Развитие ритмических движений у детей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие ритмических движений у детей
Автор: Соломонова Светлана Михайловна

Развитие навыков музыкально-ритмических движений у детей 3-5 лет посредством хороводных игрРаскрытие внутренних возможностей человека осуществляется в деятельности. Ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в различных видах деятельности – познавательной, игровой, художественной. Хороводная игра как раз и является разновидностью художественно-игровой деятельности детей, представляя собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизации, художественной образности. Воспитательная ценность хороводной игры общепризнана в педагогике. Велико значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также и в художественном развитии дошкольников. Возможность применения хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким спектром средств выразительности этих игр и свободой выбора форм участия в них детей. Благодаря своему многовариационному характеру, хороводная игра содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности. Хороводная игра является разновидностью народно-драматического творчества, так как характерным признаком её выступает образнохудожественное воспроизведение действительности. Выделение драматического начала и синтетической природы хороводной игры позволяет определить её как игру драматического содержания, представляющую собой символическое, условное воспроизведение воображаемого действия, предполагающее перевоплощение участников в некий образ и сопровождающееся песенным рассказом. Эстетическое начало художественного образа и средства его воплощения, характер хороводной игры позволяют отнести её к разновидности 25 художественной деятельности, представленной в игровой форме. Значит, её освоению присущи все особенности, характерные для детского художественного творчества. Сочетание традиции и импровизационности в хороводных играх также является характерной особенностью. Каждая игра представляет собой определенный эталон, но, в то же время, она не имеет четко регламентированных рамок. Исполнитель, не выходя за границы традиций, волен вносить в игру элементы новизны, импровизации. Хороводные игры доступны детям благодаря таким чертам: простота содержания, относительная краткость, многократная повторность одного и того же действия, музыкальность, установка на забаву, развлечение, полифункциональность. Хороводная игра при определенных условиях может стать предметом детской творческой деятельности. Основные педагогические условия детской творческой деятельности это: - правильный отбор содержания, понятного детям и вызывающего желание играть; - применение методики, способствующей развитию у детей умений творчески воспринимать и исполнять игровые образы и хороводную игру в целом как художественно-игровое произведение; - участие ребенка в хороводной игре как субъекта игровой деятельности, а не пассивного объекта педагогического воздействия Для того чтобы хороводная игра стала частью самостоятельной деятельности детей, необходимо знание детьми большого количества игр и потешек, умение их исполнять, организовывать и проводить игру, а также способность к коллективному обсуждению. В освоении хороводных игр используются следующие приёмы: целостный показ игры, частичное разучивание, совместный анализ игровых образов, сочинение игровых образов. Процесс освоения ребёнком хороводной игры проходит в три этапа. Первоначально ребёнку необходимо накопить определенный объём представлений о хороводной игре. Для восприятия художественного образа ему необходимо уметь различать эмоциональные состояния других людей и выразительно их передавать, пользоваться элементами таких средств выразительности как жесты, мимика, пантомимика, и создавать на их основе близкие опыту ребёнка образы людей и животных. На первом этапе ставятся задачи: познакомить детей с новой игрой, хороводом, создать целостное впечатление о музыке и движении, начать разучивание. На втором этапе задачи изменяются – это углублённое разучивание движений, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения хоровода. На третьем этапе задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, побуждая детей самостоятельно 26 выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни под пение, аккомпанемент детских музыкальных инструментов. Ребенок станет активным участником и творцом хороводной игры в том случае, если: - игра будет активно практиковаться, бытовать в его жизни; - ребенок умеет исполнять хоровод, играть в хороводную игру; - в группе будет создана атмосфера для музыкально – ритмического творчества; - ребенок знает жанры фольклора и их особенности. Хороводный танец состоит из семи символических фигур, имеющих глубокое сакральное значение. Это: «столбы», «вожжа», «плетень», «круг», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая». Каждая фигура хоровода исполняется под определённую песню и в определённом ритме: от плавного и неспешного вначале до стремительного - в завершении. Хороводные игры включаются в детские праздники и развлечения, в комплексы утренней гимнастики, в физкультурные занятия. Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и игровой доступности для дошкольников. Детям нужны современные хороводы, так как они наполнены близким для детей содержанием, динамичны и увлекательны. Это возможность не только петь, но и двигаться вместе со взрослыми, подражать им, быть похожими на них, оставаясь при этом детьми. Хороводная игра как феномен культуры не только обучает, развивает, воспитывает, социализирует, но и формирует нравственно-патриотические качества, является национальным богатством. Овчинникова Н.Е., воспитатель МАДОУ № 112, г. Мурманск Детские хороводные игры1. КукушкаДети стоят в кругу.В центре водящий с закрытыми глазами.Дети идут по кругу и поют:К нам кукушка в огородПрилетела и поетТы кукушка не зевайКто кукует отгадай»Воспитатель указывает на любого в кругу.Ребенок пропевает «Ку-ку».Водящий должен угадать по голосу.2. «Заинька–горностаинька»Дети стоят в кругу, взявшись за руки. По считалке выбирается «Заинька»Дети идут по кругу пропевая слова:Заинька-горностаинькаНекуда заиньки выскочитьКругом заборы высокиеА у заиньки ножки коротенькиеНу-ка зайка скоком-скоком,Повернись-ка боком-боком,Ну-ка зайка повернисьКому хочешь, поклонись.С окончание пения зайка выбирает нового водящего.3. «Овощи»Дети идут по кругу взявшись за руки.В центре круга водящий с завязанными глазами.Все поют:Как то вечерком на грядкеРепа свекла, редька, лукПоиграть решили в пряткиНо сначала встали в кругОстанавливаются, считают загибая пальцыВодящий кружится.Рассчитались четко тут жеРаз, два, три, четыре, пять,Прячься лучше,Прячься глубже.Ну а ты иди искать.Дети приседают, водящий идет искать.Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.4. «Барашек»Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»Ты барашек серенький,Ты барашек беленький,Мы тебя кормили,Мы тебя поили,Ты нас не бодай,С нами поиграйСкорее догоняй.С окончанием пения, дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.5. «Шапочка аиста»Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:Аист: Я над речкою гулялЗдесь я шапку потерялНовенькую шапкуТепленькую шапкуКрасненькую шапку.Дети идут по кругу.Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:Ребенок: Я на реку пришелЗдесь я шапочку нашелНовенькую шапкуТепленькую шапкуКрасненькую шапку.С концом песни все останавливаются.Ребенок: Ну попробуй догониСвою шапку отними.Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой.Если аист не поймает, то водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.6. «Игра с колокольчиком»Звучит музыка.Дети стоят в кругу, взявшись за руки.В центре круга ребенок с колокольчиком.С началом пения идут противоходом.Ребенок с колокольчиком поет:С колокольчиком хожуНа ребяток я гляжуКолокольчик золотойКто плясать пойдет со мной?В конце песни ребенок с колокольчикомвыбирает того, с кем будет танцевать.Двое детей пляшут под любую плясовую музыку.Выбранный ребенок становится ведущим.7. «Звездочет»Дети стоят в кругу. В центре Звездочет.Дети идут по кругу вправо и поют:В небе звездочки мигаютЗвездам хочется игратьЗвездочет считает звездыРаз, два, три, четыре, пять!Припев: (идут в круг, отходят назад.)Звездочет, звездочет,Поиграй-ка с нами!