Красуйся град Петров, и стой непоколебимо, как Россия, да усмирится же с тобой и побежденная стихия…
  • Вступление закачивается экспозицией к 1 части поэмы: Была ужасная пора, об ней свежо воспоминание…печален будет мой рассказ…
  • Промежуточный вывод: Во вступлении автор рассказывает о том, как Петр 1, желая прорубить «окно в Европу», не думает о простых людях и на непригодных для жизни берегах реки Невы строит город Санкт-Петербург. Спустя 100 лет поэт восхищается его красотой, величием и военной мощью… Но в поединке между человеком и природой всегда побеждает последняя. Побежденная стихия может «отомстить» людям за их вмешательство… + Пример с загрязнением окружающей среды: мусор, выхлопные газы… и плохой экологией как следствие7. В первой части мы знакомимся с одним из главных героев поэмы: Как его зовут ? Чем он занимается? О чем мечтает? Представителем какого литературного типа является?
  • Главного героя зовут Евгений (также как и Евгения Онегина, который был баловнем судьбы, в отличие от нашего персонажа)
  • Евгений имеет знатных предков, но ныне их давно уже нет
  • Евгений живет в Коломне – бедном районе, где-то служит, много трудится но всё равно беден…
  • Евгений завидует тем, кому в этой жизни всё дается легко…У него есть девушка – Параша, с которой он разлучен из-за плохой погоды и разведенных мостов…
  • Евгений хочет жениться на Параше, завести детей, прожить всю жизнь и умереть в один день, чтоб внуки их похоронили…
  • Итак, Евгений – типичный «маленький человек», занимающий маленькую доджность и мечтающий о маленьком счастье…
  • 8. Какое событие происходит в конце первой части? Как автор изображает это событие?
  • С вечера река Нева вела себя странно: она металась как больной, сердито бился дождь в окно…
  • Утром Нева, не выдержав бури со стороны финского залива, вышла из берегов и начала затапливать город: Но силой ветров от залива Перегражденная Нева обратно шла гневна, бурлива, И затопляя острова, Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь…
  • Река описывается как живое существо: как зверь, остервенясь, на город кинулась злые волны как воры лезут в окна…
  • Река начинает затоплять город, само же наводнение похоже на конец света: Обломки хижин, бревна, кровли, пожитки бледной нищеты, грозой снесённые мосты гроба с размытого кладбища плывут по улицам… народ зрит божий гнев и казни ждетувы всё гибнет: кров и пища… И даже царь, Александр 1, ничего не может с этим сделать: «С Божией стихией царям не совладать». Наводнение было настолько сильное, что площади стали озерами, улицы реками, а Дворец казался озером печальным…9. Где во время наводнения был Евгений? О ком он думал в это время? Кого видит Евгений, спасаясь от наводнения?
  • Евгений был на площади Петровой (сенатской площади), сидел на мраморном льве, спасался от наводнения. При этом львы были «с подъятой лапой, как живые», а Евгений был «недвижный, страшно бледный», словно мертвец…
  • Он думал не о себе, он думал о своей девушке Параше, которая осталась на другом берегу, и скорее всего её маленький и ветхий домик будет затоплен…
  • И тут происходит первая встреча Евгения с Петром 1: В неколебимой тишине, над возмущённою Невою, стоит с простертую рукою, кумир на бронзовом коне…
  • Промежуточный вывод: Во второй части мы знакомимся с главным героем Евгением, который является воплощением «маленького человека», народа в поэме. Он и его девушка становится жертвой страшного наводнения. Но кто же виноват в трагедии? Стихия или тот, кто основал город в опасном месте? После наводнения Евгений видит Медного всадника, при этом Петр стоит к нему спиной, что символично: также спиной, как правило, стоит власть к своему народу10. Итак, наводнение заканчивается, как себя при этом ведет река? Что делает Евгений когда Нева вернулась в свои берега? Какой мифологический сюжет использует автор для описания пути Евгения на другой берег? Чем заканчиваются поиски Евгения? Как меняется Евгений? Почему?
  • Река снова изображена как живое существо, как злодей, как разбойник: И вот насытясь разрушеньем, И наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу… так злодей с свирепой шайкою своей, в село ворвавшись, ломит, режет… крушит и грабит, насилье, брань, тревога, вой… так спешат разбойники домой, добычу на пути роняя…
  • После того, как река вернулась в берега, Евгений в первую очередь ищет возможность переправиться через реку, чтобы найти Парашу и удостовериться, что с ней всё хорошодля этого нужно переплыть реку, и Евгений за гривенник нанимает паромщика…
  • Автор использует сюжет об Орфее и Эвридике:
  • Евгений, так же и как Орфей, при помощи паромщика переплывает с одного берега на другой: из мира живых в мир мёртвых, чтобы найти свою возлюбленную.
  • На другом берегу Евгений видит страшную картину: кругом разрушенные дома, валяются мёртвые тела, он ищет домик своей возлюбленной, но не может его найти, он видит знакомую иву, но рядом с ней ничего нет… Евгений осознает, что дом и всех, кто в нём был, унесло рекой.
  • Евгений начинает разговаривать сам с собой, бьёт себя в лоб, смеется и сходит с ума
  • У Евгения и так ничего не было, единственным лучиком счастья была его девушка, мечты о свадьбе, семье и детях… и это было у Евгения отнято…
  • 11. Какова дальнейшая судьба города, Евгения после наводнения?
