«Русский родной язык»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Русский родной язык»
Автор: Наталья Геннадьевна Каточкова

Задания для дифференцированного зачетапо дисциплине «Русский родной язык»для обучающихся 1 курса Инструкция по выполнению работы        На выполнение работы отводится 90 минут. Работа представлена в 2 вариантах. Каждый вариант состоит из 14 заданий, посвящённых следующим темам:
  • лексико-фразеологические нормы;
  • орфоэпические нормы;
  • морфологические нормы;
  • нормы словообразования;
  • орфографические нормы;
  • синтаксические нормы.
  • Система оцениванияЗа каждый верный ответ ставится 1 балл. Таким образом,
  • задание №1 оценивается в 5 баллов;
  • задания №2, №3, №4 оцениваются в 1 балл каждое;
  • задание №5 оценивается следующим образом:
  • балла = задание выполнено верно
  • балл = написаны все примеры данного вида омонимии + 1 ошибочный пример либо написаны все примеры данного вида омонимии, кроме 1 примера
  • баллов = другие варианты выполнения задания;
  • задание №6 оценивается в 5 баллов (1 балл за верно составленное предложение);
  • задания №7 и №8 оцениваются в 4 балла каждое (1 балл за верно составленное предложение);
  • задания №9, №10 оцениваются в 2 балла каждое (1 балл за верно подобранное слово с указанным чередованием звуков);
  • задания №11, №12, №13, №14 оцениваются в 1 балл каждое.
  • Максимальное количество = 31 балл.Соответствие балльной системы и оценочной системы:31 балл – 29 баллов = «отлично»;28 баллов – 25 баллов = «хорошо»;24 балла –  19 баллов = «удовлетворительно».Вариант 1Задание 1: Учитывая нормы орфоэпии, определите, какое слово лишнее в каждом ряду.
  • ненастный, сердце, захолустье
  • исландка, чувство, известность
  • скворечник, отлично, вечный
  • хлестнуть, прелестный, ровесник
  • звёздный, поездка, поздний
  • Задание 2: В каком ряду во всех словах ударным является третий слог?
  • договоры, жалюзи, украинский
  • позвонит, откупорить, ходатайство
  • оптовый, избаловать, дозвониться
  • Задание 3: В каком ряду расположены слова, входящие в состав только литературного языка?
  • свежесть, орфография, небольшой
  • водянистый, ихний, лотерейный
  • модельер, предыстория, ехай
  • пинжак, звёздный, ультразвук
  • Задание 4: В каком предложении слово «абонемент» употреблено неправильно?
  • Я нашёл просроченный библиотечный абонемент.
  • Абонементы телефонной сети обязаны вовремя оплачивать услуги станции.
  • Открыта продажа абонементов в плавательный бассейн.
  • Мы приобрели абонементы в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века.
  • Задание 5: Выпишите омоформы.Печь (пирог) – (затопить) печь, (проходной) балл – (пригласить на) бал, (репчатый) лук – (зелёный) луг, (в лесу много) белок – белок (яйца), (чёрный) кот – (расшифровать) код, пар (идёт изо рта) – (у нашей группы нет сегодня) пар, (память) дорога – (пыльная) дорога, (пшеничная) мука – (сердечная) мука, (нарисовать человечков без) голов – (футболисты покинули поле без) голов, (бараний) рог – (тяжёлый) рок, (старинный) замок – (дверной) замок.Задание 6: Устраните нарушения лексико-фразеологической нормы (плеоназм, тавтология).
  • Павел рассказал нам о планах на будущее.
  • Посетители нашего ресторана могут отведать изысканные деликатесы.
  • Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
  • Согласно этому соглашению мы должны добиться небывалых результатов.
  • Попробуем определить нашу будущую перспективу.
  • Задание 7: Устраните ошибки в употреблении форм рода.
  • Я буду чёрное кофе без сахара.
  • У меня уже целый год живёт пёстрая какаду.
  • На лицо женщины был накинут траурный вуаль.
  • Прошлым летом я посетил старинное Дели.
  • Задание 8: Напишите предложения, согласовав подлежащее со сказуемым.
  • КВН начал… в шесть часов вечера.
  • ЛДПР выступил… с обращением к избирателям.
  • ПНТЗ открыл… новый цех.
