Рождественские чтения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рождественские чтения
Автор: Робкина Елена Ивановна

7 декабря 2024 годаТекст выступления на VII Рождественских чтенихРобкина Елена Ивановна,учитель МБОУ Городецкой средней общеобразовательной школы Трубчевского района Брянской областиВеликая Победа как духовный подвиг: победители и наследникиДорогие братья и сестры, я очень рада возможности встретиться с вами.Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там, но не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,- Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…Александр Твардовский, 1966 годВозможно, именно эти слова, написанные после войны, лучше всего передают те чувства, которые вызывает у наших современников это сочетание слов – Великая Отечественная война…Вспомним! 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Победа в Великой Отечественной войне – навсегда останется в нашей памяти. В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в шести гигантских битвах, провела 40 крупных наступательных операций. Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70 сёл и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей, тысячи взорванных мостов. 84 тысячи разрушенные школы и 334 высших учебных заведений. 20 часов у станка в день работали женщины, дети, старики. Блокадный Ленинград – 900 дней, 125 граммов хлеба. Более 26 миллионов жизни унесла Великая Отечественная война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. 40 миллионов жизней стоила нам эта победа. 22 июня 1941 года пошёл отсчёт четырём годам нечеловеческих усилий, в течение которых будущее каждого из нас висело практически на волоске. Война – всегда отвратительное занятие, но Великая Отечественная война была слишком народной, чтобы в ней участвовали только профессиональные солдаты. На защиту Родины встал весь народ, от мала до велика. С первого дня Великой Отечественной войны героизм простого русского солдата стал образцом для подражания. То, что в литературе называется «стоять на смерть» было сполна продемонстрировано в каждом сражении ушедшей войны. За годы Великой Отечественной войны в Трубчевском районе погибли 751 мирный житель. Угнаны в немецкое рабство 1302 человека. Сожжены 13 населённых пунктов. Но на протяжении всего периода оккупации шла народная борьба против захватчиков. Сурово шумел Брянский лес, партизаны воздавали врагам по заслугам! В сентябре 1943 года Брянщина была освобождена от немецко-фашистких войск. 18 сентября 1943 года был освобождён и Трубчевск. К счастью, многие не знают, что такое война, но многих постигла эта ужасная участь. Наш долг воздать честь всем тем героям, которые стояли за нашу жизнь и свободу. Почтим память наших предков, окажем дань уважения ветеранам… Как бы ни было больно говорить о Великой Отечественной войне, мы должны помнить об этом тяжком бремени. Как известно, от поколения ветеранов Великой Отечественной войны до наших дней дожили единицы. Пусть герои, отвоевавшие свободу своей страны, увидят праздник хотя бы с фотографий – так родился «бессмертный полк», который сегодня объединяет сотни тысяч человек из 80 государств. За семь лет небольшая акция превратилась в большое движение, когда 9 Мая люди несут на руках портреты своих родственников-фронтовиков. Не силами особых технологий, а благодаря внутренней потребности души, неосознанной жаждой бессмертия. Шествие Бессмертного полка – это не выдуманная политическая акция, а своего рода молитва за всех наших родных и близких, чью жизнь прервала или покалечила страшная война. А ещё – свидетельство о Воскресении и реальности вечной жизни. Ведь мы сердцем чувствуем, что все павшие у Бога живы. И потому Победу мы празднуем вместе. Бессмертный полк – это ещё и попытка осмыслить войну, её наследие с точки зрения вечности, увидеть себя наследниками победителей, а не народом, находящимся в вечном кризисе – экономическом, политическом, нравственном, а самое главное, мировоззренческом. Если каждого, кто погиб в Великой Отечественной войне, почтить минутой молчания, придётся молчать почти 40 лет. Интересно отметить, что глубокий ответ прозвучал в творчестве талантливого советского поэта Константина Симонова. Талант - это дар Божий и как таковой он позволяет его обладателю проникать в духовную суть вещей. В стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Симонов пишет:Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятсяЗа в Бога не верящих внуков своих. Ни классовая борьба, ни ненависть не могут сплотить людей. Преодолеть ненавистную рознь мира сего может только святость. В годы между событиями 1917 года и Великой Отечественной войной пролег крестный путь Русской Православной Церкви и русского