урок литературного чтения 2 класс " Затейники"Н.Носов
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: урок литературного чтения 2 класс " Затейники"Н.Носов
Автор: Бойдарико Ирина Александровна
Конспект урока по литературному чтению во втором классеТема: Н. Носов «Затейники».Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Затейники».Планируемые результаты:Регулятивные: научаться чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения; закрепить навык акцентного вычитывания. Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа.Познавательные: получать возможность прочитать произведение, научится находить в тексте слова, характеризующие героев произведения.Коммуникативные: учащиеся научаться договариваться и приходить к общему решению, работать в группах, участвовать в обсуждениях.Тип урока: изучение нового материала.Формы работы учащихся: работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.Оборудование: конверты с карточками-названиями частей плана, бланк телеграммы.Ход урока.Организационный момент - сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)Постановка учебной задачи. Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся. Знакомы вам фамилии этих писателей, какие произведения мы уже изучили?На доске Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя:Аг*ия Барт*Чуков*ки й К*рнейМихалко* С*ргейНа доске.Николай Николаевич Носов- (портрет)Знакомство с творчеством Н.НосоваПисатель вам знакомый?Что вы хотите узнать о нем?Хотите узнать больше об этом авторе?Знаете где родился Н.Н. Носов? (в 1908 году в г. Киеве)Как вы думаете, чем увлекался Носов еще в детстве?На доске(картинки с изображениями: музыкальных инструментов, театр, шахматы, фото).Он был всесторонне развитым ребенком.Многие из вас читали произведения Н. Носова.На доскеГерои произведений Носова.- Давайте вспомним и составим список произведений Носова.- Работа в тетради с. 63. На доскеВспомните, кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети)Как вы думаете, почему? (Он очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости). Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сыну.Писал он в то же время, когда писали К. Чуковский, А. Барто, с. Маршак и С. Михалков.Первый его рассказ – «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году, еще до Великой Отечественной войны. Н. Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, ваших сверстниках. А в 1954 году вышла его книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».Но Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после такой трудовой биографии стал писателем. В 1952 году он получил Государственную премию СССР за свои повести и рассказы. Приём «Верные и неверные утверждения». (таблицы на партах) Взаимопроверка Работа с текстом учебника страница 48. (Читает подготовленный ребенок статью о Н. Носове) - Почему дети любят рассказы Н. Носова? - Ребята, а хотите познакомиться еще с одним рассказом Носова? - А какой рассказ мы сегодня будем читать, вы узнаете, если из слогов составите слово.На доскеТЕЙ ЗА КИ НИ (составление слова в парах). Какое слово получилось? (Затейники) Ребята, а кого называют затейниками?Подберите синонимы к слову затейники (фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?Итак, затейник – организатор веселья.Первичное восприятие текста. - Откройте учебники на странице 50. Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем будет рассказ?Как вы думаете, каким будет рассказ - грустным или веселым?Почему ты так считаешь?Чтение учителем рассказа. Прием «Чтение с остановками».Остановка после слов: «… сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке…»Как вы думаете, какой домик сделали дети?Остановка после слов: «Я даже себя не вижу. Вдруг меня…»Что произошло дальше?Остановка после слов: « А кто же тогда меня за ногу трогал?»Выскажите свои предположения.Беседа после прочтения. Понравился вам рассказ? Правильное ли предположение вы сделали?Какой момент изображен на иллюстрации? Грустный или веселый рассказ?Кто герои рассказа?Назовите их имена?ФизминуткаАх ты, Совушка - сова,Ты большая голова. (Изобразить большой круг руками). Ты на дереве сидела,Головою ты вертела.(Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)Во все стороны глядела,Да вдруг как полетела!...(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте)Анализ произведения (понимание фактического содержания)Работа по учебнику страница 50.Прочитать 2 абзаца по цепочке-Кто рассказчик?Работа над интонацией.-Прочитать восклицательное предложение с разным логическим ударением.-Как же дети организовали игру?2) Чтение про себя (до слов «Вдруг меня…»)Словарная работа: как по-другому сказать: «темно-темно»3)Выборочное чтение, поиск ответов на вопросы:-Почему же там так было темно?-Кого дети больше всего боялись?-А что Валя сказала про волка?4) Чтение по цепочке от слова «вдруг» до вопросительного предложения «А может это серый волк?»Словарная работа: какими словами можно заменить слово «Вдруг» (внезапно, неожиданно)Работа над пониманием авторской позиции:- Как Николай Носов говорит о девочке, о мальчике?Вопрос на понимание содержания текста:-Почему дети подумали, что это мог быть серый волк?5) Чтение первого абзаца на странице 51Работа над синтаксическим строением речи:-Какими словами автор передает быстроту действия (глаголами)-Найдите самое короткое предложение (Я- за ней).-Почему в этом предложении нет действия? (знак тире в данном предложении усиливает скорость происходящих событий)6) Акцентное вычитывание:-Действительно ли был волк? Докажите-Почему Валя сразу не сказала? Прочитайте-Почему Петя боялся подойти? ПрочитайтеСловарная работа: «Подкрался на цыпочках»- это как? (показать)Чтение по ролям до конца рассказа (работа в группах)-Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей?-Сколько будет ролей в рассказе? (автор, Петя, Валя)-Каждая группа выбирает, кто будет читать за автора, Петю и Валю.Прием «Толстые и тонкие вопросы» - Ребята, как вы думаете, чему хотел научить Вас Николай Носов?-А вы боитесь темноты? Почему?-Откуда берутся страхи?-Как с ними можно справиться?Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?За что их можно поругать?Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?Что бы сказали соседи, которые все это слышали?Что скажите вы? Работа в тетрадях (страница 63)-Ребята, мы можем дополнить список произведений Н.Носова?-Прочитайте следующие два задания и выполните их. Проверка и оценивание.Составление плана рассказа (по группам )-Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.План:-Может быть это серый волк?-Дети читали сказку «Три поросенка».-Так и не стали играть в «три поросенка».-Постройка домика.Проверка плана. План на доске.Выборочное чтение частей учебниками. -А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу? Стадия рефлексииЗакончите предложения:«Сегодня я узнал ….»«Было интересно ….»«Урок дал мне для жизни…