Классный час " Мы разные, но мы вместе"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час " Мы разные, но мы вместе"
Автор: Бондаренко Галина Васильевна
Классный час «Все мы разные, но мы вместе»Подготовила: Бондаренко Галина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 г. ТоммотЦель: формирование культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.Задачи:- познакомить учащихся с понятием «толерантности», с основными чертами толерантной личности;- воспитывать у детей уважение к себе, сверстникам, старшим; умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.- развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.Эпиграф: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».Ход:Организационный момент. Начинаем классный час,Речь пойдет здесь лишь о нас.Постарайтесь все понять,Что-то новое узнать.Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось - приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.Давайте с вами встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрите друг другу в глаза, подарите свои улыбки. На сегодняшнем занятии вы будете сидеть не так как всегда. Мы разделимся на группы. У меня в руках разноцветные листочки и ладошки - предлагаю взять то, что вам больше понравилось. Приглашаю ребят с листочками сесть справа, а с ладошками - слева. У нас образовалось 2 группы. - Чему будет посвящен наш разговор, вы узнаете, выполнив задание. Расположите числа в порядке возрастания. (Толерантность) (Слайд 2)Сегодня наш разговор будет посвящен толерантности. 16 ноября ежегодно отмечается Международный день толерантности. Слово, возможно, не всем знакомо, да и звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и тот, кто обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом. (слайд 3) - Что такое толерантность, по-вашему?Давайте обобщим всё сказанное вами. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.Я предлагаю вам посмотреть один мультфильм. «Мультфильм о толерантности» (слайд 3)Обсуждение мультфильма:- Почему все засмеялись, когда увидели зеленого человечка?- Какой выход нашел герой? Ему это помогло?- Кто помог? Как Фея спасла ситуацию?- Ребята, подумайте, а что произошло дальше?ТолерантностьТерпимостьПрощениеСостраданиеПринятие другого таким, какой он естьМилосердиеУважение человеческого достоинства (слайд 4) Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.Характеры у людей тоже разные. Кстати, по тому, какой цвет выбирает человек (отдает предпочтение), можно многое узнать о его характере.- Положите перед собой карандаши следующих цветов: жёлтый, красный, голубой, зеленый.- Выберите один карандаш, цвет которого вам нравится больше.Если вы выбрали голубой цвет, значит вы человек впечатлительный, привязчивый, при этом легко впадаете в уныние в минуты неудач.Если же вам приглянулся зеленый цвет, значит, вы прямолинейны, самоуверенны, обладаете желанием насильно улучшать других.Если ваш любимый цвет красный, значит, вы мечтаете о том, чтобы ваша жизнь всегда была наполнена новыми. Яркими впечатлениями, встречами, событиями. Также очень может быть, агрессивность - это ваша проблема.Желтый цвет выдает стремление к независимости и надежду на счастливую жизнь.А какими качествами должен обладать человек, который стремится оказывать помощь? Попробуем назвать эти качества, поиграв в игру «Колесо волшебных слов»Работа в группах - Толерантным быть не легко, но этому можно и нужно учиться. Сегодня мы с вами поговорим «Учимся быть толерантными».Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях. (слайды 5-6)Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.1 ситуация.На перемене Петя и Коля играли в догонялки, а Катя у окна читала книгу. Вдруг мальчики, пробегая мимо, толкнули девочку. Катя упала и, сильно ударившись, заплакала.-Чего тут стоишь на дороге? - возмущенно сказал Петя!- Сама виновата! Рева! – поддакнул своему другу Коля. – Попробуй только учительнице пожалуйся. – И показал ей кулак.Подумайте:1. Как вы оцениваете поступок мальчиков? Толерантно ли они вели себя по отношению к Кате? Хотели бы вы оказаться на месте Кати?2. Как, по вашему мнению, должны были поступить мальчики?2 ситуация. На перемене в классе ребята показывали друг к другу свои мобильные телефоны!