Использование ИКТ в процессе развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование ИКТ в процессе развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста
Автор: Субботина Нина Николаевна

Субботина Нина НиколаевнаФилатова Екатерина Викторовна,МБУДО «ДШИ№2» г. СаратовИспользование ИКТ в процессе развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возрастаМладший школьный возраст является одним из важнейших этапов развития познавательной деятельности ребенка, которая формируется и развивается на основе познавательной активности. Огромное воздействие на формирование и развитие познавательной активности ребенка оказывает музыкальное искусство. Познавательная активность в музыкально-познавательной деятельности ребенка представляет собой стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение музыкальных знаний, развитие музыкального опыта, развития музыкального восприятия, роль которого является самой важной, так как оно охватывает все виды музыкальной деятельности детей.Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он слышит музыку и выделяет ее из всех звуков, сосредотачивает на ней свое внимание. Поэтому, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в раннем возрасте, то следует использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах. Слушать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, сменой интонации, настроений.Восприятие у взрослого и у ребенка в силу различного музыкального и жизненного опыта неодинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается эмоциональностью. Постепенно, с приобретением музыкального опыта, ребенок способен воспринимать музыку уже более осмысленно, соотносить ее жизненными явлениями, определять эмоциональный характер произведения. Если ребенок находится в «немузыкальной» семье, у него часто формируется негативное отношение к «серьезной» музыке, она не вызывает эмоционального отклика, если он не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства.  Исходя из этого, восприятие напрямую зависит от уровня музыкального и общего развития человека. Развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю.Безусловно, музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и обогащаться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Главным для развития музыкального восприятия является использование всех видов музыкального исполнительства.Сложный процесс детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств.Современный школьник живет и приобщается к искусству в условиях насыщенного информационного поля. Он ежедневно принимает огромный поток информации, которую получает из сети Интернет - источников, компьютерных игр. Компьютерное пространство для него, пожалуй, основной способ получения новой информации. Поэтому использование современных технических средств повышает мотивацию ученика, активизирует его творческую и познавательную деятельность. Новые подходы к урокам в ДШИ требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии младших школьников. Применение ИКТ раскрывает огромные возможности. Яркие презентации, познавательные видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более интересной, красочной.Информационно-коммуникативные технологии - это процесс, подготовки и передачи информации детям, с помощью компьютера.Благодаря использованию ИКТ в ДШИ более эффективно развиваются все виды восприятия у детей: зрительные, слуховые, чувственные. На занятиях задействуются все виды памяти: зрительная, слуховая, образная, ассоциативная и др.ИКТзвук, графика, текст, видео, которые организованы в одно целое информационное пространство. Так, организуется единый процесс образного восприятия мыслительной деятельности ученика.Использование компьютера в школах искусств позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности педагога в преподнесении музыкального и дидактического материала, а также в передаче детям визуальной информации.Занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес обучающихся к предмету, активизируют внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких уроках дети всегда активны, а само занятие становится более содержательным и результативным.Так, на уроках «Музыкальной литературы» и «Слушание музыки» можно применять компьютерные презентации. Они обогащают процесс обучения, оставляют наиболее яркие впечатления от прослушанных произведений. Презентации ценны и при знакомстве детей с творческой биографией композиторов, здесь яркие портреты, иллюстрации, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность.Огромную палитру разнообразного музыкального материала предлагает сеть интернет по теме «оркестр и музыкальные инструменты». Здесь можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов.Ярко, наглядно и понятно можно проводить занятия по таким темам как «театр», «опера», «балет», когда рассказ педагога будет сопровождаться фотоматериалами и видеороликами.Пение занимает одно из ведущих ведущее мест в системе музыкального образование ребенка. На хоровых занятиях важную роль играет использование новых информационных технологий. Перед началом а также в процессе разучивания того или иного произведения предлагается неоднократный просмотр концертного исполнения этих произведений с помощью мультимедийной доски.Благодаря информационным технологиям, дети имеют возможность слушать музыку в качественной записи, могут просматривать видеоролики и видеофильмы, посвященные творчеству знаменитых русских и зарубежных композиторов; фрагменты из мюзиклов, опер и балетных спектаклей; видеофильмы с записью оркестровых и хоровых коллективов; имеют доступ к большому объему информации, связанной с искусством: музыка, , литература. Изобразительное искусство. Всё это помогает учителю сделать материал урока более доступным, емким, ярким и запоминающимся. С этой целью мы разрабатываем уроки с введением в них ИКТ, которые направлены, прежде всего, на развитие художественного восприятия. Так как использование ИКТ не является сверхзадачей педагога, а выступает как необходимость, продиктованная самой жизнью в XXI веке.Отсюда изменяется и сама роль учителя — он должен и обязан стать проводником информационного потока. Каждому педагогу необходимо освоить новые методы, новые образовательные технологии, чтобы общаться с ребёнком на одном языке. ИКТ выступает здесь, как общая информационная система, которая способна соединиться с различными направлениями образовательного процесса. ИКТ выигрывают в споре с традиционными формами обучения, так как обладают рядом неоспоримых достоинств, а именно: они более познавательны и интересны для обучающихся, обеспечивают высокий уровень наглядности, наиболее эффективное усвоение знаний, несут образный тип информации, который является понятным детям. Детям проще усвоить полученную информацию, потому что они опираются на конкретные зрительные образы, анализируют, сравнивают, делают определенные логические выводы, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.ИКТ дают возможность: - повысить интерес к предмету, сделать образовательный процесс более красочным, увлекательным, запоминающимся; - обеспечить музыкальное развитие учеников; -активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника; - обеспечить каждому ученику свой собственный путь обучения; -расширить возможности для совместного творчества педагога и учеников, что положительно влияет на атмосферу на уроках; - расширить кругозор учащихся, - увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке; - расширять возможности самостоятельной и творческой деятельности; - активизировать умственную деятельность учащихся. - решить дефицит наглядных пособий,Цели использования информационных технологий на уроке: - сделать урок современным; - приблизить урок к восприятию современного ребенка, так как он больше слушает и смотрит, чем говорит или читает; - организовать исследовательскую и самостоятельную работу детей для развития творческих способностей и вовлечения их в активный познавательный процесс; -установить отношения взаимопомощи и взаимопонимания между учителем и учеником; - в результате целостного воздействия разных видов искусств эффективно влиять на эмоциональную сферу обучающихся;ИКТ можно использовать не только в работе с детьми, В современной деятельности преподавателя ДШИ одну из важных функций имеет интернет–общение с родителями обучающихся посредством популярных чатов в мессенджерах.Таким образом, применение ИКТ позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования детей ,повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса.Однако педагогу дополнительного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных средств в образовательном процессе является лишь дополнительным «бонусом» для реализации целей и задач. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыкой для учеников являются приоритетными.Главенствующая роль в музыкальном образовании всегда останется за грамотным, современным, увлеченным преподавателем!