«Встреча умных и находчивых»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Встреча умных и находчивых»
Автор: Гнездилова Елена Викторовна

Конспект занятия по развитию речи  в подготовительной группе детского сада «Встреча умных и находчивых»воспитатель _Гнездилова Е.В.                                     Цели занятия:
  • Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.
  • Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.
  • Вспомнить и назвать сказки по сказочным героям, развивать фантазию и речевое творчество детей.
  • Задачи:
  • Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Назови ласково».
  • Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом)животного.
  • Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий).
  • Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.
  • Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.
  • Повторение домашнего адреса и телефона.
  • Оборудование и материалы:Небольшой мяч, демонстрационные картинки.Методы и приемы работы с детьми:Наглядные: демонстрация иллюстраций, показ способа действий, показ образца; словесные: рассказ воспитателя, объяснение детей; практические: выполнение заданий.Ход занятия:Ребята встают полукругом. Воспитатель – в центре с небольшим мячиком в руках.Воспитатель: Ребята!Мы все за руки возьмемсяИ друг другу улыбнёмся.Справа друг и слева друг,Улыбнемся всем вокруг!- Замечательно! От ваших улыбок в зале стало светлее.Давайте подумаем, как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мама. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя.Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка).Воспитатель: Ребята! Но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в игру «Назови ласково».Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице и т. д. Затем дети тихо садятся на стульчики за столы.Воспитатель проверяет дальнейшую готовность детей к занятию (спинка прямая, ножки стоят ровно, руки – сложены – правая наверху).Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами вспоминали слова, которые называются синонимами, то есть подбирали слова, близкие по смыслу.
  • Просит кого-нибудь из детей напомнить и привести примеры. Дети подбирают синонимы к словам «враг» Недруг, неприятель, противник, злоумышленник, недоброжелатель, ненавистник, обидчик,
  • «трудиться» Заниматься Работать Стараться Упражняться Усердствовать
  • "лентяй"Бездельник, белоручка, вертопрах, лежебок, лежень, ленивый, лодырь.
  • Воспитатель: Сегодня мы с вами поработаем над словами работать – бездельничать. Какие, ребята, это слова по смыслу, по значению? Как называются такие слова?Просит одного из детей дать определение антонимов, привести примеры.Воспитатель: Давайте, ребята, попробуем подобрать антонимы, то есть слова, противоположные по смыслу к данным словам: день – ночь; добрый – злой; вперёд – назад; вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; аккуратный – неряшливый; узкий – широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; храбрец – трус.Для лучшего понимания и запоминания воспитатель обращается к стихотворной форме.Воспитатель: «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… (низко).Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… (близко).Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты… (храбрец).Теперь «начало» я скажу,-Ну, отвечай… (конец!»Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит детей.Воспитатель: Посмотрите теперь, ребята, на мольберт. Давайте вспомним стихотворение Ирины  Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»На мольберт поставить две демонстрационные картинки.Воспитатель: Ребята! Кто из вас может прочитать нам это стихотворение? Пожалуйста, ответы. «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?Лисий след ведёт к норе, След собачий - к конуре.Белкин след ведёт к дуплу, Мышкин - к дырочке в полу.Жаль, что в речке, на воде, Нет следов твоих нигде. Только темень, только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?  Я не случайно вызвала к мольберту (имя ребенка). Она очень хорошо прочитала это стихотворение и выделила голосом все окончания в словах. Давайте вместе повторим: у лисы – след лисий. (Голосом подчеркнуть окончание прилагательного).Воспитатель с помощью мячика проводит игру «Чей след?» Дети передают мяч друг другу, говорят ответ:Корова - коровийЗаяц – заячийОвца – овечийЛошадь – лошадиныйКошка – кошачийКоза – козийПоросенок – поросячийЁж – ежиныйБелка – беличийВолк – волчийЛиса – лисийВоспитатель: Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. Как же называются их домики?С помощью мяча проводится игра «Кто где живёт?»: муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, конь – в конюшне.Воспитатель: А где живут мои ребята? Кто может назвать свой домашний адрес?Заслушивают ответы 3 - 4 детей.В конце игры нужно похвалить ребят. Затем дети тихо встают около своих мест, воспитатель проводит физкультминутку:Физминутка-   «На лесной опушке в ряд».На лесной опушке в рядЗвери делают зарядку.Заяц головой вращает –Мышцы шеи разминает.Делает старательно каждое движение –Очень ему нравится это упражнение.Полосатенький енот изображает вертолет –Лапками машет назад и вперед,Словно собрался в далекий полет.Серый волк немного сонный,Выполняет он наклоны.Ты, волчишка, не ленись,Вправо-влево поклонись,А потом вперед-назадПолучишь бодрости заряд.Медвежонок приседает,От пола пятки отрывает.Спину держит прямо-прямо,Как учила его мама.Ну а белки, все маячутДружно прыгают и скачут.Дети выполняют движения по тексту. А теперь, ребята, давайте посмотрим, как вы знаете сказки. Я буду называть сказочных героев, а вы мне скажите название сказки. Слушайте внимательно:
  • Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна – «Сивка-бурка».
  • Злая мачеха, две дочери, Дед мороз – «Морозко».
  • Царь, три сына, Иванушка, конёк-горбунок, царевна – «Конёк-горбунок».
  • Царь, три сына, стрела, болото, лягушка – «Царевна – лягушка».
  • «Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея – «Золушка».
  • На мольберт поставить картинку с изображением лесных сказочных животных. (Приложение)Задание детям: внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей.Например, лиса – хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в сказках: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой»; мышка – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как бусинки. Мышка-норушка. Сказки: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»; волк – серый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый волчище. Сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Красная Шапочка».Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Чем мы занимались сегодня? Что нового вы узнали?