  • Город стал прежним, жизнь вернулась в прежнее русло…
  • Только не стал прежним Евгений: Но бедный, бедный мой Евгений увы, его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял…
  • Евгений домой он так и не вернулся, его квартиру хозяин сдал другому человеку… бедняга стал скитаться по улице… Евгений весь день ходил пешком, спал на пристани, питался подаянием, одежда на нём стала ветхой и рваной, злые дети бросали в него камниОн стал чужд этому миру: И так он свой несчастный век влачил, ни зверь, ни человек, ни то, ни сё, ни житель света, ни призрак мёртвый…12. Что произошло с героем спустя год после наводнения? Кого он встретил и какой необычный поступок совершил?
  • Дни лета клонились к осени… прошёл год спустя страшного наводнения…
  • Однажды Евгений проснулся и понял, что он находится на той самой сенатской площади, на кототорой он год назад встретил наводнение: перед ним стоят те же Львы (как живые) и опять перед ним Он – Медный всадник (как живой) : И прямо в тёмной вышине, Над ограждённою скалою, Кумир с простертою рукою, Сидел на бронзовом коне
  • Евгений (как будто снова становится нормальным, его мысли прояснились) он понимает, что Тот, кто основал Петербург в месте, непригодном и опасном для жизни, Тот кто виноват в смерти его невесты, находится перед ним и это Петр 1: тот, чьей волей роковой под морем город основался…
  • Евгения охватывает гнев: «Вскипела кровь. Он мрачен стал, Пред горделивым истуканом, И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой чёрной, «Добро строитель чудотворный»! Шепнул он, злобно задрожав, «Ужо тебе…» ( ты ответишь за то, что сотворил)
  • Итак, Евгений – «маленький человек», посмел взбунтоваться против Петра 1 - воплощения «самодержавной власти». 13. Чем закончился «бунт» главного героя?
  • К Евгению вернулось его безумие, ему показалось, что Медный всадник – Петр ожил, начал гневно смотреть и преследовать бедного Евгения
  • Всю ночь Евгений пытался убежать от Медного всадника, слышал за спиной грохот его копыт: И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы ни обращал, За ним повсюду Всадник Медный, С тяжёлым топотом скакал…Отныне, каждый раз, когда Евгений шёл мимо памятника Петру, он снимал картуз, опускал глаза, и шёл сторонкой…Бунт, который он устроил в момент просветления, был подавлен14. Как закончил свою жизнь Евгений? Кто в этом виноват?
  • На маленьком острове нашли домишко, на пороге этого дома люди нашли мёртвого Евгения и тут же похоронили: У порога нашли безумца моего, и тут же хладный труп его, похоронили ради Бога.
  • При этом, по мнению самого Евгения, во всём виноват Петр 1 (или не виноват?), который когда строил город, не думал о тех людях, которые в нём будут жить…он думал о том, как «прорубить окно в Европу, наладить торговлю, обеспечить военную безопасность…»
  • Промежуточный вывод: Евгений, маленький человек, потеряв всё: свою любовь, дом и разум, осмеливается поднять руку на самого Петра 1воплощение самодержавной власти, равнодушной к нуждам народа. Но триумф был недолог, страх в душе Евгения побеждает и он бежит, вновь присягает тому, кто «Россию поднял на дыбы»… 15. В чем заключается двойственность главных героев поэмы: Петербурга, Невы, Петра 1, Евгения? (устно)16. Символами чего являются Петербург и Нева в произведении?
  • Петербург – это символ борьбы человека с природой, укрощённого хаоса
  • Нева и наводнение – это символ восстания природы и её победы над очередными вмешательствами человека
  • 17.Символами чего являются Евгений и Медный всадникв поэме?
  • Медный всадник является символическим воплощением государства, самодержавной власти, равнодушной к нуждам народа
  • Евгений, простой, человек является символом народа, страдающего от произвола власти.
  • 18. Какие два конфликта лежат в основе поэмы А.С Пушкина «Медный всадник»? (записать)
  • Первый конфликт: Конфликт между природой и человечеством, которое хочет эту природу подчинить и в итоге расплачивается за это.
  • Второй конфликт: Конфликт между народом, и властью, которая преследует свои цели и не думает о простых людях.
  • 19. Центральный конфликт поэмыконфликт между народом и властью. Кто в этом конфликте прав? Кто в этом конфликте побеждает?
  • Я считаю, что прав народ, потому что… власть обязана заботиться о народе, её задача – слышать его нужды и служить ему и его благополучию решать проблемы отдельного «маленького человека»…
  • Я считаю, что правда на стороне власти, потому что … она должна думать не только о народе , но и решать более крупные задачаи думать о стране в целом, о её безопасности, об экономическом развитии, о продвижении на мировой арене… решать более крупные проблемы… а свои проблемы «маленький человек» должен решать сам…
  • В этом конфликте всегда побеждает… властьименно это хотел показать Пушкин, показав бегство бедного Евгения… неслучайно оно произошло в 1825 году, когда было подавлено восстание декабристов
  • 20. Какая проблема, актуальная на все времена, лежит в основе поэмы? Какое решение предлагает А.С. Пушкин?
  • Основная проблема поэмы «Медный всадник» - это разрыв между интересами частного человека и государства.
  • Пушкин считает, государственные интересы должны совпадать с интересами простых людей. Государственные цели, как бы они ни были велики, не имеют право пренебрегать жизнью отдельного человека.Но и людям нельзя жить по принципу: «мне должны…», нельзя всё время надеяться на государство, что оно всегда будет думать о народе и действовать в его интересах. Каждому из нас следует научиться никого не винить в своих проблемах, рассчитывать только на себя, и тогда жизнь сложится наилучшим образом…