Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Автор: Гордышева Светлана Сергеевна

Игры и упражнения для развития мелкой моторики
Рук у детей дошкольного возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического ипсихического развития. Чем выше двигательная активность ребенка, тем он лучше развивается. Поэтому необходимо уделять большое внимание уже сраннего возраста развитию общей имелкой моторики ребенка. Входе многочисленных опытов инаблюдений ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон иблагоприятно действуют на развитие коры головного мозга.
Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого иумственного развития детей. Сейчас убольшинства современных детей отмечается общее моторное отставание, слабое развитие мелкой моторики рук. Сразвитием науки итехники многие операции за человека выполняют машины— кухонные комбайны, пылесосы, стиральные машины. Раньше взрослым вместе сдетьми большую часть домашних дел приходилось делать вручную— стирать иотжимать белье, перебирать крупу, подметать имыть полы, вязать, вышивать. Это всвою очередь развивало мелкую моторику рук.
В дошкольном возрасте диагностическим фактором является уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость иточность движений) иручных навыков (использование различных инструментов— ножниц, иголки, лопатки идр., застегивание ирасстёгивание застежек, завязывание шнурков ит.д.)
Если руки не развиты, то это часто свидетельствует онекотором отставании вразвитии ребенка. Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным иуверенным всебе.
1.Вработе смладшими дошкольниками для массажа ладоней, обогащение тактильного опыта, развития согласованных движений обеих рук, точных идифференцированных движений кистей ипальцев рук можно использовать такие игры иупражнения сразличными предметами, как:
Забавные карандаши. Вэтой игре дети учатся катать карандаш по столу вперед-назад сначала одной, потом другой рукой;
Я колючек не боюсь (с использованием бигуди)— дети катают бигуди между ладошками, нажимая на них сразной силой;
Непослушные шарики (Используются шарики разной фактуры— деревянные, резиновые)— дети катают их по столу вперед-назад, встороны, по кругу
Дует, дует ветерок (с использованием резиновых груш разного размера). Сжимая грушу дети делают ветерок на ладошку, лицо. Можно сдувать со стола ватку, пёрышко, салфетку, комочек бумаги. Очень интересны иполезны для детей игры сиспользованием цветного соленого теста. Игра
Прятки— дети прячут шарики втесто, апотом находят их.
Я пеку, пеку, пеку— детям предлагается сделать пирожки ив качестве начинки можно использовать желудь, каштан или крупные фасолины.
Топ, топ— дети делают углубления втесте пальчиками как будто идут по дорожке. Для развития силы рук имелкой моторики помогают игры:
Сдуй игрушку— дети сдувают надувные игрушки;
Бумажные снежки— детям предлагается смять бумагу исделать снежки;
Курочка Ряба— коробочки от киндер сюрпризов или грецкие орехи заворачиваются вфольгу, адети их разворачивают;
Подарки— дети заворачивают вфольгу небольшие игрушки.
2.Пальчиковые игры. Для развития согласованных движений рук, развития точных идифференцированных движений кистей ипальцев рук, выполнение подражательных движений смладшими дошкольниками можно использовать такие игры:
Лапки-царапки, Птичка, Ежик, Замок, Апельсин, Человечек идругие. Для детей старшего возраста движения усложняются, они могут использовать пальчиковые куклы, мелкие предметы. Пальчиковые игры будут более интересными иразнообразными если использовать их во время чтения стихов, сказок, рассказов. Разученные игры дети используют всамостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук.
Чтобы пальчиковые игры были более эффективными необходимо, чтобы сочеталось сжатие, растяжение, расслабление кисти рук, атакже использовались движения каждого пальца вотдельности. Длительность зависит от возраста, вмладшем возрасте от 3 до 5 минут, всреднем истаршем возрасте до 10–15 минут вдень. Интересным для детей является теневой театр. Можно спомощью рук изображать различные фигуры Дерево, Зайчик, Идет коза рогатая, Птицы прилетели, Волк, Собачка идругие. Когда дети овладеют способами показа фигур можно объединять их общим сюжетом, использовать музыкальное сопровождение.
3.Игры иупражнения смелкими предметами (зернобобовые, бусинки, пуговицы, камешки, ракушки). Детям очень нравятся эти упражнения, всегда выполняют их синтересом. Игры Массаж ладошек, Угадай на ощупь, Что лежит вмешочке, Золушка (сортировка), Разложи пуговицы (бусы) по цвету, размеру, форме, Сделаем красивые бусы (нанизывание, чередование по цвету, форме), Выложи узор, Выложи цифры, буквы, геометрические фигуры идругие задания.
4.Игры иупражнения со шнурками. Шнуровка. Для младшего возраста можно использовать игры: Веселый шнурок (разматывание), Развяжи бантики (развязывание), Игривый котенок, Забавные шнурки, Швея, Бусы для куклы Маши (нанизывание на шнурок крупных бусин). Для детей среднего возраста упражнения могут быть такими: Поможем ежику, Дары осени, Украсим елочку идругие, вкоторых дети пришнуровывают недостающие детали. В старшем возрасте детям предлагаются схемы для создания узоров по образцу, завязывание бантиков из шнурков.
