Обучение грамоте "Путешествие в стране знаний"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение грамоте "Путешествие в стране знаний"
Автор: Максимова Маргарита Геннадьевна
«Приключения в стране Знаний».(конспект комплексного итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе)составила и провела:Максимова Маргарита ГеннадьевнаОбразовательная область: «Речевое развитие».Тематические модули: «Обучение грамоте», «Развитие речи».Программное содержание:Выявить и закрепить понятие детей о звуке, букве, слоге, слове и предложении.Упражнять в умении делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки, ставить в словах ударения.Закрепить умение делать звуковой анализ слова.Развивать фонетический слух и внимание.Развивать умение ориентироваться в пространстве, составлять предложения из слов, пользуясь схемой.Развивать словесно- логическое мышление у детей, умение рассуждать и делать выводы.Упражнять детей в умении разгадывать ребусы.Формировать навыки совместной работы в паре, подгруппой, работы у доски.Воспитывать желание учиться, ответственно относиться к выполнению заданий.Приемы и методы: Проблемная ситуация, сюрпризный момент, загадки, разгадывание ребусов, самостоятельная работа детей по выполнению заданий, работа у доски, работа детей в парах, физ.минутка, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, вопросы – ответы, рассуждения и выводы детей.Материалы к занятию: Шарик с письмом, посылка с заданиями и школьными принадлежностями, предметные картинки, ребусы, игрушка – гном, схемы предложений, конверты с наборами слов для составления предложений, карточки-схемы для слова «школа», цветные фишки для каждого ребёнка, цветные магниты, простые карандаши, касса букв, колокольчик.Предварительная работа: Игровые упражнения и дидактические игры на умение различать гласные и согласные звуки, умение делить слова на слоги, выделять голосом ударный звук, определять ударный слог, составлять из слов предложения, из предложений рассказ; упражнения на умение подбирать к слову родственные слова и прилагательные к существительным; разгадывание ребусов и кроссвордов; чтение слоговых таблиц, слов, коротких предложений и текстов; разучивание пальчиковой гимнастики «Скоро в школу мы пойдем» и физ. минутки к занятию; работа в тетрадях по печатанию букв и слов.Ход занятия:Воспитатель звенит колокольчиком и дети собираются вокруг воспитателя.«Мой звонок звенит, заливается, И ребята вокруг меня собираются» - Дети, давайте возьмёмся за руки сделаем круг.- Улыбнитесь, дети, друг другу и подарите улыбки гостям.- Ребята, сегодня утром в наше окно, залетел шар. К ленточке был прикреплён конверт. Давайте прочитаем его.(читаем письмо) «Мои дорогие юные друзья! Я, Королева Знаний, приглашаю вас в страну Знаний . Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по обучению грамоте. Вас ждут интересные задания, которые вам предстоит выполнить. Задания будут сложными, но интересными, если выполните их, у меня для вас приготовлены подароки которые вам пригодятся в школе.I. Для начала отгадаем загадки, проведём разминку для ума:1. Один мягкий и свистит Другой, твёрдый и шипит Третий вовсе запоёт Хоть кто его произнесёт…(звук) 2.Чёрные птички На белой страничке Молчат, ожидают, Кто их прочитает…(буквы) 3. Сначала я никак не мог Прочесть с двух букв Свой первый…(слог)4. Звук я к звуку подберу И его произнесу, Если буквы в ряд сложу, То его потом прочту…(слово)5. Много слов я соберу Меж собой их подружу Понятным будет изложенье То получупредложение Все загадки отгадали.Звучит музыка «Что, где ,когда» - Ребята, что это? - Да это коробка с заданиями.(достаёт из коробки предметы и выкладываю их на маленький стол: тетрадь, азбуку, карандаши, ручку, пенал, ластик) - Назовите эти предметы, как назвать их одним словом? (школьные принадлежности).А вот и первый конверт:Звучит музыка «Что, где ,когда» (читает)II. Слушайте внимательно!(паузу)Названья предметов на слоги делитеИ сколько в слове том частей – скорее вы скажите!(дети определяют по хлопкам, сколько слогов в словах)III. Звучит музыка «Что, где ,когда»а вот конверт с цифрой 2:Проявите своё уменье,Составьте со словами предложенья!Воспитатель предлагает детям сесть за парты, обращая внимание на осанку детей.(показывает карточку со схемами предложений) - Ребята, а кто скажет, что же такое предложенье? Почему здесь ставится вертикальная палочка? А, что означает эта точка? Какие ещё знаки могут стоять в конце предложения? Воспитатель предлагает детям составить предложения по схемам. Дети составляют предложения по предложенным схемам.Воспитатель предлагает детям сказать одно из предложений так, чтобы на конце предложения поставить !, а потом? знаки.Звучит музыка «Что, где,когда»В следующем конверте задание на мультимедиа«Раздел Звуки»-Выходите в кругФиз. минутка:Потрудились – отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот! Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять.Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. IV. Звучит музыка «Что, где,когда»Перемена: - А в школе дети на перемене что делают?- ИГРАЮТИгра «Лишнее слово»(белка, булка, барабан, колодец)(змея, кукла, кабан, клоун)(сумка, сани, сарафан, волк)Объяснить почему.2. «Игра с бомбочкой на слоги»3. «Исправьте ошибку».1. Юркий воробей собирать крошки2. Завтра папа повесил скворечник.3. Дятел жить в лесу.4. В лесу растут сосна.VI.Звучит музыка «Что, где,когда»За столами в парах- Выложите слово «школа» и сделайте звуко-буквенный анализ этого слова. Но прежде сделаем пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика:Скоро в школу мы пойдем (пальчики идут по парте)И портфель с собой возьмем, (большими и указательными пальцами рисуют в воздухе портфель) Ручку, книжку, карандаш, (загибают пальчики)Мы в портфель положим наш( пальцами изображают портфель)Будем мы читать, писать (ладошки перед собой)И учиться все на пять (показать ладошки с разжатыми пальцами)(один ребёнок работает у доски, другие за столами) Воспитатель предлагает детям для звукового анализа воспользоваться схемой слова «школа» и цветными фишками. Сколько же звуков и букв в слове «школа»?Дайте характеристику каждому звукуVII. Звучит музыка «Что, где, когда»Следующее задание «ребусы» отгадать зашифрованные слова.Работа подгруппами: Воспитатель вывешивает на 2 мольберта задания-ребусы, дети разгадывают их. Рефлексия- Молодцы ребята! Вы успешно выполнили все задания и прошли все испытания. В черный ящик загляни, и подарок там найди!Музыка учат в школе.На дне чёрного ящика подарок детям – ручки.Письмо от Королевы Знаний«Мои дорогие юные друзья! Я, Королева Знаний, приглашаю вас в страну Знаний . Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по обучению грамоте. Вас ждут интересные задания, которые вам предстоит выполнить. Задания будут сложными, но интересными, если выполните их, у меня для вас приготовлен подарок который вам пригодится в школе.I. Для начала отгадаем загадки, проведём разминку для ума:1. Один мягкий и свистит Другой, твёрдый и шипит Третий вовсе запоёт Хоть кто его произнесёт…(звук) 2.Чёрные птички На белой страничке Молчат, ожидают, Кто их прочитает…(буквы) 3. Сначала я никак не мог Прочесть с двух букв Свой первый…(слог)4. Звук я к звуку подберу И его произнесу, Если буквы в ряд сложу, То его потом прочту…(слово)5. Много слов я соберу Меж собой их подружу Понятным будет изложенье То получупредложение