ЭТАП МОТИВАЦИИ (САМОПРЕДЕЛЕНИЯ) К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО РОЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ ХАЛИНА Ольга Сергеевна, старший методист ОБРОУ «КЭМТ» … Нельзя внешне в процессе воспитания формировать мотивы, на что надеются многие педагоги. Мотив … должен построить сам субъект Е.П. Ильин Наблюдения психологов и педагогов показывают, что результаты учебной деятельности во многом зависят от того, что побуждает эту деятельность. От того, как удается развить мотивацию учебной деятельности у обучающихся, вызвать потребность в знаниях зависит успешность обучения. Возникает вопросǣ что же такое мотив? В большом толковом словаре русского языка читаемǣ «Мотив [франц. motif] – побудительная причина, основание, повод к какому-либо действию, поступку»1. Таким образом, мотив – источник деятельности. Это «энергетическая батарея» человека, от силы которой зависит его работа. Любое обращение к психологии личности указывает на огромное значение мотивационной основы деятельности. Отсутствует внутренний мотив – движущая сила человека, и любое дело становится скучным, неинтересным, ненужным. Мотивация обучения и стимулирование деятельности обучающихся – одна из главных проблем современного образования. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения различных видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов – мотивационный. Учение, как утверждает Н. Ф. Талызина2, может иметь для обучающегося разный смыслǣ может отвечать познавательным потребностям или служить средством достижения других целей. Ученик должен осознавать для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания. Поэтому в обучении надо идти от мотивов – к целевым задачам, а от них – к содержанию. Особое внимание при этом обращается на 1 Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.ǣ «Норинт», 2000. – С. 559 2 Талызина Нина Фёдоровна (род. 28 декабря 1923 г.) – советский и российский психолог. Специалист в области педагогической психологии. Лауреат большого количества премий и наград за заслуги в области науки и образования. Внесла крупный вклад в разработку деятельностного подхода к обучению. Действительный член Академии педагогических наук СССР (с 1989 г. ), действительный член Российской академии образования (c 1993г.)/Российская академия образования [Электронный ресурс] URL: такие психологические факторы как способность воспринимать учебную информацию, осмысливать, запоминать, слушать и т.д. Мотивация учения – не стихийно возникающий процесс. Мотивацию необходимо стимулировать, развивать. Таким образом, главная задача педагога по формированию мотивации учебной деятельности на современном уроке заключается в умении поставить обучающегося в такие условия и ситуации на уроке, чтобы мотивы и цели обучения складывались и развивались с учетом индивидуальности, собственного опыта и внутренних стремлений самого обучающегося. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности зависит от многих показателейǣ содержания учебного материала, стиля общения педагога и обучающихся, характера и уровня учебно-познавательной деятельности и т.д. Существует огромное количество методов и форм мотивации познавательной деятельности обучающихся. Условно выделяют 4 блока методов мотивацииǣ познавательные, социальные, эмоциональные, волевые. Познавательные методы связаны «с содержанием учебного материала» и определяются «глубиной интереса к знаниям».3 В этом блоке выделяют следующие методыǣ создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная или групповая работа), побуждение к поиску альтернативных решений и др. Познавательные методы направлены на самообразование обучающихся и самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.4 Социальные методы связаны с различными видами социального взаимодействия обучающегося с другими людьми.5 К ним относятсяǣ создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверка, заинтересованность в результатах коллективной работы, рецензирование и т.д. Эмоциональные методы включают в себяǣ свободный выбор задания, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, учебно-познавательные игры и др. К волевым методам относятсяǣ информирование об обязательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка 3 Михайлова О.В. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса [Электронный ресурс] URL: 4 Там же 5 Там же деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности и т.д. В соответствии с требованиями ФГОС принято различать следующие типы уроковǣ 1) уроки «открытия» нового знанияǢ 2) уроки рефлексииǢ 3) уроки общеметодологической направленностиǢ 4) уроки развивающего контроля. 6 Структура каждого вышеперечисленного урока включает в себя этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Основной целью этапа мотивации, например, на уроках «открытия нового знания» является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимоǣ 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») (то есть обучающиеся актуализируют представления о принятых при обучении к ним требованиях (например, правила коммуникации, к поведению на занятиях, то есть к тому, как они будут «учиться»)); 3) установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).7 Несмотря на малую продолжительность данного этапа (1-3 минуты), его правильное проведение имеет очень важное значение, так как мотивация является необходимым условием вхождения в учебную деятельность, толчком к самореализации каждого обучающегося на занятии, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку. Список использованных источников 1. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.ǣ «Норинт», 2000. – 1536 с. 2. Галахова Г.Н., Стифеева П.А. Требования к современному уроку в контексте реализации ФГОС СПО, компетентностного и системно-деятельностного подходов к образовательной деятельности в ОБПОУ «КЭМТ». – Курскǣ КЭМТ, 2015. – 53 с. 6 Галахова Г.Н., Стифеева П.А. Требования к современному уроку в контексте реализации ФГОС СПО, компетентностного и системно-деятельностного подходов к образовательной деятельности в ОБПОУ «КЭМТ». – Курскǣ КЭМТ, 2015. – 53 с. – С. 9 7 Там же. С. 10-11 3. Михайлова О.В. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса [Электронный ресурс] URL: articles/583615/ 4. 101 педагогическая идея. Как создать урок/ В.И. Садкина. – Ростов н/Дǣ Феникс, 2014. – 87 с. 5. Российская академия образования [Электронный ресурс] URL: