«Играем на полу» для использования к непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей 4-7 лет


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Играем на полу» для использования к непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей 4-7 лет
Автор: Федорова Татьяна Петровна

Методическое пособие«Играем на полу»для использования к непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей 4-7 летПояснительная запискаНапольные игры как средство развития познавательной активности дошкольников»Проблема двигательной активности в наше время начинает набирать стремительные обороты, цифровизация способствует постепенному снижению движения человека до минимума. Данная тенденция коснулась, к сожалению и дошкольников.Движение является биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребенок не может правильно развиваться и расти здоровым.На сегодняшний день дошкольные образовательные организации располагают разными возможностями для организации развивающей предметно-пространственной среды в группе: разные типовые здания детских садов, площадь групповых помещений, комплектующее оборудование, мебель, которые не оставляют детям достаточного места для игры на полу.Важнейшая задача, согласно ФГОС, является оптимизация и организация в группе ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника, а именно (п.3.3.4): «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».Замечено, что дети дошкольного возраста очень любят играть на полу. Поэтому я заинтересовалась напольными играми, предположив, что они помогут мне активизировать потребность детей в движении. И в то же время возник вопрос, что нет готового инструментария для напольных игр. Целью моей работы стало: разработка, изготовление и использование напольных игр для развития дошкольников с учетом особенностей и возможностей каждого ребенка.Были поставлены задачи:  -Учить детей проявлять инициативу и самостоятельность при освоении напольных игр.-Формировать умение у детей осваивать новые условия для игр на полу.-Развивать познавательные способности, моторику рук и ног, укреплять мышечную систему организма.-Развивать опорно-двигательный аппарат; память, мышление, фантазию.- Развивать связную речь-Воспитывать интерес к напольным играм;-Создать положительные эмоции у детей от совместной деятельности дошкольника и взрослого, стать сплоченным коллективом.СодержаниеЧто же такое напольная игра? Напольная игра - это разновидность игры, в которую играют на заданном игровом поле, размещенном на поверхности пола.Значимость и актуальность пособия высока, так как игра в дошкольном возрасте является для дошкольников ведущим видом деятельности, и поэтому, создавая условия для организации напольных игр с правилами, мы развиваем ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными потребностями и особенностями.В напольных играх я вижу много плюсов:- все образовательные области можно легко интегрировать с двигательной активностью, используя напольные игры.– игра на полу носит развивающую, обучающую и развлекательную функцию.-позволяет безопасно двигаться в рамках группы при минимальных рисках.- позволяет включать в игру любой тематический материал.- многофункциональна (одно игровое поле может быть использовано в десятках различных игр)- ориентированы на группы детей разного возраста, так как картотека игр и заданий построена по принципу «от простого к сложному».- дидактический материал можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием.- соответствует требованиям СанПин, подвергается обработке.- форма работы вариативна: групповая, подгрупповая, индивидуальная и самостоятельная- Игры могут быть разной направленности, более спокойные, динамичные, подвижные, игры разного содержания-можно использовать, как в групповом помещении, так и на занятии в музыкальном зале, физкультурном зале, на веранде во время прогулок.Картотека игр пополняется с изучением новых тем, и легко интегрируется между областями.Игры на полу использую для повторения и закрепления материала в средней группе. Усложняя задачу, можно адаптировать игру для старших и подготовительных групп.Практическая частьА теперь, предлагаю Вам окунуться в увлекательный мир напольных игр «Играем на полу»!