«Методы и формы организации трудового воспитания в классах ТМНР»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методы и формы организации трудового воспитания в классах ТМНР»
Автор: Нина Николаевна Казанцева
КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа-интернат»Сообщение на м\о воспитателей на тему: «Методы и формы организации трудового воспитания в классах ТМНР»Составила: воспитатель - Казанцева Н. Н.г. Заринск2024Сообщение на м\о воспитателей на тему: «Методы и формы организации трудового воспитания в классах ТМНР» Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Для детей с ТМНР характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. Все воспитанники имеютзначительные нарушения познавательных процессов и эмоциональной сферы. Деятельность их хаотична, самоконтроль отсутствует. Дети воспринимают речь лишь ограниченно на бытовом уровне. Домашних животных, овощи, фрукты не всегда дифференцируют. Речь невнятна, состоит из отдельных малопонятных звуков. Значительно отстает в развитии мелкая и крупная моторика. Процесс социализации детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, крайне затруднен, прежде всего тем, что у них значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Выготский Л.С. называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место. Эти проблемы решаются на занятиях домоводства илисоциально – бытовой ориентировки. В кабинете должна быть оборудована зона дляпроведения социально-бытовой ориентировки. Здесь воспитанники учатсясервировать стол, используя столовые приборы, стирать мелкие вещи, и т.п.Специально воспитателем создаются жизненные ситуации, решая их, детиобучаются необходимым бытовым навыкам, овладевают общепринятыми нормами поведения. Трудовое воспитание ребенка с ТМНР начинается в семье. Естественной физической и интеллектуальной потребностью ребёнка является – трудовое воспитание. В классах ТМНР коррекционной школе решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:– ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений о значимости труда;– воспитание уважения к профессиям труда;– формирование навыков труда, положительных взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками;– поддержание желания детей помогать взрослым;– подчёркивание значимости результатов их труда;– приобщение детей к самообслуживанию.Формы работы с детьми с ТМНР:– индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);– групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всех детей правилу; кроме того, работает механизм подражания).Виды труда детей:1. Самообслуживание.2. Хозяйственно-бытовой труд3. Труд в природе.4. Ручной труд.Методы трудового воспитания:Метод создания эмоционально-положительной атмосферыПриемы: – использование музыки; – участие взрослых; – обсуждение результатов.Метод наглядностиПрием: – демонстрация наиболее сложных моментов в работеМетод словесностиПриемы: – объяснение предстоящей деятельности; – оценка деятельности.Метод практическийПриемы: – многократный показ; – детальный показ действий.Формы организации труда:1. Поручения2. Дежурства3. Коллективный труд (совместный, общий).А также: беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях,чтение художественной литературы, рассматривание картинок и иллюстраций, дидактические игры. Широко используются поручения. Работа с детьми ТМНР по трудовому воспитанию начинается с индивидуальных поручений. Сначала поручения обучающиеся выполняют вместе со взрослыми и позже переходят к другим формам. Дети с ТМНР не самостоятельны в своих действиях, способны к подражанию, часто не могут согласовать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Детей мало интересует результат, их влечёт сам процесс действия. Когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, можно использовать групповые поручения. Труд «рядом», является основной формой объединения детей в труде, при такой форме каждый ребёнок имеет возможность работать самостоятельно и за свою работу сам отвечает перед воспитателем (учителем), при этом он получает необходимые умения и навыки в коллективной работе. Систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности это дежурства. Коллективный труд является наиболее сложной формой организации труда детей. И используется, когда навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты имеют практическую и общественную значимость. Воспитатель может решать более сложные задачи трудового воспитания: – приучать детей договариваться детей о предстоящей работе; – работать в нужном темпе; – выполнять задания в определённый срок. Когда дети получают общее для всех задание – это общий труд, а в конце работы подводится общий итог. При совместном труде – результат работы детей зависит друг от друга. Совместный труд дает возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.Важной формой внеклассной работы по трудовому обучению и профессиональному просвещению учащихся является просмотр и обсуждение кинофильмов и телевизионных передач профориентационного содержания. Коллективные просмотры и последующее обсуждение телепередач и кинофильмов учат детей с ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их содержание и помогают видеть в любом трудовом достижении, прежде всего человека- рабочего, строителя и так далее. В процессе трудового воспитания дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями, осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах. У детей формируется интерес к труду желание трудиться. Активное, посильное участие детей в работе на цветнике, а также уход за комнатными растениями – это труд в природе. Ручной труд – изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов. Самообслуживание – формирование навыков умывания, еды, раздевания и одевания; умения пользоваться гигиеническими предметами (носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой…); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта. Хозяйственно-бытовой труд – это развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту, например: протирание и мытье игрушек, мебели, стирка (носочки, платочки и т.