Урок русского языка на тему "Глагол"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка на тему "Глагол"
Автор: Маркова Лариса Анатольевна
1. Орг. Момент.- Ребята! Давайте улыбнёмся и создадим друг другу прекрасное рабочее настроение на уроке. Ведь добрая улыбка не только поднимает настроение, но и располагает к плодотворному общению во время урока. А у нас сегодня урок не простой, а урок – исследование.- А предметом нашего исследования станет часть речи, которую вы должны разгадать.- Что без меня предметы?Лишь названья.А я приду – всё в действие придёт.Летит ракета, люди строят зданья,Цветут сады, и хлеб в полях растёт.- Какая эта часть речи будет отгадкой? (глагол)2. Формулирование темы урока.- Сформулируйте тему и цель урока. (Глагол. Повторить изученные знания о глаголе).- Откройте тетради, запишите число (Двадцатое февраля), классная работа.- Начинаем наше исследование.- Прочитайте пословицу:КТО ХОЧЕТ ОТ ЖИЗНИ ТОЛКУ ДОБИТЬСЯ, ТОТ ДОЛЖЕН МНОГО ТРУДИТЬСЯ.- Как вы понимаете смысл пословицы?- Вот и мы с вами будем сегодня трудиться, исследовать.- Найдите в пословице глаголы.- Докажите, что это глаголы.- Из второго глагола выпишите – корень (труд)- Подберите 3 родственные слова к слову «труд», (трудиться, потрудился, трудный, трудолюбие, трудовой, труднейший)Словарная работа:Рассказ, мороз, работа, победа. (обозначить ударение)- Что можете сказать о данных словах?(это имена существительные)- Докажите.- На какие две группы можно распределить эти существительные?(1 скл.- работа, победа; 2 скл. – рассказ, мороз)- А какое еще есть склонение? Приведите примеры.- Образуйте от данных существительных глаголы.Рассказ – рассказать.Мороз – заморозил.Работа – работаю.Победа – победит.- Сегодня мы продолжим изучение раздела «Морфология» и расширим свои знания о глаголе.3. Работа в группах.- А теперь я предлагаю вам поработать в исследовательских группах.1группаРазделите слова на 3 группы и сделайте вывод.Прищла, идёт, придёт, течёт, текла, потечёт. (глаголы изменяется по временам)2 группаРазделите слова на 2 группы и сделайте вывод.Идёт, смотрят, идут, поют, смотрит, поёт. (глаголы изменяются по числам)3 группа. Разделите слова на 3 группы и сделайте выводИграл, бежала, играло, бежал, играла, бежало (глаголы в прошедшем времени ед. числа изменяются по родам)4 группаВыделите в предложениях грамматическую основу, укажите, какими частями речи выражено сказуемое, сделайте вывод.Белый пушистый снег повис на ветках деревьев.Смолистые шишки украшают вершины елей.(в предложении сказуемое выражено глаголом)А теперь на основании ваших исследований, сделаем общий вывод: что же такое глагол? И составим кластер.КЛАСТЕРФИЗМИНУТКАПокачайтесь, покружитесь,Потянитесь, распрямитесьПриседайте, приседайте.Пошагайте, пошагайте.Встаньте на носок, на пятку.Поскачите вы вприсядку.Глубоко теперь вдохните,Сядьте тихо, отдохните.- Каких слов было больше всего в нашей физминутке? (Глаголов)- Какие глаголы вы запомнили. - Продолжаем наше исследование.4. Работа с учебником .Упражнение 402 (с.63)- Прочитайте. Выпишите глаголы. Определите в форме какого времени они употреблены.Лесные игрушкиЕловые шишки, сосновые шишки…Весёлых зверей мастерят ребятишки.(4)В кружок малышей усадила Танюшка:– Ребята, какая нужна вам игрушка?Пусть нету у шишки ни носа, ни ножек,Приделаем нос – и получится ёжик.(З. Александрова)Мастерят (н. в.), усадила (п. в.), приделаем (б. в.), получится (б. в.).Разбор предложения по членам:Весёлых зверей мастерят ребятишки.- А сейчас давайте с вами поиграем в игру. Я буду называть слова-глаголы, а кто-то будет показывать то, что я скажу. - Шагает, прыгает, покачивается, думает, мечтает.- Какой вывод можно сделать, ребята?(Глаголы обозначают не только действие, но и СОСТЯНИЕ)- ДОБАВИМ В КЛАСТЕР «СОСТОЯНИЕ»5. Работа в парах.1. Известные вам устойчивые выражения (фразеологизмы) нужно заменить одним словом – глаголом. Клевать носом - спать. Водить за нос – обманывать. Витать в облаках – мечтать. Зарубить себе на носу – запомнитьКлевать носом - спать. Водить за нос – обманывать. Витать в облаках – мечтать. Зарубить себе на носу – запомнить Клевать носом - спать. Водить за нос – обманывать. Витать в облаках – мечтать. Зарубить себе на носу – запомнить.Вывести на чистую воду – раскрыть обманКлевать носом – спать Витать в облаках – мечтать Водить за нос – обманывать Бить баклуши – бездельничать Зарубить на носу - запомнить - Ребята! Какую часть речи мы сегодня исследовали? (ГЛАГОЛ)Предлагаю вам тест, чтобы проверить ваши знания. 5. Рефлексия (Тест)1. Что обозначает глагол?1) Предмет.2) Признак предмета.3) Действие предмета.2. На какие вопросы отвечает глагол?1) Кто? что?2) Что делает? что сделал? что будет делать?3) Какой? какая? какое? какие?3. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?1) определением;2) сказуемым;3) дополнением;4) подлежащим4. Изменяется ли глагол по числам? 1) Да. 2) Нет.5. Сколько временных форм имеют глаголы? 1)2 2)3 3)46. Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе?1) По числам.2) По падежам.3) По родам.Оценивание 6. Итог урокаСегодня я повторил сведения о …Мне было интересно…Было трудно…Я понял(а), что…Теперь я могу…Я научился…У меня все получилось.Мне захотелось…Моё настроение сталоДомашнее заданиеС.63 правило. Упр.403ЗАКЛЮЧЕНИЕИнтересная часть речи В русском языке живёт.Кто, что делает расскажет:Чертит, пишет, иль поёт.Вышивает или пашет, или забивает гол,Варит, жарит, моет, чистит - всё расскажет нам - ГЛАГОЛ