Речевое развитие детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Речевое развитие детей дошкольного возраста
Автор: Егорочкина Татьяна Юрьевна

«Речевое развитие детей дошкольного возраста согласно ФОПСоставила:Воспитатель первой квалификационной категории Егорочкина Т.Ю. «Речевое развитие детей дошкольного возраста согласно ФОП»В связи с переходом на Федеральную образовательную программу (ФОП) дошкольного образования перед нами стоит очень важная задача: не только научить детей воспринимать программный материал в процессе игры, творчества, тесного взаимодействия с другими воспитанниками, но и самим научиться не управлять детьми, а заинтересовывать их, мотивировать на получение определённого объема знаний. Мы не предоставляем детям знания в готовом виде, не читаем им лекций, наставлений, а действуем, используя«принцип рыболова» - подводим детей к определённым выводам, к открытиям, которые ребёнок должен сделать сам.Образовательная область «Речевое развитие» - одна из самых важных образовательных областей. Чтобы реализовать её, педагог должен сам очень хорошо владеть определённым объёмом знаний: иметь чистую, правильную, грамотную, образную речь; знать детскую литературу, уметь составить увлекательный рассказ по картине и дать речевой образец, речевую модель ребёнку, знать алгоритм описания картинок, уметь правильно, логично и увлекательно для ребёнка поставить вопросы, обладать талантом доверительного разговора с детьми и, наконец, просто иметь добрые глаза и любить детей.Задачами работы педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста согласно ФОП является:
  • Формирование словаря.
  • Развитие звуковой культуры речи.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Подготовка детей к обучению грамоте.
  • Развитие интереса к художественной литературе.
  • Целевые ориентиры ФОП предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки к грамотности.Для полноценного развития речи детей необходимо создать условия, под которыми предусматривается:
  • изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;
  • целенаправленную работу педагогов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников.
  • Изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства, является необходимым условием для создания единого речевого пространства в дошкольном учреждении, которое заключается в проведении диагностики.Диагностика помогает установить уровень развития речи детей, соответствие ее возрастным нормам, проследить динамику развития речи. А также помогает выявить недостатки в речевом развитии, которым следует уделить особое внимание в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми, используя речевые игры, методы и приемы.Целенаправленную работу над речевым развитием детей необходимо проводить во всех видах детской деятельности, а не только на специальных занятиях, на которых проходит лишь часть работы по развитию речи.Значительную роль играют различные формы работы, осуществляемые вне занятий, а в режимные моменты.Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр.Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.Формирование речи в совместной деятельности должно быть направленно на все компоненты речи. Всего их 9.
  • Понимание речи
  • Лексика
  • Грамматика
  • Связная речь
  • Звукопроизношение
  • Фонематический слух
  • Слоговая структура слова
  • Просодические компоненты речи: речевое дыхание, голос, темп и ритм речи, интонация
  • Неречевые психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, моторика.