православного народа. В этот трагический период для Церкви многие тысячи, сотни тысяч верующих людей своей жизнью и своей смертью засвидетельствовали верность Христу и Его Святой Церкви и увенчались венцами мученическими. Благодаря их подвигу, принявших на себя натиск сатанинской злобы богоборческой власти и ценою своих страданий и крови, жизни и смерти, одержавших нравственную победу в неравной борьбе русский народ вновь обрел себя, ощутил свое духовное и национальное единство. То, что в результате революции было опорочено, осмеяно, поругано вновь обрело свой смысл и значение. Потому и встала «страна огромная», как один человек, на «священную войну», что «прадеды», победители в борьбе за веру и правду, вымолили у Господа верящим и не верящим в Бога «внукам своим» силу и стойкость победить в Великой Отечественной войне. «Известно, какова в Русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры. Непреоборима и грозна она, как нерукотворная скала среди бурного, вечно изменчивого моря. Из самой середины морского дна возносит она к небесам непроломные свои стены, вся созданная из одного цельного сплошного камня. Отовсюду видна она и глядит прямо в очи мимо бегущим волнам. И горе кораблю, который нанесется на нее! В щепы летят бессильные его снасти, тонет и ломится в прах все, что ни есть на них, и жалким криком погибающих оглашается пораженный воздух». Великая Отечественная война — это не борьба идеологий или социальных строев, а борьба за веру и правду. Вклад Церкви огромен, он не поддается количественной оценке, и не может быть выражен в материальном эквиваленте. Удивительное самоотвержение, великодушие, беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть вклад Русской Православной Церкви в Победу над богоборческой, чудовищной по своей жестокости силой германского фашизма. Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой германского фашизма, который на наших глазах сокрушается соединённой силою наших доблестных войск и войск наших союзников. Преклоняясь пред изумительными подвигами русских воинов, полагающих за наше счастье жизнь свою, и радуясь грядущей победе над исконным врагом русского народа, усугубим эту радость благодарным воспоминанием победы Христа над адом и смертью и дарования нам этой победой вечной радости в невечернем дни Царствия Своего. Эти слова Пасхального приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) прозвучали во всех храмах Русской Православной Церкви 6 мая 1945 года. В тот день Светлое Христово Воскресение совпало с днём великомученика Георгия Победоносца, небесного покровителя всех православных воинов, и кануном безоговорочной капитуляции гитлеровского Третьего рейха. В те дни ещё обильно лилась кровь (так, 6 мая только начиналась Пражская операция, унёсшая жизни более 10 тысяч наших воинов), но уже всем было ясно: самое страшное зло в человеческой истории повержено."Церковь Христова благословляет православных на защиту Родины" Без малого четырьмя годами ранее, 22 июня 1941 года, предшественник Святейшего Патриарха Алексия I на Патриаршем престоле (а на тот момент - его Местоблюститель) Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился к верующим с иными, но столь же обнадёживающими и ободряющими словами: Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божию помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу... Но не только великую скорбь и великое разорение получили в наследство наши предки. Им досталась ещё и великая сила духа. С фронтов России люди принесли домой понимание высокой ценности человеческой жизни и радость о мирном созидательном труде. Наши поколения получили в наследство духовную крепость и огромную любовь к Родине. Чтобы стать настоящим достоянием народа, любое историческое событие должно быть отражено в культуре. Кому как не педагогам и воспитателям знать, какое колоссальное впечатление на душу может оказать книга, фильм, песня. Может. Но современным детям это наследие не так легко воспринимать, как их дедушкам и бабушкам. Во второй половине xxвека фронтовики были не гостями праздника 9 Мая, а частью жизни каждого ребёнка. и неважно, жили они в твоём или соседнем доме или смотрели с фотографии, висящей на стене. Это была реальность, живая боль и живая гордость семьи. Сегодня нас с Победой разделяет 75 лет, огромная пропасть для современных школьников. И мы не можем требовать, чтобы они чувствовали и понимали войну как мальчишки и девчонки прошлого столетия. И, может быть, вообще ничего не надо требовать, нужно объяснять. Сопредседатель Общероссийского движения «Бессмертный полк России» Николай Григорьевич Земцов говорит: «Мы говорим с растущим поколением о ценностях полка и о смысле движения, а оно гораздо шире, чем просто