конспект урока
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока
Автор: Власова Мария Викторовна
Урок на тему: Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник», 1833Задачи:1) Провести анализ поэмы по вопросам2) Провести самостоятельная работа по жизни и творчеству А.С. Пушкина Сценарий урока1. Обратите внимание на название поэмы, что такое «Медный всадник»?«Медный всадник» – это памятник Петру 1, который был поставлен в 1781 году на Сенатской площади. Петр 1 – это первый император, великий реформатор, который в 1703 году основал город Санкт-Петербург. Из истории создания Санкт-Петербурга: посмотреть видео и сделать выводы: Петербург был основан для того, чтобы отражать нападения врагов, Шведов, на воде…Для того, чтобы стать крупным торговым флотом (так как Нева впадает в Финский залив, Финский залив впадает в Балтийское море, Балтийское море впадает в Атлантический океан, а из Атлантического океана можно попасть в любую точку планеты). Для того, чтобы стать первым каменным, европейским городом в России, новой столицей государства (чтобы не стыдно было позвать к себе иностранных гостей, Москва была тогда деревянная). 2. Обозначьте пространство и время в поэме (письменно)Место действия: Петербург в разные эпохиВремя действия: Вступление: 1703 год – начало строительства Санкт-Петербурга и 1803 год – расцвет ПетербургаПервая часть: 7 ноября 1824 года – наводнение (которое произошло на самом деле)Вторая часть: 1825 год – «поединок» главного героя Евгения с Медным всадником 3. Перечитайте вступление поэмы. С какого события оно начинается? Чем руководствуется император, выбирая место для строительства нового города? Чего он не учитывает? (Студенты отвечают (по руке), я помогаю (добавляю цитаты)Вступление начинается с того, что Он - Петр 1 стоит на пустынном берегу реки Невы (заячий остров, Петропавловская крепость) решает построить этом месте новую столицу – город Санкт-Петербург: На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн и вдаль глядел… (он – это Петр)Петр руководствуется тем, что берег Невы - это прекрасное место для строительства нового города, потому что:Здесь удобное место для военного флотаЗдесь удобное место для торгового портаОтсель грозить мы будем шведу/Здесь будет город заложён/назло надменному соседу/Природой здесь нам суждено/в Европу прорубить окно/ногою твердой стать при море/Сюда по новым им волнам/Все флаги в гости будут к нам/И запируем на просторе…С другой стороны, Петр прекрасно понимает, что это место непригодно для жизни людей: на мшистых топких берегах, в лесу, неведомом лучам, в тумане спрятанного солнца…и это место опасно: река имеет свойство выходить из своих берегов… Но Петр не думает о людях, он думает о том, чтобы успешно воевать, построить торговый порт – укрепить экономику в интересах элиты, построить европейский город, вписать своё имя в историю….4. Удалось ли Петру осуществить свои цели? Что было построено с «на мшистых, топких берегах» через 100 лет?Да, через 100 лет «болото» превратилось в прекрасный город, теперь это новая столица России: Прошло сто лет, и юный град, полнощных стран краса и диво, из тьмы лесов, из топи блат, вознесся пышно, горделиво…По оживлённым берегам/Громады стройные теснятся/Дворов и башен: корабли/Толпой со всех концов земли/К богатым пристаням стремятся…В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами, тёмно-зелёными садами её покрылись острова, и перед младшею столицей померкла старая Москва…5. Какой лирический жанр использует автор во вступлении? За что автор любит Петербург?Ода, признание в любви автора своему любимому городу: Люблю тебя, Петра творенье…Автор любит Петербург за его архитектуру: люблю твой строгий стройный вид, Автор любит Петербург за прекрасную реку Неву: Невы державное течение, берегвой её гранит…твоих оград узор чугунный…Автор любит Петербург за такое необычное явление как белые ночи: Прозрачный сумрак, блеск безлунный… когда я в комнате моей пишу, читаю без лампады, и ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмилартейская игла… И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса… За природу, климат: Люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой, Девичьи лица ярче роз… За светскую жизнь: И блеск, и шум, и говор балов, а в час пирушки холостой шипенье пенистых бокалов, и пунша пламень голубой…За военную мощь: Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей (площадь для военных парадов), пехотных ратей и коней однообразную красивость, люблю, военная столица, твоей твердыни дым и гром… Когда победу над врагом Россия снова торжествует… За то, что Петербург – это защита и гордость России: Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия… 6. О чем предупреждает нас автор в конце вступления? Чем оно заканчивается?