  • ТЦ «Марс» поменял… юридический адрес.
  • Прочитайте текст и выполните задания 9 - 14.(1) Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно с таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Александрович Гиляровский – человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.(2) Прежде всего в Гиляровском поражала цельность и выразительность его характера. (3) Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому.(4) Это был весёлый труженик. (5) Всю жизнь он работал (он переменил много профессий – от волжского бурлака до актёра и писателя), но в любую работу он всегда вносил настоящую русскую сноровку, живость ума и даже некоторую удаль.(6) «Я не хочу быть сторонним наблюдателем», - говорил Гиляровский. (7) Он вмешивался в жизнь без оглядки. (8) Пробуя всё возможное, у него было желание научиться делать всё своими руками. (9) Это свойство присуще лишь большим жизнелюбцам и безусловно талантливым людям.(10) Естественно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. (11) С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн, Бунин и многие другие деятели искусства.(12) Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (13) Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки – приюта нищих, босяков, отщепенцев – множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни.(14) Большинство хитровцев (или хитрованцев) любили его как своего защитника, как человека, который понимал всю глубину хитрованского горя, несчастья и опущенности.(15) Никто из писателей не знал так всесторонне Москву, как Гиляровский. (16) Было удивительно, как может память одного человека сохранять столько историй о людях, улицах, рынках, церквах, площадях, театрах, садах, почти о каждом трактире старой Москвы.(17) Неважно – много ли они или мало написали. (18) Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их деятельности. (19) Важно то, что они определяли собой своё время. (К. Г. Паустовский)Задание 9: Выпишите из предложений (10) – (11) два слова с историческими чередованиями звуков.Задание 10: Выпишите из предложений (6) – (7) два слова с позиционными чередованиями звуков.Задание 11: Выпишите из предложений (12) - (13) фразеологизм.Задание 12: Исправьте в предложении (8) ошибку, допущенную в связи с употреблением деепричастного оборота.Задание 13: Переформулируйте предложение (6) в предложение с косвенной речью.Задание 14: Выпишите из предложения (1) одно прилагательное, употребленное в переносном значении.Задания для дифференцированного зачета по дисциплине «Русский родной язык»Инструкция по выполнению работы        На выполнение работы отводится 90 минут. Работа представлена в 2 вариантах. Каждый вариант состоит из 14 заданий, посвящённых следующим темам:
  • лексико-фразеологические нормы;
  • орфоэпические нормы;
  • морфологические нормы;
  • нормы словообразования;
  • орфографические нормы;
  • синтаксические нормы.
  • Вариант 2Задание 1: Учитывая нормы орфоэпии, определите, какое слово лишнее в каждом ряду.
  • звёздный, поездка, поздний
  • скучно, отлично, вечный
  • ненастный, сердце, запястье
  • крестьянин, чувство, известность
  • хлестнуть, прелестный, ровесник
  • Задание 2: В каком ряду во всех словах ударным является третий слог?
  • позвонит, откупорить, ходатайство
  • договоры, жалюзи, украинский
  • оптовый, дозвониться, избаловать
  • Задание 3: В каком ряду расположены слова, входящие в состав только литературного языка?
  • модельер, предыстория, ехай
  • пинжак, звёздный, ультразвук
  • водянистый, ихний, лотерейный
  • свежесть, орфография, небольшой
  • Задание 4: В каком предложении слово «представить» употреблено неправильно?
  • За заслуги перед государством артиста представили к правительственной награде.
  • Этот дом представляет собой историческую ценность.
  • На совещании нам представили нового сотрудника.
  • Русский язык – это громаднейшее богатство, которое представляет нам необычайные возможности.
  • Задание 5: Выпишите омографы.Печь (пирог) – (затопить) печь, лечу (в Париж) – лечу (больных гриппом), (репчатый) лук – (зелёный) луг, (в лесу много) белок – белок (яйца), пар (идёт изо рта) – (у нашей группы нет сегодня) пар, (память) дорога – (пыльная) дорога, (пшеничная) мука – (сердечная) мука, (нарисовать человечков без) голов – (футболисты покинули поле без) голов, (бараний) рог – (тяжёлый) рок, (дружная) компания – (предвыборная) кампания.Задание 6: Устраните нарушения лексико-фразеологической нормы (плеоназм, тавтология).
