Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе
Автор: Кучумова Лилия Анатольевна
МАОУ «Култаевская средняя школа» структурное подразделение детский сад «Йолдыз»Картотека дыхательной гимнастикиСовтавила воспитатель:Кучумова Лилия Анатольевна«Надуй шарик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. «Качели»Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:Качели вверх (вдох),Качели вниз (выдох),Крепче ты, дружок, держись. «Пушок» Цель: формирование дыхательного аппарата.Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы. «Паровозик» Цель: формирование дыхательного аппарата.Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд. «Листопад» Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. «Гуси летят» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у». «Петушок» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку». «В лесу» Цель: формировать правильное речевое дыхание.Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите"ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз. «Воздушный шарик» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.«Насос» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенноприседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза. «Ножницы» Цель: формирование дыхательного аппарата.И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук. «Часики» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз. «Курочка» Цель: развитие плавного, длительного вдоха.ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям. «Снегопад» Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. «Трубач» Цель: развитие плавного, длительного выдоха.ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз. «Поединок»Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол. «Пружинка» Цель: формирование дыхательного аппарата.ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз. «Кто дальше загонит шарик» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола. «Сердитый ежик» Цель: развитие плавного, длительного выдоха.Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз. «Ворона»Цель: развитие плавного, длительного выдоха.ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленноопускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р]. «Бегемотик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит.Вдох и выдох производится через носУпражнение может выполняться вположении сидя и сопровождаться рифмовкой:Сели бегемотики, потрогали животики.То животик поднимается (вдох),То животик опускается (выдох). «Вырасти большой» Цель: развитие плавного, длительного выдоха.ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз. «Ветряная мельница» Цель: развитие плавного, длительного выдоха.Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора. «Боевой клич индейцев» Цель: формировать правильное речевое дыхание.Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководитьгромкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».«Регулировщик»Цель: формирование дыхательного аппарата.Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.«Хомячок» Цель: развитие плавного, длительного выдоха.Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом. «Каша кипит» Цель: формирование дыхательного аппарата.ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот инабирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза. «Лягушонок» Цель: формировать правильное речевое дыхание.Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.«Аист» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз. «Послушаем своё дыхание»Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.И. п. : стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом(автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.«Инопланетяне»Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.И. п. : 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются».Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая «Я сильный (ая)». Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.«Подыши одной ноздрёй»Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.И. п. : сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох(последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».3-4. То же другими ноздрями.Повторить 3-6 раз. «Волна» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.«Дерево на ветру» Цель: формирование дыхательного аппарата.ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.И. и. : лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обеладони.Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.Повторить 4-10 раз. «Жук» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу». «Подуй на одуванчик» Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдохчерез рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух. «Парящие бабочки» Цель: развитие плавного, длительного выдоха.Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).