Автор предупреждает, что побеждённая стихия может выйти из-под контроя: Красуйся град Петров, и стой непоколебимо, как Россия, да усмирится же с тобой и побежденная стихия…Вступление закачивается экспозицией к 1 части поэмы: Была ужасная пора, об ней свежо воспоминание…печален будет мой рассказ…Промежуточный вывод: Во вступлении автор рассказывает о том, как Петр 1, желая прорубить «окно в Европу», не думает о простых людях и на непригодных для жизни берегах реки Невы строит город Санкт-Петербург. Спустя 100 лет поэт восхищается его красотой, величием и военной мощью… Но в поединке между человеком и природой всегда побеждает последняя. Побежденная стихия может «отомстить» людям за их вмешательство… + Пример с загрязнением окружающей среды: мусор, выхлопные газы… и плохой экологией как следствие7. В первой части мы знакомимся с одним из главных героев поэмы: Как его зовут ? Чем он занимается? О чем мечтает? Представителем какого литературного типа является?Главного героя зовут Евгений (также как и Евгения Онегина, который был баловнем судьбы, в отличие от нашего персонажа)Евгений имеет знатных предков, но ныне их давно уже нет…Евгений живет в Коломне – бедном районе, где-то служит, много трудится… но всё равно беден… Евгений завидует тем, кому в этой жизни всё дается легко…У него есть девушка – Параша, с которой он разлучен из-за плохой погоды и разведенных мостов…Евгений хочет жениться на Параше, завести детей, прожить всю жизнь и умереть в один день, чтоб внуки их похоронили… Итак, Евгений – типичный «маленький человек», занимающий маленькую доджность и мечтающий о маленьком счастье… 8. Какое событие происходит в конце первой части? Как автор изображает это событие?С вечера река Нева вела себя странно: она металась как больной, сердито бился дождь в окно… Утром Нева, не выдержав бури со стороны финского залива, вышла из берегов и начала затапливать город: Но силой ветров от залива Перегражденная Нева обратно шла гневна, бурлива, И затопляя острова, Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь…Река описывается как живое существо: как зверь, остервенясь, на город кинулась… злые волны как воры лезут в окна…Река начинает затоплять город, само же наводнение похоже на конец света: Обломки хижин, бревна, кровли, пожитки бледной нищеты, грозой снесённые мосты… гроба с размытого кладбища плывут по улицам… народ зрит божий гнев и казни ждет… увы всё гибнет: кров и пища… И даже царь, Александр 1, ничего не может с этим сделать: «С Божией стихией царям не совладать». Наводнение было настолько сильное, что площади стали озерами, улицы реками, а Дворец казался озером печальным…9. Где во время наводнения был Евгений? О ком он думал в это время? Кого видит Евгений, спасаясь от наводнения?Евгений был на площади Петровой (сенатской площади), сидел на мраморном льве, спасался от наводнения. При этом львы были «с подъятой лапой, как живые», а Евгений был «недвижный, страшно бледный», словно мертвец…Он думал не о себе, он думал о своей девушке Параше, которая осталась на другом берегу, и скорее всего её маленький и ветхий домик будет затоплен…И тут происходит первая встреча Евгения с Петром 1: В неколебимой тишине, над возмущённою Невою, стоит с простертую рукою, кумир на бронзовом коне…Промежуточный вывод: Во второй части мы знакомимся с главным героем Евгением, который является воплощением «маленького человека», народа в поэме. Он и его девушка становится жертвой страшного наводнения. Но кто же виноват в трагедии? Стихия или тот, кто основал город в опасном месте? После наводнения Евгений видит Медного всадника, при этом Петр стоит к нему спиной, что символично: также спиной, как правило, стоит власть к своему народу…10. Итак, наводнение заканчивается, как себя при этом ведет река? Что делает Евгений когда Нева вернулась в свои берега? Какой мифологический сюжет использует автор для описания пути Евгения на другой берег? Чем заканчиваются поиски Евгения? Как меняется Евгений? Почему?Река снова изображена как живое существо, как злодей, как разбойник: И вот насытясь разрушеньем, И наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем… и покидая с небреженьем свою добычу… так злодей с свирепой шайкою своей, в село ворвавшись, ломит, режет… крушит и грабит, насилье, брань, тревога, вой… так спешат разбойники домой, добычу на пути роняя…После того, как река вернулась в берега, Евгений в первую очередь ищет возможность переправиться через реку, чтобы найти Парашу и удостовериться, что с ней всё хорошо… для этого нужно переплыть реку, и Евгений за гривенник нанимает паромщика… Автор использует сюжет об Орфее и Эвридике: …Евгений, так же и как Орфей, при помощи паромщика переплывает с одного берега на другой: из мира живых в мир мёртвых, чтобы найти свою возлюбленную.На другом берегу Евгений видит страшную картину: кругом разрушенные дома, валяются мёртвые тела, он ищет домик своей возлюбленной, но не может его найти, он видит знакомую иву, но рядом с ней ничего нет… Евгений осознает, что дом и всех, кто в нём был, унесло рекой. Евгений начинает разговаривать сам с собой, бьёт себя в лоб, смеется и сходит с ума… У Евгения и так ничего не было, единственным лучиком счастья была его девушка, мечты о свадьбе, семье и детях… и это было у Евгения отнято… 11. Какова дальнейшая судьба города, Евгения после наводнения?