Что покажешь ты намОтгадаем сами.Дети отгадывают, что делает звездочет.2 вариант:Мы позвли ЗвездочетаПусть считает нас подрядВ нашем садике как в небеМного звездочек –ребят.Звездочет:Отгадает кто из васЧто я делаю сейчас?Кто отгадает, что делает Звездочет. становится Звездочетом.8. «Аист и лягушки»Дети стоят в кругу, взявшись за руки.В центре круга аист.Дети идут по кругу поютАист ходит, высоко поднимая ногии взмахивает руками-«крыльями»Дети:Аист вышел на охотуХодит, ходит по болоту.Аист:Очень хочется лягушкой закусить,Очень хочется лягушку проглотить!Лягушки прыгаютАист стоит на одной ноге и машет крыльями.Лягушки поют:Кваки, кваки, ква-ква-ква.С окончанием музыки лягушки прыгают от аиста, а он их ловит.Кого поймал, то становится аистом.9. «Горелки»Дети, взявшись за руки, идут по кругу.В центре круга стоит водящий.На голове может быть маска зайца.Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются.С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару.Тот кто не нашел себе пару становится водящим.Косой, косой,Не ходи босой,А ходи обутый,Лапочки закутай,Если будешь ты обут,Волки зайца не найдут,Не найдёт тебя медведь.Выходи, тебе гореть!10. «Весёлые ребята»На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором пропевают:Мы, весёлые ребята,Любим бегать и скакать.Ну, попробуй нас поймать!Раз, два, три – лови!После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.11. «Космонавты»Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют:Ждут нас быстрые ракетыДля прогулок по планетам.На какую захотим,На такую полетим!Но в игре один секрет:Опоздавшим места нет!Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету, выходят из игры.Количество ракет уменьшается. Игра начинается сначала.12. «Заря-заряница»Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:Заря-заряница,Красная девица,По полю ходила,Ключи обронила,Ключи золотые,Ленты голубые,Кольца обвитые —За водой пошла!С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.Игра повторяется.Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту13. «Карусель»Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:Еле-еле, еле-елеЗавертелись карусели, а потом кругом,А потом кругом-кругом,Всё бегом-бегом-бегом.Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.Тише, тише, не спешите!Карусель остановите.Раз и два, раз и два,Вот и кончилась игра!Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.14. «Западня»Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону.Внешний круг — обезьянки поют:Мы смешные обезьянкиМы прыгучки, кувыркалкиМы на месте не сидимИ бананы мы едим.Внутренний круг – Тигры поют:А мы тигры –не смешныеМы голодные и злыеСпойте песню еще разМы поймаем вас сейчас.По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Звучит веселая музыка, обезьянки то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Музыка останавливается, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.15. «Зайка»Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:Зайка, зайка! Что с тобой?Ты сидишь совсем больной.Ты вставай, вставай, скачи!Вот морковку получи! (2 раза)Получи и попляши!Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.16. «Огуречик»Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:Огуречик, огуречик,Ты совсем как человечек.Мы тебя кормили,Мы тебя поили,На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)Танцевать заставили.Танцуй сколько хочешь,Выбирай, кого захочешь.Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.17. «Курица и цыплята»Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:Вышла курица-хохлатка,С нею жёлтые цыплятки,Квохчет курица: ко-ко,Не ходите далеко.Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.На скамейке у дорожкиУлеглась и дремлет кошка.Кошка глазки открываетИ цыпляток догоняет.После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.18. «Снежный ком»Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу)Я иду за ним шажкомКом все больше становился и быстрее покатилсяКом все больше становился и быстрее покатился(ускоряемся и в речи и в движениях)Ком все больше становился и быстрее покатился(еще ускоряемся)Угодил в калитку! Бух! Развалился!