д.) белья, уборка, наведение порядка в комнате. Свою работу по формированию самостоятельной работы детей стараюсь организовать так, чтобы ребенок не являлся пассивным слушателем, воспринимающим объяснение, а активно приобретал знания, умения и навыки в ходе самостоятельной, созидательной деятельности. Где педагог становится помощником, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь, доброжелательно, ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и специально подготовленной средой. Привитие навыков к хозяйственно-бытовому труду начинаю выполнения простейших индивидуальных поручений. В течение дня стараюсь для каждого ребенка находить нужное и полезное дело, иногда одно и то же поручение даю нескольким детям одновременно – это самая первая ступень к коллективному труду – труд рядом. Стараюсь приучать детей выполнять работу хорошо, доводить начатое дело до конца, используя игровые методы и приемы обучения для поддержания интереса к труду. Знакомлю детей с трудом взрослых, объясняя значение труда в жизни детей, привлекая их к посильному труду на участке, цветнике. При организации трудовых действий стараюсь учитывать психические особенности каждого ребенка, обращаюсь с ними как с взрослыми – это повышает интерес к работе, ответственность за порученное дело, за результат своего труда. Особое место в организации работы по формированию умений и навыков самостоятельной деятельности отвожу самообслуживанию. Стараюсь направить свое внимание на то, чтобы не подавить стремление к самостоятельности, которое является фактором формирования трудолюбия. У некоторых более сохранных детей есть некоторые навыки и умения занятий ручным трудом, поэтому при организации совместной деятельности даю им возможность проявления самостоятельности, активности, закрепляем и совершенствуем навыки работы с бумагой, клеем, тканью, ножницами, помогаю при этом осознать значимость выполненной работы. Такое организованное трудовое обучение способствует целенаправленной реализации потенциальных возможностей каждого умственно-отсталого ребенка, умелое введение детей в круг трудового общения, доведение до сознания каждого, что его труд необходим. Практическая часть.Для начала я хотела бы вас спросить, что вы понимаете под навыкамисамообслуживания, культурно-гигиеническими навыками?Навык - это автоматизированное умение, когда мы, не задумываясь,выполняем что-то. Только женщина может смотреть телевизор, красить ногти и одновременно следить за ребенком (и мы об этом не задумываемся, делаем автоматически).Постановка проблемы.Навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки являютсяпервым этапом социально-бытовой адаптации. Данные навыки мы начинаемформировать у детей с первых дней жизни.1.Формирование навыков едыСитуация: «А теперь представьте меня в роли ребенка. Я девочка Рита, а Выпедагог, который должен научить меня правильно держать ложку. Как Вы этобудете делать? Продемонстрируйте, пожалуйста».Атрибуты: ложка, миска, стол, стул, карандашАнализ ситуацииЯ подхожу сзади ребенка, беру его руку в свою, правильно расставляяего пальцы, и направляю его движения. Вы оказали физическую помощьдля выработки мышечной памяти, используя прием «рука в руке».То же самое с умением правильно держать карандаш. Мы, используяприем «рука в руке», оказываем физическую помощь ребенку длявыработки мышечной памяти.2.Формирование навыков одевания.Навыки одевания более сложны для ребенка, так как здесь необходимасогласованность движений двух рук и координация.Ситуация: «Вы ребенок, который не умеет застегивать пуговицы и обуватьботинки. Как вы будете обучать его этому?»Атрибуты: ботинки, жакетАнализ ситуации-прием «рука в руке»,-направляющие движения: я подхожу сзади ребенка, беру его руку и кладусвои руки поверх руки ребенка, направляя его движения до тех пор, пока ему не удастся выполнить действие самостоятельно».А сейчас хотелось бы Вам дать несколько рекомендаций:-Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимоубедиться, что ребенок находится в правильном, устойчивомположении. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил наудерживание равновесия.-Необходимо продумать, какие формы захвата доступны ребенку и как ихможно использовать.-Каждое действие необходимо разбить на шаги. Можно применить какпрямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действиеиз цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратнуюпоследовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок -завершает процесс.-Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следуетнапрасно торопить ребенка; одежда должна быть просторной, ее легчеснимать и надевать.-Закреплять навыки одевания на другом материале (игровой материал:застегивание/расстегивание пуговиц, молний – без него нельзя).-Прежде чем начать формировать тот или иной навык, необходимопомочь ребенку проделать целиком всю процедуру. Если окажется, что он неможет выполнить некоторые действия даже с помощью взрослого (не держит равновесия, плохая мелкая моторика), то выполнить их самостоятельно ему тем более будет не под силу. В этом случае целесообразно облегчить ребенку задачу. Распишите, в каком порядке обычно мы выполняем ту или иную процедуру и в каком порядке это легче делать ребенку.3.Навыки дежурства (накрывание на стол)Ситуация (дежурство-накрывание на стол): слушайте меня внимательно ичетко выполняйте мои инструкции: «Саша, возьми фартук, надень его, подойди ко мне, возьми скатерть и постели ее на стол, вернись ко мне и возьми тарелку, поставь еѐ на стол, возьми ложку и положи на стол рядом с тарелкой.А теперь поставь салфетницу. Спасибо! »Атрибуты: фартук, скатерть, ложка, миска, салфетница, столАнализ ситуации«Что вы сейчас делали? Вы выполняли четкую пошаговую инструкцию. Я разбивала действие на маленькие шаги, что очень важно в работе с нашими детьми. Я оказала вам устное содействие, говорила слова, которые наталкивали Вас на требуемое действие».Таким образом, само собой напрашивается вывод: для воспитания и формирования у детей культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания необходимо возлагать на них в повседневной жизни обязанности, элементы самообслуживания, с которыми они в состоянии справиться. Формировать у них тот уровень работоспособности, который находится в пределах их возможностей, то есть не нужно ограждать ребенка от элементарных обязанностей, в том числе обслуживанию себя самого, и тогда к моменту выхода из школы, ребенок сможет достигнуть определенной степени самостоятельности и независимости.