Дидактическая частьС помощью этого игрового поля мы вместе с детьми играем в такие игры как:1.«Путаница».В квадратах на игровом поле разложены карточки в хаотичном порядке с изображением чего-то или кого-то. Играющие по очереди или все вместе раскладывают карточки в ряд по инструкции ведущего.Например: 1 ряд – птицы; 2 ряд – домашние животные; 3 ряд – дикие животные; 4 ряд – животные жарких стран1 ряд – цветы; 2 ряд – деревья; 3 ряд – овощи; 4 ряд - фрукты.Игра помогает в закреплении у детей обобщающих понятий. Дидактический материал (картинки с изображениями) можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием. Если в игре участвует вся группа, то педагог меняет или добавляет карточки с изображениями. Присутствует двигательная активность: ходьба, наклоны2. «Что лишнее?»В квадратах на игровом поле разложены карточки с изображением чего-то или кого-то. Необходимо в каждом ряду определить наиболее существенный признак, общий для всех объектов, кроме одного. Играющие по очереди прыгают в квадраты с изображением лишнего объекта, поднимают карточку и объясняют свой выбор.Игру можно использовать для закрепления у детей обобщающих понятий. Она помогает развивать логическое мышление, внимание плюс прыжковые нагрузки, которые оказывают общеукрепляющее воздействие на организм в целом. Дидактический материал (картинки с изображениями) можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием. Увеличить количество участников можно, поменяв расположение карточек, рассматривая ряд либо по горизонтали, либо по вертикали. Если в игре участвует вся группа, то педагог меняет или добавляет карточки с изображениями.3. «Найди пару»На игровом поле расположены парные карточки перевернутые вниз изображениями. Игрок по очереди переворачивает любые две карточки. Если они составляют пару, игрок забирает их себе и переворачивает другие две карточки. Если нет, игрок кладет их обратно на то же место картинкой вниз, три раза подпрыгивает и ход переходит к следующему по кругу игроку. Все участники должны внимательно следить за ходами других игроков, чтобы запомнить картинки на карточках к своему ходу.Игра заканчивается, когда все пары разобраны. Победитель — игрок, собравший наибольшее количество пар.4.«Музыкальный оркестр».Для игры понадобятся корзинка с музыкальными инструментами по количеству детей и соответствующее количество карточек с изображением этих инструментов. На игровом поле в квадратах разложены карточки с изображением музыкальных инструментов. Игроки самостоятельно распределяют роли, выбирают дирижера и участников оркестра. Затем каждый участник оркестра прыгает на понравившийся квадрат и переворачивает карточку, понимает, каким инструментом играем, называет его, берет его из корзинки. Игра используется для расширения знаний о музыкальных инструментах, их многообразии, а также для развития творческого мышления и музыкальных способностей.5.«Повтори за мной».Первый игрок передвигается по игровому полю, показывая в каждом квадрате движение, последующие игроки: 1 уровень сложности: просто повторяют последовательность движений за первым; 2 уровень сложности: повторяют движения за предыдущим игроком и добавляют свое. Задание тренирует память, внимание, закрепляет физические навыки, так как дети передвигаются по игровому полю. Его можно использовать как элемент утренней зарядки или физкультминутки.6.«Пройди лабиринт». Карточки расположены хаотично на игровом поле. Дети по очереди выполняют задание, двигаясь по символам. Примерные задания:-Пройди по цвету.-Пройди по гласным буквам.-Пройди по треугольникам, квадратам.-Пройти по цифре.Данный вид игровой деятельности способствует формированию и закреплению знаний о геометрических фигурах, цвете, алфавите, цифрах и т.д. Дети наблюдают, проверяют правильность выполнения задания друг у друга.7.«Сигналы светофора».Из всех присутствующих игроков выбирается пешеход и регулировщик, а остальные, наблюдатели, самостоятельно распределяют роли. Пешеход занимает место на игровом поле перед центральными кругами, регулировщик за игровым полем перед пешеходом, он будет регулировать его передвижение по центральным кругам. Дети наблюдают за игровым полем. Регулировщик называет цвета: красный, желтый или зеленый, а пешеход прыгает на заданный цвет. Для усложнения регулировщик говорит «Стоп», «Иди», «Приготовься» пешеход выбирает нужный цвет круга.