мемориальная акция. Это не только про солдат, это про наше великое прошлое, которое нам дано в виде такого наследства. Мы его получили и мы должны им распорядиться. Потому что если им не воспользоваться, на него будут претендовать другие». Наша память о героях-фронтовиках и тружениках тыла – нужна, прежде всего, нам самим. Особенно ценно наследие войны для современных педагогов, которые стараются не только делиться с учениками не только знаниями, но и воспитывать в них нравственные качества. Военное наследие наших писателей-фронтовиков – Константина Симонова, Виктора Астафьева, Василя Быкова – даёт множество тем для глубокого разговора с детьми о смысле жизни, о её цене, о любви и ненависти. У этих писателей особое право для нравственных уроков. Ведь как писал писатель Константин Симонов в своей повести «Двадцать дней без войны», «Ни мимо кого она не прошла! Хочешь не хочешь, а война всё равно теперь в каждой жизни. И в чьей-то трусости, и в чьей-то храбрости, ив чьих-то попытках жить как ни в чём ни бывало… Сорок первый год почти по каждому из нас так стукнул, что кости до сих пор так трещат!» И дело даже не в том, что если завтра война… Никто из нас о себе ничего сегодня об этом предполагаемом не скажет. Потому и дети не любят таких пафосных, надуманных вопросов. Герой Симонова – фронтовой писатель Лопатин, размышляя о трусости известного до войны поэта, говорит: «Это правда, что часто и много за эти годы война говорим, что не ожидали того и не ожидали этого! Говорим о событиях, говорим о людях, говорим о хороших и дурных поступках. Но всё-таки почему так уж много неожиданного? Может, надо поменьше удивляться? Может, бывало и так, что плоско, скудно, недальновидно думали о жизни, о людях и обстоятельствах?» Не о предполагаемом завтра, а о настоящем сегодня нужно разговаривать с детьми. А истории подвига, побед, нравственного выбора должны укреплять нашу волю выбирать добро даже тогда, когда зло популярнее, выгоднее и соблазнительнее. Потому что у каждого поколения своя война, свой крест. Но опыт предков может и должен ему быть в помощь. Очень важно растворить наше наследие в той среде, в которой формируется молодёжь. В интернете, в соцсетях. Чтобы молодые люди постоянно попадали на эти короткие иллюстрированные истории и понимали, что это часть среды, в которой они выросли. Часто герои произведений классиков говорят: «Эта Земля для меня святая, потому что на ней могилы моих предков». Для молодёжи это опять же просто фигура речи. Какие могилы предков? Где они?.. А если ребёнок ,вырастая, точно поймёт, что эти могилы существуют, что он является продолжателем этих подвигов, тогда родная земля для него станет святой. В общественном сознании история любой освободительной войны – это, прежде всего, история подвига. Но ведь подвиг требуется от каждого человека. Каждый, кто изо дня в день старается честно трудиться, кто не проходит мимо ближнего, терпящего скорбь, уже совершает пусть маленький, но подвиг. И не всегда он требует особых условий и обстоятельств, особого места и времени. Подвиг совершается на том месте и в то время, которые определил Господь. Как поступим мы или наши дети в момент испытаний, нам сегодня не ведомо. Но силу воли, нравственное чувство, которые направят человека в драматический момент к добру, определяет воспитание именно сегодня. Нынешнее молодое поколение - первое поколение молодых людей, родившихся или выросших после распада СССР, в первые годы становления новой российской государственности. Че лет именно от него будет зависеть, какая судьба ждет в ХХI веке Россию с ее многонациональным обществом и исторически сложившимся ядром - русским народом. Чтобы занять достойное место в мире, наша страна нуждается как в инновационном развитии, так и в нравственном обновлении. Нынешнему молодому поколению предстоит решать эти задачи одновременно. Именно поэтому ему равно необходима как материальная, так и духовная поддержка. Лишь достигнув гармонии между общенациональными идеалами, личными и семейными интересами, оно сможет войти в историю как новое поколение победителей, с которого станут брать пример и на которое будут равняться потомки. В 2025 году мы будем отмечать 80-летний юбилей Победы. Проходит время. Меняются поколения, взгляды на жизнь, цели. И у молодых людей пропадает чувство сопричастности. Но когда воспоминание о событии переходит из временной плоскости в вечность, оно приобретает иное значение. Парад на Красной площади - это торжество современной военной мощи государства. «Бессмертный полк» объединяет нас с теми, кто ушёл в вечность. Именно там, у Бога, в вечности, никто не забыт и ничто не забыто. Правду о Великой Отечественной войне нужно знать и сохранять. Да прибудет с нами Бог, Аминь!