Назначение и преимущества использования современных педагогических технологий
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Назначение и преимущества использования современных педагогических технологий
Автор: Каточкова Наталья Геннадьевна
Технологии обучения всегда применяются в определенных сочетаниях. В каждой конкретной ситуации в том или ином сочетании технологий доминирует одна из них в зависимости от того, какая задача обучения на данном этапе является основной. Отсюда следует объективная необходимость процедуры выбора технологий обучения. При решении данной дидактической проблемы необходимо руководствоваться следующими критериями:– адекватность технологий обучения целям и содержанию учебного материала;– обоснованность выбора технологий обучения в перцептивном, гностическом, логическом, контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах;– учет возрастных личностных особенностей учащихся, уровня их теоретической и практической подготовленности, а также возможностей самих учителей;– соответствие технологий обучения реальной материально-технической базе и отведенному учебному времени.По уровню применения технологии бывают:- общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).- частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).- локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).По организационным формам технологии бывают:- классно-урочные;- альтернативные;- академические;- клубные;- индивидуальные;- групповые;- коллективных способов обучения;- дифференцированного обучения.По типу управления познавательной деятельностью:-традиционное (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);-дифференцированное (система малых групп, система « репетитор»);-программированное (компьютерное, программное, система «консультант»).Обратимся к термину педагогическая технология.Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.Другими словами, педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая технология также может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога.В этом состоит и отличие педагогической технологии от методикипреподавания и воспитательной работы. Если понятие "методика" выражаетпроцедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство.Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владенияпедагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционнымкомпонентом.Классификация педагогических технологий по видам деятельности преподавателя и обучающихся:Технологии организации общения. Включают приемы организации взаимодействия ребенка и взрослого с целью создания необходимых условий для развития индивидуальности и личности учащихся.Педагогические технологии организации учебно-познавательной деятельности, содержащие эффективные приемы мотивации учебной деятельности, использования механизмов развития и стимулирования познавательных способностей.Важным элементами данного вида являются обучение учащихся культуре определения понятий, а также технология обучения их решению задач разных типов.Технологии диагностической и прогностической деятельности, основанные на развитии аналитических способностей педагогов, умении использовать диагностические методы для планирования и формирования прогноза педагогической работы.Педагогические технологии инновационной деятельности, направленные на разработку новых программ, новых подходов в образовании, на создание условий для педагогического творчества.Технологии организации воспитательного дела, помогающие каждому ребенку максимально реализовать личностный потенциал в процессе развития.Среди современных педагогических технологий исследователи выделяют следующие технологии:- Проблемное обучение (Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся);- Концентрированное обучение (Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса);- Модульное обучение (Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки);- Развивающее обучение(Развитие личности и ее способностей; Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию);- Дифференцированное обучение(Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);- Активное (контекстное) обучение (Организация активности учащихся);- Игровое обучение (Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений);- Обучение развитию критического мышления (Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс).Технология всегда разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.Любая технология предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения. Элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы преподавателем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.Новая парадигма образования, ставящая развитие личности обучаемого в центр образовательной пирамиды, нацеливает на новые технологии обучения. Под «новыми» педагогическими технологиями, имеется в виду не временной аспект: новые, как только что или недавно появившиеся, а новые как отличающиеся от привычных, традиционных. Традиционные методы обучения в большей степени способствуют усвоению фактологического материала, усвоению воспроизводить знания в знакомой ситуации. Однако современный мир выдвигает вполне определенные требования:- умение гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идея, творчески мыслить;- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения;- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.Главное направление модернизации системы образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного образования, когда развитие личности обучаемого стоит в центре внимания преподавателя, когда организация активной познавательной деятельности становится основной задачей педагога.Безусловно, современные педагогические технологии, исходя из разумной целесообразности, стремятся учитывать как можно больше факторов, влияющих на процесс обучения, и в этих условиях значительно меняется место и роль преподавателя в учебном процессе. Мировая педагогическая наука рассматривает сегодня преподавателя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью обучающегося. В этой ситуации преподаватель должен владеть всем инструментарием методов обучения, и роль технологий в достижении современного качества образования в этих условиях значительно возрастает.Если при традиционной системе образования преподаватель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, учитель осуществлял контроль освоения учащимися учебного материала, то при личностно-ориентированном образовании учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности обучаемого, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений обучающихся, а на диагностику их учебной деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее и требует от педагога более высокого уровня мастерства. Общей целью всех технологий является, во-первых, достижение гарантированных результатов в обучении (или воспитании); во-вторых, их повторяемость и воспроизводимость. Можно выделить следующие «за» и «против» внедрения технологий: ЗА - возможность диагностичности цели и результатов учебно-воспитательного процесса; - достижение гарантированного результата в обучении; - повторяемость и воспроизводимость результатов; - направленность технологий на достижение конкретных целей в обучении или воспитании; - формирование умений и навыков, доведенных до совершенства; - экономия времени, средств, сил на достижение поставленных целей; - при обоснованном применении их можно рассматривать как базу для развития творческого мышления и способностей. ПРОТИВ - это сложность перехода на технологический режим обучения; - невозможность перевода всей информации на технологический язык обучения; - усиливают дефицит общения; - не работают на развитие творческого мышления и творческих способностей (особенно машинные технологии); исключение составляют технологии проблемного, эвристического обучения; - работают на основе смоделированных алгоритмов и программ. Таким образом, оценивая достоинства и недостатки педагогических технологий, понимаем, что нет технологий, способных заменить живое человеческое общение во всей красоте его проявлений и возможностей в учебно-воспитательном процессе.