Опыты со снегом и льдом


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыты со снегом и льдом
Автор: Ксения Руслановна Кильчинбаева

ОД Экспериментальная деятельностьТема: "Лед."Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом .Задачи:
  • расширять знания детей о зиме, ее месяцах;
  • продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т.д.);
  • формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонут в воде; тают в тепле);
  • развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера; 
  • учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
  • обогащать словарный запас детей;
  • воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
  • Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.Материал для занятия: снег, кусочки льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, пластмассовые ложки, полиэтилен, ёмкость для изготовления искусственного льда, клеёнки на столы, лупы.Ход занятия:1.Чтение стихотворения:Закружили метели, песни вьюга поёт.До весенней капели вся природа заснёт.Холод, песни метели и дорога пуста…И закованы реки в прочный панцирь из льда.- о каком времени года это стихотворение? Д/и «Снежный ком». Подберите слова определения «Зима какая?»-сколько месяцев зимой? назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас? какой будет? какой был?Сегодня мы продолжим разговаривать о зиме. Послушайте внимательно логическую задачу:«На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом… В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей… Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег… Очень удивился Саша… Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?..Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме».Что же она ему рассказала?(свободные ответы детей)Послушайте ещё загадки:Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд)Переходим к изучению и льдаОпыт №1. «какой на ощупь».- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и камушекСначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.Ответы: Холодный, твердый, по цвету – бесцветный.Вос-ль: А камень ? – ответы детей.Опыт№2:Определение запаха. А теперь давайте проверим , есть ли запах у льда и камняОтветы детейОпыт №3. «Определение прозрачности».Теперь поднесите камушек к глазу. Видно что нибудь через него? ( ответы детей). теперь тоже самое проделаем со льдом Давайте сравним, где видно , а где – нет. (Ответы детей: «с камнем не видно.Значит, лёд прозрачный, а камень – непрозрачный»).Опыт 4.Определение прочности Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей). Почему разбился? (Хрупкий) а если ударим и уронем камень?Опыт 5. Тонет ли лелед? А камень? (Дети высказывают свои предположения)В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек (льда), наблюдают, что происходит (тонут.вода легче).Опыт №6«Воздействие температуры».Воспитатель:Вы утверждаете, что лед  - это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Возьмите в одну ладошку лед а в другую камень Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрая одна. Другая сухая Почему? Ледначали таять от тепла рук. А камень остался предним. Вытрите руки.Динамическая пауза.- А теперь давайте поиграем с пальчиками. Раз, два, три, четыре, пятьМы во двор пришли гулять.Бабу снежную лепили,Птичек крошками кормили,С горки мы потом катались,А ещё в снегу валялись.Все в снегу домой пришли.Съели суп и спать легли.Вос-ль: А теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Ответы детей).Что можно сказать про лед? (Ответы.). А Правильно, под действием тепла  лёд превратились в воду. Значит,  лёд образуются из воды под воздействием мороза.Вывод: Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода.-Подведение итогов-Вам понравилось? Что вы делали сегодня?  Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали.-Ребята, вам понравилось быть учеными, исследователями?