5. Игры иупражнения со счетными палочками. Для малышей предлагаются такие задания: Дорожка для машины, Заборчик, Спрячем зайку, Солнечные лучики, Ежик (с использованием плоскостных изображений). С возрастом задания усложняются: Достань палочки из коробки, Сложи вкоробку, Разложи по цвету, Выложи фигуру по образцу (с использованием схем), Придумай узор, Выложи цифры, буквы, Колодец идругие. Во время этих игр развивается не только мелкая моторика, но ивнимание, мыслительные операции, точность движений.
6. Игры иупражнения смозаикой. Вначале дети учатся выкладывать мозаику на игровое поле, затем выполняют упражнения: Разложи по цвету, Разноцветные дорожки, Красивые бусы, Яркие цветы. С возрастом задания усложняются. Дети учатся выкладывать узоры по схемам ипридумывать их самостоятельно.
7. Игры иупражнения сприщепками. Для развития силы рук, соотносящих движений рук, дифференцированные движений пальцев можно младшим детям предложить игры: Ловим раков, Белье высохло, Солнышко светит, Мамины помощники, Прятки идругие.
8.Рисование ираскрашивание раскрасок. Рисование является одним из самых любимых видов детской деятельности. Впроцессе рисования удетей развивается общий кругозор, творческие способности, формируются умения пользоваться кистью, карандашом. Вработе сдетьми можно использовать разные изобразительные материалы: акварельные игуашевые краски, фломастеры, карандаши, восковые мелки, цветные ручки. Рисование способствует развитию мелких мышц руки. Раскрашивание раскрасок развивает согласованные действия зрительного идвигательного анализатора иукреплению движущего аппарата пишущей руки. Во время раскрашивания необходимо подбирать нужные цвета, регулировать силу нажима, не выходить за контур, закрашивать водном направлении.
9. Лепка. Очень важную роль для развития моторики рук играет лепка. Основным инструментом влепке являются руки, значит уровень умений зависит от владения собственными руками. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: развивают сенсорную чувствительность, синхронную работу обеих рук, развивают общую ручную умелость, развивают мелкую моторику. В работе сдетьми можно использовать пластилин, глину, соленое тесто. Младшие дошкольники отщипывают от большого куска маленькие кусочки, скатывают из них шарики, колбаски, расплющивают их, делают абстрактные узоры или простые изображения: Дождик, Снежок, Топ-топ, Конфетки, Травка, Заборчик идругие. По мере формирования удетей навыков лепки усложняются задания. Можно вылепить из маленьких кружочков, колбасок заданный узор или изображение, лепить барельеф игорельеф, объемные фигурки— по мотивам народных игрушек, интересный прием лепки по готовой форме (бутылка, баночка), придание формы вазочки, украшение налепами, дополнительным материалом (бусы, блестки, природный материал).
10. Работа сножницами ибумагой. Этот вид деятельности предполагает умение владеть ножницами, освоение основных приемов вырезания— резать по прямой, по диагонали, вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника. Встаршем дошкольном возрасте дети учатся симметричному вырезыванию из бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки). Силуэтное вырезывание требует большой сосредоточенности, уверенного пользования ножницами, умения планировать свои действия, составлять из вырезанных фигурок узоры, картинки, коллективные композиции. Работа сбумагой (обрывание, вырезание, плетение, изготовление поделок (оригами) требует содружественной работы обеих рук, точности исогласованности движений кистей рук, аккуратности, настойчивости.
11.Штриховка. Такие задания способствуют подготовки кписьму, умение проводить линии не отрывая от бумаги, развивают иукрепляют мелкую мускулатуру кисти рук. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно для формирования почерка. Раскрашивание рисунков сиспользованием штриховки обеспечивает постепенность вразвитии иукреплении мелкой мускулатуры кисти рук, вотработке координации движений. Начинать занятия необходимо сраскрашивания короткими частыми штрихами, затем круговая штриховка от центра рисунка, азатем штриховка длинными параллельными отрезками. Во время штриховки нельзя выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий ирасстояние между линиями должно быть одинаковым. Можно использовать для штриховки различные материалы: простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки.
12. Графические упражнения. Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке на листе бумаги иготовит руку кписьму. Детям предлагаются задания Нарисуй волны, Дым, Рыбка, Дорожки, Виражи, Найди путь, Пройди по лабиринту, Дорисуй орнамент, Нарисуй лабиринт. При выполнении заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание ивозможности, чтобы ребенок занимался судовольствием идобивался хороших результатов.
Литература: 1. ЯнушкоЕ.А.Развитие мелкой моторики удетей раннего возраста\ ЕА. Янушко –Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2009 2. ГалкинаГ.Г.Пальцы помогают творить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики удетей\ Г. Г.Галкина, Т.И.Дубинина –М:и Д 2006 3. КрупенчукО.И.Пальчиковые игры для детей 4–7 лет\ О.И.Крупенчук— Спб. литература 2008. 4. И.А.Лыкова. Мы лепили, мы играли\ ЛыковаИ.А.Карапуз-дидактика 2005. Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, мелкая моторика, рука, упражнение, возраст задания, мелкая моторика рук, мелкая мускулатура кисти рук, младший возраст, старший возраст.