Игроки меняются ролями, и среди наблюдателей выбираются новые регулировщик и пешеход. Игра способствует развитию внимания, закреплению у детей знаний о сигналах светофора, помогает повышать уровень сплоченности детей, доверия, умения работать сообща в паре. Перемещаться по игровому полю можно шагом, прыжками на двух ногах, прыжками на одной ноге.8. «Фасовщики»В центр игрового поля рассыпаем фигуры разных цветов и форм. Четыре внешних квадрата обозначаем четырьмя фигурами: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Детям необходимо рассортировать детали по геометрическим фигурамТак же задания вариативны, например:– Рассортировать детали по цвету.– Рассортировать четные и нечетные цифры.– Рассортировать гласные и согласные буквы и т. д.Способствует закреплению названий геометрических фигур, букв и цифр и др. в зависимости от наполняемости дидактическим материалом (картинки с изображениями), которые можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием.9.«Назови геометрические фигуры»Геометрические фигуры расположены хаотично на игровом поле. Дети по очереди выполняют задание. Примерные задания:– Пройти по геометрическим фигурам, имеющим углы.– Попрыгать по фигурам без углов.– Прошагать, называя геометрические фигуры, и т. д.Данный вид игровой деятельности способствует формированию и закреплению знаний о геометрических фигурах. Если сделать фигуры разных цветов, можно закрепить и цвет. Дети наблюдают, проверяют правильность выполнения задания друг у друга10. «К своим знакам»Для игры понадобятся игровое поле, карточки (можно использовать дорожные знаки, геометрические фигуры и т. д.). Игроки выбирают двух ведущих, остальные занимают любое понравившееся место на игровом поле, где разложены карточки. Далее звучит музыка, и дети расходятся за пределы игрового поля и танцуют. Водящие в это время меняют местами карточки на игровом поле. По сигналу, когда музыка заканчивается, играющие должны найти свою карточку и занять место, можно убирать по одной карточке, тогда один игрок будет выбывать в процессе игрЗакрепляется умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развиваются внимание и ловкость. Рекомендуемое количество игроков не более десяти.11.Найди отгадку, когда отгадаешь загадку»На игровом поле в квадратах разложены карточки чего-то или кого-то изображениями вверх. Ведущий загадывает загадку, детям необходимо правильно отгадать её. Игроки по очереди прыгают в квадраты с карточкой, на которой изображена отгадка, поднимают карточку и объясняют свой выбор. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут собраны, а загадки отгаданы.Игра способствует закреплению внимания, речи, активизирует словарный запас. Прыжковые нагрузки оказывают общеукрепляющее воздействие на организм в целом. Если в игре участвует вся группа, то педагог меняет или добавляет карточки с изображениями.12 «Отражение».На игровом поле нет никаких картинок. Перед детьми вывешивается карточка с заполненными полями. Из стопочки фигур разложенных на полу вне поля нужно по очереди брать по фигуре и заполнять ячейки согласно схемы, запрыгивая, заходя на носочках, пяточках в ячейку. Игра способствует закреплению геометрических фигур, цветов.Усложняя можно использовать сюжетные картинки, буквы и т.д.13. «Хорошо или плохо»В квадратах на игровом поле разложены карточки с изображением поступков. Прыгая по квадратам, ребенок открывает карточку с изображением плохого или хорошего поступка, озвучивает его и убирает, если поступок показался ему недостойным.14. «Строим дом вместе».Для игры понадобятся материал для конструирования и игровое поле в разложенном виде. Подготовка и ход деятельности: Детям предлагается побыть в роли строителей: «Давайте строить дом!». Игровое поле это фундамент дома. Используя материал для конструирования, определите размер и количество комнат, построив стены.Предложенные игровые действия способствуют развитию конструктивных умений, умения планировать свою деятельность, выбирать необходимые средства. Дети проживают опыт совместных действий. Можно расширять границы для игры и строить целый город.15. «Путешествие по цифрам»В квадратах на игровом поле разложены карточки с изображением цифр. Ведущий показывает карту с изображением маршрута. Игрокам по очереди необходимо пройти предложенный путь. Игроки могут выбирать карты с изображением маршрута самостоятельно. Пример карт с изображением маршрута 1-2-3-4-5, 2-2-3-3-4, 1-3-5-2-2.