  • Катерина заранее предчувствует свою гибель.
  • Особую благодарность выражаем медицинским медсёстрам, спасшим во время Великой Отечественной войны миллионы раненых солдат.
  • Однажды с моим дедом, опытным охотником, случился необыкновенный случай.
  • А. С. Пушкин изображает впечатляющий образ морской стихии.
  • Неужели тебе уютно в этой небольшой маленькой комнате?
  • Задание 7: Устраните ошибки в употреблении форм рода.
  • Я буду салат из свежего кольраби.
  • Рядом с нашей гостиницей в Австралии жила одинокая кенгуру (едисло).
  • Утром я торопился и не заметил, что под сухой листвой находилась рельс.
  • Прошлым летом я посетил гостеприимное Сочи.
  • Задание 8: Напишите предложения, согласовав подлежащее со сказуемым.
  • ПФР объяснил.. особенности пенсионной реформы.
  • КЗОТ был.. принят.. прошлой весной.
  • ППТ поменял.. юридический адрес.
  • ПНТЗ открыл.. новый цех.
  • Прочитайте текст и выполните задания 9 - 14.(1) Машенька Павлецкая жила в доме Кушкиных и была гувернанткой хозяйских детей.(2) Вернувшись однажды с прогулки, в доме её встретил необыкновенный переполох. (3) Подходя к своей комнате, Машенька увидела, как из дверей выбежал сам хозяин Николай Сергеич. (4) Он был красен. (5) Его передёргивало... (6) Не замечая гувернантки, он прошёл мимо неё и, поднимая вверх руки, воскликнул: «Как это ужасно! Как бестактно! Как глупо, дико!»(7) Машенька вошла в свою комнату. (8) Хозяйка Федосья Васильевна стояла у её стола и укладывала обратно в рабочую сумку клубки шерсти, лоскутки, бумажки... (9) Оглянувшись и увидев бледное, удивлённое лицо гувернантки, хозяйка слегка смутилась и пробормотала: «Извините, я… нечаянно рассыпала… зацепила рукавом…»(10) Оставшись одна, Машенька обвела удивлёнными глазами свою комнату и, ничего не понимая, похолодела от страха. (11) Что Федосья Васильевна искала в её сумке? (12) Зачем у стола слегка выдвинут один ящик? (13) Всё носило на себе свежие следы обыска. (14) Что же случилось?(15) В комнату вошла горничная.- (16) Лиза, вы не знаете, зачем это меня… обыскивали? – спросила у неё гувернантка.- (17) Так ведь всех обыскивали, - ответила Лиза. – У барыни пропала брошка в две тысячи…- (18) Но ведь это подлость, низость! – воскликнула Машенька, задыхаясь от негодования. - (19) Какое она имела право подозревать меня и рыться в моих вещах?- (20) В чужих людях живёте, барышня, - вздохнула Лиза. – (21) Хоть вы и барышня, а всё же… как бы прислуга… (22) Это не то, что у папаши с мамашей жить…(23) Машенька повалилась в постель и горько зарыдала. (24) Никогда её ещё так не оскорбляли, как теперь… (25) Её, благовоспитанную девицу, дочь учителя, заподозрили в воровстве, обыскали! (26) В голову полезли всякие несообразности. (27) Если её могли заподозрить в воровстве, то, значит, могут теперь арестовать, потом вести под конвоем по улице, посадить в тёмную, холодную камеру…(28) Кто вступится за неё? (29) Родители живут далеко в провинции и еле сводят концы с концами. (30) Хватит ли у них денег, чтобы приехать к ней? (31) В столице она одна, без родных и знакомых…(А. П. Чехов)Задание 9: Выпишите из предложений (8) – (9) два слова с историческими чередованиями звуков.Задание 10: Выпишите из предложений (7) – (8) два слова с позиционными чередованиями звуков.Задание 11: Выпишите из предложений (29) - (31) фразеологизм.Задание 12: Исправьте в предложении (2) ошибку, допущенную в связи с употреблением деепричастного оборота.Задание 13: Переформулируйте предложение (16) в предложение с косвенной речью.Задание 14: Выпишите из предложений (23) – (25) одно слово, употребленное в переносном значении.