Опыт профессиональной деятельности в дополнительном образовании
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт профессиональной деятельности в дополнительном образовании
Автор: Лесникова Анна Викторовна
Тема: Дети с РАС в дополнительном образованииДети с аутизмом испытывают трудности в общении. хорошим средством для установления контакта между взрослым и ребенком, а так же средством определенной коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития детей.Рисование способствует формированию более осмысленного восприятия предметов окружающей среды, умению различать их по цвету, форме, и т. д.Наблюдая за детьми, замечаешь, что они любят рисовать без всякого приглашения со стороны взрослого. Получив в свое распоряжение изобразительные материалы, они начинают их исследовать. В начале в своих рисунках они не делают акцента на выборе цвета - берут первый попавшийся карандаш. Очень яркие цвета являются для многих источником дискомфорта. Достичь устойчивых отношений с аутичным ребенком и создать условия для проявления им своих чувств в изобразительной деятельности очень непросто. В случае, когда это достигнуто, рисование помогает снизить эмоциональное напряжение и создать ощущение комфорта. Основываясь на этом и взяв за основу программы по художественой-эстетической деятельности, адаптированной общеобразовательной программе предусмотрены разделы: развитие зрительно-пространственных ориентировок, рисунок, живопись, знакомство с окружающим миром, декоративно-прикладное творчество, мною была разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раскрась свой мир».Программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 15 лет. Программа адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Знает и выделяет предметы по подтемам. Любознательность на низком уровне. К самостоятельному изучению окружающего мира не стремится. Навыки самообслуживания сформированы не полностью. Сенсорные процессы сформированы не полностью: разделяет предметы по цвету, величине, но затрудняется разделить на группы по типу использования. Делит на тематические группы.Учитывая психологические особенности, цели и задачи, содержание учебного материала, занятия проводятся с применением разнообразных методов и приёмов обучения: индивидуальная, очная с применением дистанционных технологийВ процессе реализации программы используются разнообразные типы занятий:1. Занятие сообщения (изучения) новых знаний.2. Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков.3. Занятие формирования умений и навыков.4. Занятие повторение.5. Занятие применения знаний, умений, навыков.6. Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.7. Комбинированное занятие.8. Контрольное занятие (опрос, тестирование, анкетирование, выставка).Количество обучающихся 1 человекРежим занятийЗанятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часа, перерыв – не менее 10 минут.Программа разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативно - правовыми документами. Структура программы выдержана с учётом Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Москва, ФГАУ «ФИРО», 2015 г.).Актуальность программы заключается в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к творческому труду. Занятия ручным трудом располагают к развитию мелкой моторики рук, ребенок учится четкости, точности выполнения работы, развиваются эстетические качества, появляется потребность в самосовершенствовании художественной направленности, способствует развитию познавательной деятельности, психофизиологическим функциям, особенностям психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, в ходе реализации программы.Новизна программы заключается в синтезе таких направлений как художественой-эстетической деятельности, Рисование с натуры, памяти, представлению и нетрадиционной технике рисования Программа разработана в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося.Отличительная особенность программы: Отличительная особенность заключается в том, что она занимает промежуточное положение между программами обучения изобразительной деятельности в общеобразовательных школах и учебными программами специализированных художественных школ. Как и общеобразовательные программы, данный курс доступен для ребенка и не требует наличия у него хорошо развитых художественных способностей (как в специализированной школе). Вместе с тем, курс предлагает достаточно широкий круг видов изобразительной деятельности, что во многом отличает его от общеобразовательных программ и сближает с программами художественных школ. Данная программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы. Расширение и углубление содержания по основам изобразительного искусства в данной программе позволяет ребенку освоить программу на ознакомительном уровне. Цель программы: создание коррекционно-развивающих условий, способствующих максимальному развитию личности и творческих способностей, удовлетворению образовательных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; сохранение и поддержание его физического и психического здоровья, адаптация к новым социальным условиям на основе реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы дополнительного образования. Учебный материал дается по основным разделам изобразительного искусства:Развитие зрительно-пространственных ориентировок, речи Рисунок. Живопись Знакомство с окружающим миром Работа с бумагойЛепка из соленого теста, пластилина, работа с природными материаламиВсе разделы органично связаны между собой, но в то же время каждый из разделов имеет свои определённые задачи по формированию знаний, умений и навыков. Для активизации творчества ребенка на занятиях использую следующие методы работы:1. Метод демонстрации - это такой способ обучения заключаетсся в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями,процессами,обьектами в натуральном виде. 2. Игровой метод Поскольку аутичные дети болезненно воспринимают смену обстановки, то все индивидуальные игры рекомендуется проводить за столом. Кроме того, для аутичных детей (при условии, что с ними уже установлен контакт) будут полезны дыхательные и релаксационные упражнения. Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раскрась свой мир» имеет следующие результаты, они представлены на слайде. призовые места на областных и региональных конкурсах.Закончить свое выступление хочу словами: Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. Иоганн Вольфганг Гете