Основы православной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основы православной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Автор: Елена Александровна Бондарева

 «Православная культура как основа духовно – нравственного воспитания»           Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.        То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.        В современном российском обществе нельзя быть образованным, культурным человеком, не зная основ культуры, которая базируется на православии. Первые рукописные книги  писались монахами, это были летописи исторических событий и поучения, как жить в служении Господу Богу. Первая печатная книга - «Апостол» Ивана Фёдорова. Первые школы, библиотеки создавались при церквях и монастырях.  Историческое прошлое нашего народа – это православие, это  накопленный многовековой историей опыт культурной и духовной жизни государства.        Когда мы говорим о православных ценностях, то говорим о тех самых качествах человеческой души, которые много веков были присущи русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни: это любовь к Богу, любовь к ближнему во всех её проявлениях, любовь к Отечеству.        В православии разработано учение о добродетелях. Само это понятие является обобщённой характеристикой высоких устойчивых нравственных качеств личности, в нём подчёркивается деятельная форма усвоения добра («добродеять» - делать добро) – в противоположность лишь знанию о добре. Вера, надежда, любовь являются главными христианскими добродетелями.        Добродетели, связанные с отношением к ближнему,- милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобие, смирение, послушание, мужество, трудолюбие, воздержание и др.          Воспитание в системе православных ценностей позволяет сформировать целостное историческое сознание, более полно осмыслить личностную связь с историей своего народа и понять религиозные духовно-нравственные мотивы патриотизма и героизма наших предков.         Патриотизм в системе православных ценностей не сводится только к любви к Родине. В православном понимании любовь к Родине проявляется и в готовности отстаивать её от супостата до последней капли крови, и в решимости в случае необходимости отдать за неё жизнь. В патриотическое воспитание входит воспитание героической личности, способной на подвиги, лишения, терпеливое перенесение скорбей. Вся история нашего Отечества, её герои, святые, цари и простой люд, в невероятных испытаниях сохранившие наше государство, нашу веру, культуру и традиции, показывают нам, как жить достойно. В этом смысле патриотизм проявляется как религиозное чувство человека, живущего вечной жизнью.         Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Идеал наиболее близок миру ребёнка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями, он учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло.         В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.          Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.         Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.          Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.          Мною предлагается:- познакомить детей с культурой Православия;- познакомить детей с истинными духовными ценностями российского народа;- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;- способствовать всестороннему развитию личности.         Цель духовно – нравственного воспитания в ДОУ: сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление возродить традиции семейного воспитания.         Для достижения, поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:1. Учить быть примером для других не на словах, а на деле; избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь; уметь просить прощения; поступать честно; никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.2. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.3. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада.4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.7. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.8. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.9. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.10. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.11. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.        Для проведения данной работы предлагаю использовать несколько направлений:1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).Самостоятельная деятельность детей:- Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;- Беседы, беседы-обсуждения;-Продуктивная деятельность (изготовление открыток к праздникам: Рождество, Верба, Пасха, Троица);-Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;-Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;-Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»-Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.         С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:- устойчивость навыков поведения;- сформированность основ ценностных сфер личности;- стабильность психического развития;- целостность восприятия мира;- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.        Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.        Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.       Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.        В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.        Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней). Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.        Очень важно всю работу проводить в тесном сотрудничестве с родителями, привлекать их к активному участию во всех запланированных мероприятияхСемья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребёнок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.          Для ребенка любовь матери и отца – первоначальная, основная школа воспитания способности любви, школа, где формируется потребность любить и быть любимым.        Человек за свою жизнь проходит через большое количество коллективов. Каждый из них оставляет свой след в душе. В одних коллективах человек находится продолжительное время, а значит, и влияние при этом испытывает сильное. Влияние других непродолжительно. И лишь один коллектив – семья – влияет на нас всю жизнь.                            Список литературы:1. Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. — М: Педагогика, 19882. Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей.//Советская педагогика. 1991, №93. Гришин Д.М., Панарина Г.П. Народные традиции в воспитании. Калуга, 19924. Разумихина Г. Мир семьи. – М. Просвещение, 1986