-Смотрите, какой у меня крутой телефон, - хвастался Генка. – Мне папа вчера купил!-У меня не хуже твоего, между прочим, - сказала Таня.-А у меня зато самый большой!- закричал Олег.-А у меня самый дорогой, - радостно сообщил Сережа.Тут все посмотрели на Колю, который сидел за партой с опущенной головой. Ему нечем было похвастаться, так как их семья не могла позволить себе купить ему дорогой телефон.- Колян, - а ты чего не хвастаешься, - закричал ему Генка. – У тебя –то телефон вообще крутой! Из прошлого века!И все засмеялись!Подумайте:1. Одобряете ли вы поступки ребят? Почему? Толерантно ли они себя вели по отношению к своему однокласснику? Хотели бы вы оказаться на месте Коли? Почему?2. Что бы вы посоветовали ребятам?3 ситуация.Петя в классе был самым слабым учеником, все школьные предметы давались ему очень сложно. Но он старался.На перемене Ваня, пробегая мимо парты Пети, ловко схватил его дневник, открыл и начал на весь класс комментировать отметки:- Посмотрите-ка, как учится наш «отличник»! По русскому два, по математике 2, по технологии два! – ехидничал Ваня.- О, смотрите, а по физкультуре «трояк»- заглядывая в дневник, сказала Лера.- Видать, учитель перепутал двойку с тройкой.-Отдайте дневник, - обиженно сказал Петя.-Сейчас! – засмеялся Ваня и перебросил дневник Вадику, который сидел через ряд.-Как вам не стыдно, - сказала Марина, забирая дневник у Вадика. –На свои оценки посмотрите. Сами-то лучше?Подумайте:На чьей вы стороне: на стороне Марины или остальных одноклассников? Почему? Толерантно ли они себя вели? Хотели бы вы оказаться на месте Пети?Какой совет вы могли бы дать ребятам? (Дети обсуждают в группах ситуации и высказывают общее решение группы.) -С различными конфликтами в жизни, к сожалению, мы сталкиваемся довольно часто. – А как вы понимаете, что такое конфликт? - Но все люди по-разному относятся к этой проблеме. Кто-то решает мирным путём, кто-то – силой и есть люди, которые стараются остаться в стороне. В мире птиц есть нам аналоги. Это – голубь, ястреб и страус. Определите, кто какую группу людей символизирует? (слайд 7)- А как вы думаете, вы сами люди толерантные? Давайте проверим. Тест «Кто Я?» (слайды 8-9)- Толерантности мы учимся и у литературных героев. Назовите героев, где явно видны толерантные и интолерантные отношения. (слайд 10)Игра «Ворона» (слайд 11)Учитель сообщает каждому ребёнку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка). Одному – слово ворона. Не говоря того слова, что им сказали, а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, дети должны найти «своих».-Как вы узнали, где ваша группа? -Легко ли было найти своих? Вороне: -Почему никто не обращал на тебя внимания? -Как ты себя чувствовал? Тяжело быть одному? -Хотели ли вы быть на месте вороны?Игра «Собери пословицу» (проверка на слайде 12)- Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы знаете пословицы о дружбе и о друзьях. У вас на столах листочки со словами, из которых вы должны собрать 2 пословицы. Затем каждая группа выйдет и встанет так, чтобы получилась пословица1. Человек без друзей, что дерево без корней.2. Жизнь дана на добрые дела3. Мир строит, война разрушает.4. Всякому мила своя сторона5. Семья в куче – не страшна и туча6.Старый друг – лучше новых двух.(Проверка работы в группах)Знакомство с притчей « Как победить гнев?» ( слайд 13)Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек.И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.Шло время, и пришёл день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остаётся такой же шрам, как эти дыры.- Скажите, о чем заставила вас задуматься эта притча?- Почему старик дал своему сыну такой совет?- Какой можно сделать вывод из этой притчи?- Не важно, сколько раз ты извинишься, - «шрам» в душе останется.- Когда вы ругаетесь с кем-то или хотите сказать что-то обидное, вспомните эту притчу. Словом можно обидеть человека так, что он будет помнить это всю свою жизнь.Стихотворение (читает ученик):Быть легче добрым или злым?Наверно, легче злым.Быть добрым – значит отдаватьСвое тепло другим.Быть добрым – значит пониматьИ близких, и чужих,И радости порой не знать,Заботясь о других.Конечно, доброму трудней,Но все же посмотри:Как много у него друзей,А злой всегда один.