логозанятие


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: логозанятие
Автор: Тутова Светлана Николаевна

Конспект подгруппового логопедического занятия «Посуда для Федоры», разработанного на основе технологии «Интеллект-карта» занятия по формированию лексико- грамматических категорий в старшей логопедической группе на тему «»Цель: создание условий для развития лексико- грамматического строя речи по теме «Посуда».Задачи:I. Коррекционно-образовательные:1. Уточнять и расширять представления о посуде, её назначении и материалах из которых она изготовлена.2. Упражнять:- в образовании существительных во множественном числе со словом «много»;- в образовании имен существительных родительного падежа единственного числа без предлога и с предлогом У;- в правильном образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением через игровое упражнение «Волшебный клубок».3. Расширять и обогащать словарь по теме «Посуда».II. Коррекционно-развивающие:1. Развивать у детей:- речевую активность, диалогическую речь через вопросы – ответы в беседе.- зрительное и слуховое внимание;- мышление, коммуникативные способности.2. Осуществлять контроль над автоматизацией поставленных звуков в речи.III. Коррекционно-воспитательные:1. Формировать у детей навыки сотрудничества, самоконтроля, доброжелательности.2. Воспитывать бережное и аккуратное отношение к посуде.Материалы и оборудованиеДля педагога:1. Предметные картинки по теме «Посуда»2. Карта приветствия.3. Клубок ниток.4. Картинки посуды из разных материалов.5. Конверты с заданиями.6. Мультимедийное оборудование.7. Музыкальный проигрыватель.8. Корзина.Для детей1. Конверты с картинками для составления интеллект- карты.2. Чистый лист для составления интеллект- карты.Предварительная работа:1. Рассматривание сюжетных картинок с изображением кухни и предметов посуды.2. Дидактические игры«Скажи ласково»«Чего не стало»«Один- много»«Путаница»«Из чего сделано» «Из чего делают посуду«Третий лишний»«Что забыл нарисовать художник?»«Парные картинки»«Что в чём?»«Какая это посуда?»,«Вспомни и назови»«Найди такой-же?» .3. Разучивание пальчиковых гимнастик «Моем посуду»«Зелёная миска»«Машина каша»«Мамины помощники».4. Разучивание физминуток «Чайник»«Посуда».5. Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Лиса и журавль», русская народная сказка «Лиса и кувшин», К. И. Чуковский «Федорино горе»«Муха- Цокотуха», Братья Гримм «Горшочек каши».Ход занятия1. Организационный момент.Дети заходят в зал под музыкуЛогопед : Здравствуйте ребята! Посмотрите на карту и вы сразу поймете для чего я вас сегодня пригласила. (Логопед показывает карту приветствия)Дети: Чтобы узнать много нового и интересного.Логопед : А для этого нам что необходимо? (Хорошее настроение)Правильно, нам нужно хорошее настроение. Улыбнитесь, подарите улыбки мне и своим друзьям. (В зал под музыку забегает Федора)2. Сообщение темы занятия.Федора : Ребята, у меня случилось большое горе, от меня убежала вся посуда, Вы не видели ее?Дети: Нет.Федора : Ребята, помогите мне, пожалуйста, найти мою посуду?Логопед : Ребята, а вы хотели бы помочь Федоре найти её посуду?Дети: Да.Логопед : Ребята, а как мы можем помочь Федоре(В зале на полу нарисованы тропинки)Дети: Мы можем отправиться по дорожкам и поискать посуду.Логопед : Тогда я предлагаю нам с Федорой разделитьсяФедора, по какой тропинке вы хотите пойти (Федора выбирает себе тропинку)Логопед : Хорошо, тогда ты Федора иди по той дороге (Федора уходит из зала)Логопед : Ребята, как вы думаете, почему от Федоры убежала вся посуда?Дети: она ничего не знала о посуде и не ухаживала а ней.Логопед : Я предлагаю вам найти посуду и составить для Федоры умную карту, глядя на которую она сможет узнать для чего нужна посуда и как за ней ухаживать.Логопед : Вы хотите составить такую карту?Дети: ДаЛогопед : У меня есть чистый лист. Как вы думаете, чистый лист поможет Федоре запомнить всё о посуде(логопед показывает чистый лист)Дети: НетЛогопед : Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы из чистого листа получилась карта о посуде?Дети: Нужно приклеить или нарисовать картинки.Логопед : Правильно, молодцы!Логопед : Ребята, предлагаю вам взять корзину и отправиться на поиски посуды.Логопед и дети идут по тропинке и находят тарелку рядом с которыми, лежит конверт с заданиемЛогопед : Ребята посмотрите, здесь есть конверт, вы хотите чтобы я его открыла?Дети: Да.Логопед : Ребята здесь написано, что посуду можно забрать, только если мы выполним задание. Хотите его выполнить?Дети : Да.Логопед : Задание называется «Исправь ошибки». Вы внимательно слушайте, и если услышите какую- то ошибку, сразу поднимайте руку, чтобы её исправить. Не выкрикиваем. Договорились?Дети : ДаЛогопед : Ну тогда начнём. Здесь написано, что суп едят вилкойВ кастрюле жарят мясоНожом едят котлетыСо сковороды пьют чайИз кружки едят супВ ложке варят компотЛогопед : Правильно ребята, Молодцы! Исправили все ошибки, теперь можем забрать тарелки (Дети поднимают тарелки, и находят там картинки, забирают тарелки и кладут в корзину)Логопед : Ребята, посмотрите здесь есть картинки, предлагаю вам их взять с собой, думаю они нам пригодятся.