(аккуратно падаем)Из сугроба вылезаем(встаем)И одежду отряхаем.19. «Яша»Яша садится посреди луга.Вокруг него водят хоровод, припевая:«Сиди, сиди, Яша ракитовом кустуГрызи, грызи, Яшапелые орехи.Лови себе Яша, кого тебе надоЯша бросается за кем-либо.Пойманный становится Яшей.20. «Растим мак»Посредине круга сидит «мак».Хоровод поет:— Ай на горе мак, мак,Под горою бел бел!Ах вы маки-маковочки,Золотые головочки!Станьте вы в ряд,Спросим-те про мак.Игроки останавливаются и спрашивают у «мака»:— Сеяли ли мак?Хороводник отвечает:— Только землю вспахали.Повторяется припев. Игроки спрашивают последовательно: «Сеяли ли мак?— «Сеяли»— «Зацвел ли мак?»— «Зацвел»— «Поспел ли мак?»— «Поспел»,— «ОтряхивайтеВсе бросаются к хороводнику и трясут его, если он не успел убежать. Если хороводник успел три раза ударить кого-либо, тот становится хороводником.21. «Овес»Все становятся в круг и поют:«Кто хочет знать, как сеют овёсМой батюшка сеял так…Показывают движениями рук вперёд:«Потом отдыхал вот так…Становятся сложив руки крест-накрест.Потом кружатся в хороводе, припевая:— Овёс, овёс, давай Бог, чтоб ты рос!Новый куплет:— Кто хочет знать, как жнут овёс?— Отец мой жинал его так (показывают)— Потом отдыхал он вот так (показывает)После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит своего соседа).22. «Капустка»Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу.Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют:Вейся вейся капустка мояВейся вейся белаяКак мне капустке витьсяКак мне зимой не валиться!Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» — поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице.Когда все играющие проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища.Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие.После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее и плотнее, пока не получится своеобразный «вилок капусты».Затем капустка уже начинает «развиваться», пока не придет опять в своё первоначальное исходное положение.Игра все время сопровождается пением.23. «Заинька»«Заинька» показывает, как он моет ручки. Те же движения повторяют все играющие:Играющие становятся в круг, взявшись за руки, поют:Заинька, выйди в круг,Серенький, выйди в круг,Скорей, скорей, выйди в круг,Скорей, скорей, выйди в круг!Один из играющих, предварительно выбранный «заинькой», выходит на середину круга. Играющие продолжают петь:Заинька, ты пройдись,Серенький, ты пройдись,Туда-сюда ты пройдись,Туда-сюда ты пройдись!«Заинька» прохаживается то в одну, То в другую сторону, а играющие хлопают в ладоши:Заинька, умой ручки,Серенький, умой ручки,Леву, праву, умой ручки,Леву, праву, умой ручки!Заинька, умой личико,Серенький, умой личико.Сверху донизу умой личико,Сверху донизу умой личико!«Заинька» показывает, как он умывается, остальные играющие повторяют его жесты.Заинька, пригладь шерстку,Серенький, пригладь шерстку.Сзади, спереди пригладь шерстку,Сзади, спереди пригладь шерстку!«Заинька» проводит руками по одежде, одергивает ее, чистит. Все играющие повторяют:Заинька, причешись,Серенький, причешись.Да получше причешись,Да получше причешись!«Заинька» показывает, как он причесывается. Играющие повторяют:Заинька, под бочка,Серенький, под бочка.Пляшет, пляшет казачка,Пляшет, пляшет казачка!«Заинька» танцует, остальные играющие тоже танцуют. После слов «пляшет, пляшет казачка» все разбегаются, «заинька» их ловит. Пойманный становится «заинькой».24. « Колпачок» («Паучок»)Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:Паучок, паучок,Тоненькие ножки,Красные сапожки.Мы тебя поили,Мы тебя кормили,На ноги поставили,Танцевать заставили.После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.Хлопая в ладоши, поют:Танцевать заставили.Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.Все поют:Танцуй, танцуй, сколько хочешь,Выбирай кого захочешь!Ещё статьи о воспитании
  •  Фельдчер Ш., Либерман С.
  •  И. Медведева и Т. Шишова
  • 1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: конспекты занятий. – М.: Перспектива, 2008. 2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Практическое пособие / О.Н. Баранникова. - М.: Аркти, 2007. 3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2009