Знакомство с притчей «Два волка» (слайд 14)- Мне хочется познакомить вас ещё с одной притчей. Два волка Когда-то давным-давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: -В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.- Ребята, согласны ли вы со словами деда, что в каждом из нас живут такие волки? Эта притча – одна из самых моих любимых. Небольшой текст, а как много мудрости заключено в этих словах! Она рассказывает о двух состояниях души человека. Иногда побеждает добро, а иногда и зло.… Но одного без другого не бывает. Выскажите предположение: почему добро и зло в притче представлены в виде волков? - В притче могли быть собаки, но с собаками можно договориться, т.к. они домашние животные. А со злом даже на чуть-чуть нельзя соглашаться. Но не возможно всегда быть чистеньким и праведным (святым). Но мы должны сказать злу однозначное «НЕТ!» и сделать это своей принципиальной позицией. - Как вы думаете, почему старик не даёт своему внуку чёткого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает? - Старик хотел, чтобы внук сам принял решение и нашёл ответ на свой вопрос. Человек сам хозяин своей жизни. - Добро и зло – понятия относительные. И взрослым и детям очень тяжело сделать правильный выбор в некоторых ситуациях, не лгать, не завидовать. Прочитайте последнее предложение. Что означает «кормить добро»? (Совершать добрые поступки, а не совершать плохие). - Ведь, если не кормить растение или животное, то оно ослабеет. Поэтому достаточно не подпитывать злого волка новой пищей. Вы, наверно догадались, что отрицательные поступки разрушают самого человека и всех, кто его окружает. Недаром есть пословицы «Как аукнется, так и откликнется», «Не рой другому яму – сам в неё попадёшь». - Ребята, назовите качества, которые вы цените в своих друзьях? (доброта, честность, взаимопомощь, справедливость, великодушие и пр.). - А как вы думаете, какими считают вас ваши друзья? (ответы детей) - Видите, никто из вас не сказал, что хотел бы видеть рядом с собой жадного, лживого, завистливого человека. Значит, нам всем хочется быть на стороне добра. - Чем же нам кормить «доброго волка»? (совершать добрые поступки, помогать друзьям, любить семью, не лгать, не завидовать, не сквернословит;- Воспитывать в себе лучшие качества: доброту, честность, справедливое отношение к своим и чужим поступкам;- Надо учиться принимать ответственные решения и вовремя исправлять сделанные ошибки.- А вы задумывались над тем, какого волка в себе вскармливаете? - А мне хочется пожелать, что бы вы были сильными и стойкими, с достоинством шли по жизни и выходили всегда победителями в схватке со «злыми волками». Познакомься с правилами толерантного общенияУважай собеседника. Старайся понять то, о чём говорят другие. Отстаивай своё мнение тактично Будь справедливым, готовым признать правоту другого. Ищи лучшие аргументы. Стремись учитывать интересы других.Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее. Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша силаРефлексияА сейчас я предлагаю сыграть в игру «Чем мы похожи?»- Встаньте, кто родился зимой- похлопайте в ладоши девочки- попрыгайте мальчики- закройте глаза, кто боится темноты- поднимите правую руку те, кто любит мороженое- поднимите левую руку те, кто любит читать- потопайте ногами те, кто учится в 8 й школеУчитель: МЫ РАЗНЫЕ?- Да.- И в этом наше богатство- А теперь давайте встанем в круг очень плотно к друг другу, положим руки на плечи, вытяните правую ногу, а на левую присядьте. А один человек сможет так играть! (НЕТ)МЫ ВМЕСТЕ! И в этом наша сила!Творческая работа «Эмблема толерантности».Включить песню «Давайте дружить» - Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно? (Чтобы не было войны на Земле и все люди, независимо от цвета кожи, их национальности, жили счастливо).Вывод: Все дети должны быть вместе.- У вас на столах лежат цветочки, напишите на них что-нибудь приятное для тех людей, которых вы могли недавно обидеть или просто напишите приятные слова для людей, которым хотите доставить радость.Давайте, люди, дружить друг с другом,Как птицы с небом, как травы с лугом.Как ветер с полем, поля с дождями,Как дружит солнце со всеми нами.