Город стал прежним, жизнь вернулась в прежнее русло… Только не стал прежним Евгений: Но бедный, бедный мой Евгений… увы, его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял… Евгений домой он так и не вернулся, его квартиру хозяин сдал другому человеку… бедняга стал скитаться по улице… Евгений весь день ходил пешком, спал на пристани, питался подаянием, одежда на нём стала ветхой и рваной, злые дети бросали в него камни…Он стал чужд этому миру: И так он свой несчастный век влачил, ни зверь, ни человек, ни то, ни сё, ни житель света, ни призрак мёртвый…12. Что произошло с героем спустя год после наводнения? Кого он встретил и какой необычный поступок совершил?Дни лета клонились к осени… прошёл год спустя страшного наводнения… Однажды Евгений проснулся и понял, что он находится на той самой сенатской площади, на кототорой он год назад встретил наводнение: перед ним стоят те же Львы (как живые) и опять перед ним Он – Медный всадник (как живой) : И прямо в тёмной вышине, Над ограждённою скалою, Кумир с простертою рукою, Сидел на бронзовом коне…Евгений (как будто снова становится нормальным, его мысли прояснились) он понимает, что Тот, кто основал Петербург в месте, непригодном и опасном для жизни, Тот кто виноват в смерти его невесты, находится перед ним… и это Петр 1: тот, чьей волей роковой под морем город основался… Евгения охватывает гнев: «Вскипела кровь. Он мрачен стал, Пред горделивым истуканом, И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой чёрной, «Добро строитель чудотворный»! Шепнул он, злобно задрожав, «Ужо тебе…» ( ты ответишь за то, что сотворил) Итак, Евгений – «маленький человек», посмел взбунтоваться против Петра 1 - воплощения «самодержавной власти». 13. Чем закончился «бунт» главного героя? К Евгению вернулось его безумие, ему показалось, что Медный всадник – Петр ожил, начал гневно смотреть и преследовать бедного Евгения…Всю ночь Евгений пытался убежать от Медного всадника, слышал за спиной грохот его копыт: И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы ни обращал, За ним повсюду Всадник Медный, С тяжёлым топотом скакал…Отныне, каждый раз, когда Евгений шёл мимо памятника Петру, он снимал картуз, опускал глаза, и шёл сторонкой…Бунт, который он устроил в момент просветления, был подавлен…14. Как закончил свою жизнь Евгений? Кто в этом виноват?На маленьком острове нашли домишко, на пороге этого дома люди нашли мёртвого Евгения и тут же похоронили: У порога нашли безумца моего, и тут же хладный труп его, похоронили ради Бога. При этом, по мнению самого Евгения, во всём виноват Петр 1 (или не виноват?), который когда строил город, не думал о тех людях, которые в нём будут жить…он думал о том, как «прорубить окно в Европу, наладить торговлю, обеспечить военную безопасность…»Промежуточный вывод: Евгений, маленький человек, потеряв всё: свою любовь, дом и разум, осмеливается поднять руку на самого Петра 1 – воплощение самодержавной власти, равнодушной к нуждам народа. Но триумф был недолог, страх в душе Евгения побеждает и он бежит, вновь присягает тому, кто «Россию поднял на дыбы»… 15. В чем заключается двойственность главных героев поэмы: Петербурга, Невы, Петра 1, Евгения? (устно)16. Символами чего являются Петербург и Нева в произведении? Петербург – это символ борьбы человека с природой, укрощённого хаоса…Нева и наводнение – это символ восстания природы и её победы над очередными вмешательствами человека… 17.Символами чего являются Евгений и Медный всадникв поэме? Медный всадник является символическим воплощением государства, самодержавной власти, равнодушной к нуждам народаЕвгений, простой, человек является символом народа, страдающего от произвола власти. 18. Какие два конфликта лежат в основе поэмы А.С Пушкина «Медный всадник»? (записать)Первый конфликт: Конфликт между природой и человечеством, которое хочет эту природу подчинить и в итоге расплачивается за это. Второй конфликт: Конфликт между народом, и властью, которая преследует свои цели и не думает о простых людях.19. Центральный конфликт поэмы – конфликт между народом и властью. Кто в этом конфликте прав? Кто в этом конфликте побеждает?Я считаю, что прав народ, потому что… власть обязана заботиться о народе, её задача – слышать его нужды и служить ему и его благополучию… решать проблемы отдельного «маленького человека»… Я считаю, что правда на стороне власти, потому что … она должна думать не только о народе , но и решать более крупные задачаи – думать о стране в целом, о её безопасности, об экономическом развитии, о продвижении на мировой арене… решать более крупные проблемы… а свои проблемы «маленький человек» должен решать сам… В этом конфликте всегда побеждает… власть – именно это хотел показать Пушкин, показав бегство бедного Евгения… неслучайно оно произошло в 1825 году, когда было подавлено восстание декабристов20. Какая проблема, актуальная на все времена, лежит в основе поэмы? Какое решение предлагает А.С. Пушкин?Основная проблема поэмы «Медный всадник» - это разрыв между интересами частного человека и государства. Пушкин считает, государственные интересы должны совпадать с интересами простых людей. Государственные цели, как бы они ни были велики, не имеют право пренебрегать жизнью отдельного человека.Но и людям нельзя жить по принципу: «мне должны…», нельзя всё время надеяться на государство, что оно всегда будет думать о народе и действовать в его интересах. Каждому из нас следует научиться никого не винить в своих проблемах, рассчитывать только на себя, и тогда жизнь сложится наилучшим образом…