Игру можно использовать для закрепления у детей цифр и порядкового счета. Она помогает развивать логическое мышление, внимание. Предложенный маршрут можно пройти, попрыгать на двух ногах, на одной ноге, на носочках и т. д. Стоит отметить, что для удобства карточки делаются небольшого размера.16. «Из какой сказки герой?»На игровом поле в квадратах разложены карточки с элементами из сказок изображениями вниз. Дети по очереди прыгают в квадраты, поднимают карточку и называют, из какой сказки элемент.Игру можно использовать для уточнения, закрепления и систематизации знаний о сказках и сказочных героях, а прыжковые нагрузки оказывают общеукрепляющее воздействие на организм в целом.17.«Займи место»На игровом поле расположены следы разной расцветки. Игрокам необходимо добежать и занять следы того цвета, который назоветведущий. Игроков всегда на одного больше, чем следов нужного цвета. Поэтому игрок, который не успел занять нужный след, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.Игра способствует закреплению умения быстро ориентироваться в пространстве, развивает ловкость.18. «Мой след».На игровом поле расположены следы разной расцветки. Еще нам понадобится кубик, грани которого отражают соответствующие цвета на игровом поле. Каждый участник игры выбирает себе дорожку. По очереди дети бросают кубик и перемещаются прыжком на пару следов того цвета, который выпал на кубике. Если допрыгнуть не получается, игрок остается на месте. Выигрывает тот, кто пройдет всю дорожку первым. В заключение, хочется отметить, что напольные игры уникальны тем, что дают огромный образовательный эффект: позволяют в непринужденной эмоционально-позитивной обстановке развивать общение между детьми, воспитывают у них саморегуляцию, нравственные чувства, приучают действовать по правилам. Занятия имеют совершенно другую эмоциональную окраску. Дети получают радость от движения, движения доставляют детям удовольствие. В движении дети быстрее и радостнее обучаются. Движение активизирует их мозг, задействует все органы и системы организма. В процессе напольных игр:- Развивается моторика рук и ног.- Укрепляется мышечная система организма.- Развивается опорно-двигательный аппарат.- Развивается память, мышление, фантазия, реакция ребенка.Напольные игры — отличное дополнение педагогической программы. Они поддерживают естественное желание детей двигаться, позволяют проверить знания по изученной теме и улучшить отношения в группе. Организацию напольных игр в групповых помещениях считаю очень важным направлением деятельности, так как напольные игры являясь интеграцией игровой, социально-коммуникативной и двигательной деятельности решают очень много задач развития дошкольниковНапольные игры — это малобюджетный, но высокоэффективный инструмент работы с детьми дошкольного возраста.В состав игры входит:1.Игровое поле выполнено из наклеенной изоленты на полу. Это подвижная игра, позволяющая детям самостоятельно создавать свое игровое пространство.2. Набор карточек с заданиями.Литература1. Андрианова Н.Ю. Использование интерактивного пола в работе сдетьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.Ю. Андрианова.// Адрес доступа: -interaktivnogo-pola-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo2. Дидактические игры и занятия с детьми дошкольного возраста / под ред.Новосёловой С. Л. – М. : Просвещение, 1985г3. Кантор С.И. Развивающие игры. От 1 до 4 лет / Светлана Кантор. – М.:Айрис-пресс, 2008. – 160 с.4. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: Пособие для воспитаниядет. сада / Е.А. Коссаковская; Под ред. [и с предисл.] С. Л. Новоселовой. –М.: Просвещение, 1980. – 62 с.5. Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельностидошкольного учреждения. М., 2011.6. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.7. Развитие и обучение детей среднего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / составитель Дёмина Е. С. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.