Логопед : Ну что ребята пойдемте дальше?Дети: Да (Идут по тропинке и находят кастрюлю, рядом с которой конверт)Логопед : Ребята посмотрите что это?Дети: Кастрюля.Логопед : Рядом с кастрюлей есть конверт и клубок, сейчас я открою конверт и мы поймем для чего нам нужен мяч.Логопед : В письме написано, что этот мяч не простой, он всё превращает в маленькое. Вспомните, как мы называем маленькие предметы?Дети: Мы называем маленькие предметы- ласковоЛогопед : Правильно. Я буду называть большой предмет и передавать вам мяч, а вы будете называете этот предмет ласково и передавать его мне.Например: ложка- ложечка, если вы все ответите правильно, тогда мы сможем забрать кастрюлю. Готовы?Дети: Да(Логопед по очереди передает мяч каждому ребёнку, называя слова)Чашка-Кастрюля-Нож-кружка-Вилка-Сковорода-Чайник-Лопатка-Крышка-Логопед : Молодцы. Вы отлично справились с заданием. Можете забирать кастрюлю. (Дети поднимают кастрюлю, и находят там картинки забирают её и кладут в корзину)Логопед : Ребята, посмотрите здесь тоже есть картинки, Заберём их?Дети: ДаЛогопед : Ну что ребята пойдемте дальше?Дети и логопед находят кружку, рядом с которой лежит конверт)Логопед : Ребята посмотрите что это?Дети: Это кружка.Логопед : Посмотрите в конверте ещё одно задание. На картинках изображены предметы посуды, которые убежали от Федоры, вам нужно сказать чего не стало у Федоры, я буду показывать вам картинки, а вы говорить «У Федоры нет.»(кружки, ножа, ложки, вилки, чашки, кастрюли, сковороды)Логопед : - Молодцы!Логопед : Молодцы. Вы отлично справились с заданием. Можете забирать кружку. (Дети поднимают кружку и находят под ней картинки. Кладут кружку в корзину.)Логопед : Ну что ребята, будем продолжать наши поиски посуды (Идут по тропинке и находят сковороду, рядом с которой конверт с заданием)Логопед : Ребята посмотрите что это?Дети: Сковорода.Логопед : Ребята, посмотрите в конверте ещё одно задание. В этом конверте разрезные картинки с изображением разной посуды, вы хотите их собрать?Дети: Да.Логопед : Тогда нужно разделиться по 2 человека и присесть за стол.(Дети собирают картинки с изображением посуды из разных материалов)Логопед : Молодцы, правильно собрали картинки.Логопед : Ребята, посмотрите из чего сделана посуда, которая у вас изображена на картинке? Предлагаю вам по-очереди ответить.(Дети называют из чего сделана их посуда и как она называется)Дети:Посуда сделана из стекла – она называется стеклянная.Посуда сделана из дерева - называется деревянная.Посуда сделана из железа – называется железная.Посуда сделана из пластмассы – называется пластмассовая.Логопед : Молодцы. Вы отлично справились с заданием. Можете забирать сковороду. (Дети поднимают сковороду и находят там картинки, кладут сковороду в корзину)Логопед : Ребята, здесь тоже есть картинки, заберём их?Дети: ДаЛогопед : Ну что ребята, мы нашли всю посуду, которая убежала от Федоры и картинки, которые мы сможем приклеить на наш чистый лист, по которому станет понятно, как нужно ухаживать за посудой и зачем она нужнаЛогопед : Предлагаю вам приступить к изготовлению карты, но перед этим нам нужно размять свои пальчики.Пальчиковая гимнастика «Моем посуду».Посуду моет наш Антошка.Потирают ладошки друг о другаМоет вилку, чашку, ложку.Вымыл блюдце и стакан,Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.И закрыл покрепче кран.Выполняют имитирующее движение.Дети совместно с логопедом изготавливают карту для Федоры.Логопед : Ребята, посмотрите какая умная карта у нас получилась, глядя на неё Федора ничего не забудет.В зал вбегает грустная ФедораФедора : Ребята, я весь город обошла и ни где не нашла свою посуду.Логопед : А мы с ребятами нашли всю твою посуду и собрали её в корзину. Ушла она от тебя не просто так, а потому что ты за ней совсем не ухаживала и ничего о ней не знала. Просто так мы тебе её с ребятами не отдадим. Ребята для тебя изготовили карту, с помощью которой ты узнаешь много нового о посуде и научишься за ней ухаживать.Логопед : Ребята Вы хотите рассказать Федоре о посуде?Дети :ДаДети рассказывают по карте правила хранения, ухода за посудой, её назначении и материалах из которых она изготовлена.Федора : Я всё поняла, теперь я всё знаю о посуде и буду за ней ухаживать.Логопед : Ну что ребята, отдадим Федоре посуду?Дети: ДаЛогопед : Держи Федора свою посуду и карту, которую сделали ребята.Федора : Спасибо ребята, я пойду помою свою посуду и составлю её на полки. До свидания.Дети отдают Федоре посуду и картуФедора уходит из залаЛогопед : Как вы думаете, мы помогли Федоре узнать много нового о посуде? А как мы ей помогали? А что вам понравилось больше всего? Ребята, мы сегодня такие молодцы, помогли Федоре узнать много нового и полезного. Ребята в нашей библиотеке есть книга про Федору, пойдёмте её найдём.