Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Автор: Оксана Викторовна Лапина

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. ЕлабугаХабаровского муниципального районаХабаровского краяТема статьи: Организация со слабоуспевающими и неуспевающимт учащимисяАвтор: учитель химии и биологии Лапина Оксана Викторовна2024 год Любому педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной отметки, должно сопровождаться целой системой мер по её дальнейшему предотвращению. Выделяют 3 основные причины неуспеваемости: физиологические, психологические и социальные.Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности отметок по основным предметам). При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении. С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:
  • Недостатки познавательной деятельности
  • -    несформированность приемов учебной деятельности;- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.2.       Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка. Из анализа учителей нашей школы видно, что в каждом классе есть слабоуспевающие учащиеся, некоторые даже по нескольким предметам. Работа с данными учащимися должна строиться по принципу «Жёсткого треугольника»- ученик, учитель, родитель.где не маловажную роль играют родители. Часто работа выстраивается по взаимному обвинению, так как и учителя, и родители не всегда могут разобраться в причинах неуспеваемости ребёнка, и соответственно, правильно организовать помощь ему.Для этого учитель должен четко знать, как помочь слабоуспевающему ученику и как повысить их работоспособность.Для организации такой работы учитель должен:- знать психическое развитие ребенка;- стремиться понять и принять каждого ребенка;-создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке;- проявлять разумную требовательность, терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика.В обучении применять: опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтрольПри формулированиии целей урока включать как приоритеттный коррекционно-развивающий аспект.Применять частую смену видов деятеятельности на уроке.Многократно проговаривать и закреплять материал урока.Использовать в своей работе дифференцированный подход к обучению и стараться создавать на уроке ситуацию успеха для каждого обучающегося… а так же технологии обучения: «Сотрудничества» и «Проблемное обучение». Учитель должен использовать разнообразные формы проведения уроков.И так, причины:I. Недостатки познавательной деятельностиНесформированность приемов учебной деятельности Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными ЗУНами: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, а не с помощью ЗУН. И со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.ПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как:   - выделение опорных пунктов;    - составление плана тезисов;    - составление логической схемы прочитанного;    - формулирование главной мысли. Постепенно ребенок привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать на эти составляющие смысловой обработки.Недостатки развития психических процессов Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для преподавателя. И здесь говорится, прежде всего, о недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Но  естественно мышление в сочетании с памятью и вниманием.НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты. Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить,  какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности. Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают  ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а следовательно и не справляются с заданием в ситуации, когда учитель требует немедленного ответа; в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь); в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке  домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:- дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;- не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;- путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться;- следует осторожно оценивать неудачи ученика;- желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.II. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости. Что в этом случае делать учителю?РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ1.       Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.2.        Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).3.        Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.4.        Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.5.        Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.6.        Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам).7.        Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.8.        Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала). Нередко от родителей можно услышать: «Не сделаешь домашнее задание – не пойдешь к друзьям», «Закончишь обучение с тройками – не поедешь на море»… Мы настолько привыкли к примитивной поведенческой схеме «стимул-реакция», что не можем представить себе другой способмотивирования детей, стимулирования их работы, творчества, достижений. И, в результате, получаем личность, которая неинтересуется ничем, кроме вознаграждения за свои усилия или испытывает потребность в постоянном контроле со стороны.Подводя итог … складывается особая система работы. Правильное раскрытие причин неуспеваемости и определение путей их ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт семьи ученика с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости ипрочных знаний учащихся разного уровня развития.СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!Источники: