«Комплексное использование методов и дидактических средств обучения в целях активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Комплексное использование методов и дидактических средств обучения в целях активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики»
Автор: Халитова Сайма Анваровна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 72
г. САЛАВАТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
(ГБОУ НПО ПЛ № 72)
РЕФЕРАТ
на тему:
Комплексное использование методов и дидактических средств обучения в целях активизации мыслительной деятельности учащихся
на уроках математики
Автор:
преподаватель математики С.А. Халитова
квалификационная категория: высшая
заявляемая квалификационная категория: высшая
г.Салават – 2013
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
3
1.
Общие требования к средствам обучения
6
2.
Комплексное методическое обеспечение математики средствами обучения
7
3.
Применение современных образовательных технологий на уроках математики
14
Заключение
23
Список использованной литературы
25
Аристотель писал:
Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:
правильного установления конечной цели всякого рода деятельности;
отыскание соответственных - средств, ведущих к конечной цели.
Введение
Сейчас очень много говорят о новых образовательных технологиях. Все они направлены на повышение качества образовательной, в том числе математической подготовки учащихся. Здесь большое значение имеет комплексное методическое обеспечение математики средствами обучения.
Особенностью современного урока математики является использование преподавателем в процессе обучения таких форм и методов, обучения которые делают урок богаче, образнее, ярче. Все это оказывает эмоциональное воздействие на обучающихся, способствует лучшему запоминанию материала, повышает их интерес к предмету, в частности к математике, обеспечивает прочность знаний.
Эффективные и оригинальные формы и методы ведения урока зависят от мастерства и изобразительности преподавателя. Задача каждого преподавателя в том, чтобы постоянно совершенствовать урок как основную форму обучения и воспитания. Для достижения поставленный цели большое значение имеют учебно – методические тематические комплексы, которые широко применяются в нашем лицее. Учебно-методические комплексы составляются согласно перспективно тематического плана и программы.
Преподаватель при этом готовится не только одному уроку, но и продумывает часть или целую тему программы, определяет с какими предстоящими проблемами, связанными данной темой, целесообразно познакомить обучающихся.
Продумывая план урока, той или иной темы, преподаватель предусматривает комплексное применение пособий, вскрывает связь между ними, определяет место каждого из них. Поэтому обеспечение лицея средствами обучения имеет важное значение в подготовке квалифицированных рабочих.
Задача комплексного обеспечения предметов и профессий средствами обучения связана с их приобретением и изготовлением в соответствии с типовыми перечнями. Но у нас в лицее это решается в основном на уровне лицея. Совместно с преподавателями обучающиеся сами изготовляют недостающие предметы учебного оборудования своими силами.
Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Правительство нашей страны в лице Д.А.Медведева указало, что одним из приоритетов развития России является образование, причём качественное образование.
В “Концепции модернизации российского образования”, в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” чётко сформулированы требования к современной школе, и обоснован социальный заказ. Сегодня время диктует, чтобы выпускники НПО были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В формировании многих качеств большую роль играет такая дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”.
Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.
Одной из главных целей образования является повышение педагогического мастерства преподавателя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. В моём понимании технология – это символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств – основа педагогических действий, направленных на всестороннее развитие личности учащегося.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения математики можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. Особое значение математики в умственном воспитании и развитии отметил ещё в XVIII в. М. В. Ломоносов: Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит.
Но сама по себе математика ум учащегося в порядок не приводит. Всё зависит от ориентации обучения, способа преподавания. И ни одна другая дисциплина не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.
Общие требования к средствам обучения
Средства обучения (СО), используемые в образовательных учреждениях: натуральные объекты; модели; учебные приборы; экранно-звуковые средства обучения; печатные средства обучения; станки, верстаки, инструменты; средства вычислительной техники; школьные учебники.
Информация, передаваемая с помощью СО, должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию изучаемой науки, а содержание, объем и глубина заложенной в СО информации должны соответствовать содержанию программы и учебника.
СО должно соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся, т.е. должно быть доступно для обучающегося конкретного возраста, соответствовать достигнутому уровню знаний, умений и навыков обучающегося.
СО должно быть наглядным, активизировать внимание обучающихся, вызывать интерес и сосредоточение на объекте, явлении, результате.
СО должно быть пригодно к применению современных методов и организационных форм обучения.
СО должно быть приспособлено к комплексному использованию, т.е. органично сочетаться с другими СО, применяемыми при изучении данного вопроса (темы) программы.
Размеры, форма, яркость, контрастность, цвет и пространственное положение объектов наблюдения в СО должны соответствовать возможностям органов зрения человека.
Звуковая информация СО должна содержать уровень звукового давления соответствующий возможностям органов слуха человека, при этом важны контраст громкости сигнала и шума, длительность звукового сигнала, темп подачи, понятность речи.
2. Комплексное методическое обеспечение математики средствами обучения
Применения средств обучения изменяет структуру урока, помогает с большой пользой использовать каждую минуту учебного времени, доходчиво изложить сложный материал, увеличить продолжительность самостоятельной работы обучающихся на уроке.
Средства обучения расширяют границы наблюдения и опыта обучающихся, открывают возможности для глубокого понимания основных законов развития природы и тесную связь обучения с жизнью.
При наличии любых средств обучения преподаватель всегда был и остается основной фигурой на уроке, занимает ведущее место в процессе обучения.
Недостаток наглядных пособий приходиться восполнять, многое, изготовляя собственными руками и самими обучающимися.
Уроки математики, особенно геометрии, требуют достаточной оснащенности. Учитывая слабую подготовку обучающихся, недостаточный уровень абстрактного мышления тем более, требуется оснащать уроки математики наглядностью.
Обучающихся трудно запоминают формулы по алгебре, теоремы в стереометрии, многогранники, геометрические формулы, тела вращения.
В моем кабинете математики изготовлены планшеты по алгебре и геометрии, которые помогают мне всегда: при изложении нового материала, при решении задач, во время самостоятельных и контрольных работ.
Содержание этих планшетов соответствуют тематике и очень просты для применения. В них всё, что обучающиеся должен знать по той или иной теме. Основные элементы фигур, главные формулы выделены яркими тонами. Планшеты расположены в тематической последовательности. Они дают организовать коллективную работу с группой, оказывают помощь в процессе самостоятельной роботы. Планшеты соответствуют действующим ГОСТам размером 60 х 90 см. Плакаты наклеены и обернуты прозрачной пленкой, что удлиняет срок их службы.
Во многих группах обучающиеся, плохо владеющие материалом за 9 класс, не воспринимают формулы и основные понятия вслух.
Поэтому у меня самый первый планшет называется Прямоугольный треугольник, где написана теорема Пифагора (обучающиеся плохо знают эту теорему), формулы для вычисления площади треугольника, формула Герона для вычисления площади любого треугольника. Об этой формуле раньше даже не слышали.
Дальше идут планшеты по теме Параллелограмм, Ромб, Трапеция и формулы для вычисления площадей и других элементов этих фигур. Эти планшеты всегда помогают при решении других более сложных задач, находят вспомогательные формулы и чертежи.
Дальше идут планшеты по геометрии для второго курса. По теме Многогранники есть всё необходимые планшеты. В них изображены призма, параллелепипед, пирамида, усеченная пирамида со всеми необходимыми формулами и рисунками.
По теме Тела вращения также есть планшеты. В них изображены цилиндр, конус, усеченный конус, шар и вращением какой фигуры они получаются. Поэтому обучающиеся хорошо усваивают эти темы, запоминают формулы, легче сдают зачеты по этим темам.
После изучения этих тем провожу практическую работу по моделям Необходимо вычислять площадь и объёмы этих тел.
Эти планшеты помогают мне и обучающимся при устных ответах при решение задач, во время зачётов, которые проводятся после каждой темы.
Дальше висят планшеты по алгебре для первого курса Основные формулы тригонометрии, где запечатлены сложные формулы, которые трудно запоминаются.
Обучающиеся, которые решают у доски, постоянно пользуются этими формулами. Другие планшеты для первого и второго курса по алгебре по теме Производная, Первообразная. Формулы для вычисления производных частного даны зеленым цветом, а формулы для вычисления произведения даны красным цветом, поэтому обучающиеся хорошо запоминают эти формулы.
По теме Логарифмы и Свойства степеней также есть планшеты. Крупно написанные, красиво, красочно оформленные планшеты помогают как обучающимся, так и мне в процессе обучения в течении всего учебного времени. Для обучающихся во время опроса они являются почти половиной ответа, справочным материалом на уроке, во время любых работ.
В процессе обучения математики в основном алгебры, повышает производительность учебного процесса применение алгоритмов.
Алгоритм решения задач создает хорошую ориентировочную основу деятельности обучающихся, ограждает обучающихся от излишних проб и ошибок.
Например, по теме Применение производных даю обучающимся следующий алгоритм решения. Найти уравнение касательной к графику функции в m Х0.
Алгоритм решения
Найти значение функции в m Х0.
Найти производную данной функции f(x).
Найти значение производной в m Х0, т.е. f۱(x).
Написать уравнение касательной к графику функции по формуле у = f(x0) + f ۱(x0) * (х – х0).
Почти во всех темах, связанных с производной функции даю обучающимся алгоритм решения. Это им нравится. Все очень эстетично, удобно, главное понятно, красивое оформление.
Главное место в математике в процессе обучения занимают карточки. Их у меня очень много по каждой теме. Каждый год я их обновляю. Делаю карточку из хорошей бумаги – перфокарты. Поэтому эти карточки служат долго. Карточки включают задачи, которые обучающиеся должны выполнять на основании ранее усвоенного материала. Эти задания иногда носят проблемный характер. Информация в корточках передается с помощью текста или рисунка. Применение карточек позволяет мне в процессе самостоятельной роботы установить обратную связь одновременно со всей группой, вести индивидуальную работу как со слабыми, так и сильными обучающимися. Слабым обучающимся иногда даю карточки с решениями, чтобы он разобрался в решении, затем даю аналогичную задачу.
Есть карточки для зачетных работ, особенно они важны перед экзаменами. Все 30 карточек с разными задачами. Исключается возможность списывания. Есть карточки в 5-ти вариантах. (30 шт). Есть карточки в которых 5 заданий. Решил 5 заданий - 5, четыре - 4, 3 – 3 .Эти карточки по теме Первообразная.
Задания в карточках способствуют формированию логического мышления. Помогают для исправления оценок по той или иной теме.
Применяю карточки в процессе текущего и итогового контроля. Наличие карточек в арсенале помогают мне экономить время на подготовку к урокам и позволяет быстро предъявлять материал.
По сравнению с другими средствами обучения карточки в математике обладают максимальном преимуществом. Можно быстро заменить одни карточки с другими, выбрать из имеющихся те, которые соответствуют уровню знаний данного обучающегося. Многократно использовать один и тот же комплект в группе, меняя их между обучающимися.
Но на проверку каждой из них уходит много времени.
Почти во всех уроках геометрии особенно на втором курсе применяются натуральные объекты. К ним относятся модели геометрических тел. Они почти все сделаны руками обучающихся или их родителями.
Рассматривая эти модели: куб, призма, пирамида, цилиндр, конус, усеченный конус и т.д. обучающиеся получают представление о форме, величине и других признаках этих тел. Для практических и лабораторных работ в качестве средств для формирования навыков и умений подходят любые модели, независимо от их массы и размеров. Этих моделей в моём кабинете достаточно и хватает всем обучающимся. Эти модели я использую в качестве источника информации при изложение нового материала, для управления процессом обучения и контроля знаний, умений, навыков.
Большое место, даже может основное, занимает в процессе обучения математике печатные средства, т. е. учебники, сборники задач, дидактические материалы, справочники.
Учебник по математике является главным элементом урока математики, без чего нельзя проводить хороший, полезный, наглядный урок.
Я постоянно обращаю внимание обучающихся к учебнику, в основном когда сложные графики, рисунки. Например, на первом курсе по теме Тригонометрические функции и их графики прежде чем начерчу их на доске, знакомлю с графиками функций из учебника. Например, рисунки 7, 8, 9, 12, 13, 14, 20, 22, 23, 24, 25.
По теме Функции и их графики рис. 32, 33, 34; по теме Четные и нечетные функции рис.38 для решения задачи № 66. (Алгебра 10-11 А.Н. Колмогоров).
Обучающиеся не умеют работать с учебниками, не умеют находить нужные формулы, не могут найти ответы к задачам.
Но до конца второго курса они хорошо знают, что таблица значений тригонометрических углов на 6 странице, формулы в конце учебника, а самые главные формулы на форзацах учебников. Поэтому я всегда требую, чтобы обучающиеся носили учебники. По геометрии даю самостоятельно законспектировать некоторые пункты самостоятельно. Например, 16 п. 142.
Изображение пространственных фигур на плоскости, 17 п. 151. Применение ортогонального проектирования в техническом черчении. На следующем уроке провожу устный опрос и в конце собираю тетради и ставлю оценки в тетрадь и в журнал.
Сборники задач необходимы для выполнения практических заданий как на уроке, так и дома. Учу обучающихся пользоваться справочниками, или можно будет пользоваться на экзамене и кто дальше пойдет учиться, пригодится и на производстве.
Из технических средств обучения на уроке применяют кодоскоп. Есть у меня слайды по геометрии для второго курса. Для уроков алгебры делаю сама на пленке, используя разные цвета. Применяю их при повторении, при изложении нового материала, при решении устных задач, для отработки новых понятий, для решения по готовым чертежам. Это позволяет уплотнить урок, сделать его интересным и более доступным.
Иногда при проведении самостоятельных работ большую помощь оказывает кодоскоп. На экран проецируется кодопозитивы в виде заданий на два варианта с накладными ответами. Непосредственная проверка работы после ее выполнения дает возможность быстро учитывать и устранять проблемы, способствует усвоению материала, повышает интерес к математике.
Провожу также математические диктанты. На уроке большую пользу дает магнитная доска, где можно повесить таблицы, плакаты, схемы.
Всё наглядные пособия и оформления кабинетов стараюсь делать удобными в применении и отвечающим требованием эстетики.
Комплексные использование средств обучения, наглядных пособий и ТСО позволяет сделать урок более доступным, материал более запоминающимся.
Комплекс может быть эффективен лишь тогда, когда он определен с учетом содержания темы, специфике всех средств обучения и особенности данного коллектива.
В любой комплекс входят:
1) осуществление межпредметных связей;
2) проблемность в обучении;
3) связь теории с жизнью.
Приведу пример комплексного использования наглядности и ТСО в целях активизации мыслительной деятельности учащихся.
При изучении темы Решение простейших тригонометрических уравнений для повторения свойства периодичности тригонометрией функций использую таблицы Графики тригонометрических функций задаю учащимся вопрос: Где в повседневной жизни мы встречаемся с понятием периодичности? Ответ: Периодически меняются день и ночь, периодически работает наше сердце, сила тока меняется периодически; вязальная машина работает тоже периодически. Чтобы повторить понятие арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса использую таблицы и кодоскоп (примеры для устного решения). При введении формул для решения простейших тригонометрических уравнений кроме соответствующих таблиц можно включить кадры из диафильма Тригонометрические функции, чтобы учащийся лучше усвоили геометрическую интерпретацию решения таких уравнений, где четко показано определение синуса, косинуса и тангенса, с использованием единичной окружности. После решения примеров на применение введенных формул можно сказать, что они могут встречаться в физике, астрономии, например, cosx = a. В заключение, по этой теме провожу самостоятельную работу по карточкам, которые составлены с учетом уровневой дифференциации.
И результате использования такого комплекса технических средств обучения и наглядных пособий учащимися легче и быстрее воспринимается учебный материал.
Желательно любой урок начинать с постановки проблемы, который имеет по возможности практическую направленность. Разрешая проблемную ситуацию, учащиеся опираются на ранее полученные знания, умения наблюдать, строить предположения, самостоятельно проводить эксперимент. При этом со стороны преподавателя важно управление познавательной деятельностью учащихся, направленной на осмысление, разрешение проблемы и проверки правильности ее.
Основная цель проблемных ситуаций - максимальное вовлечение учащихся в самостоятельную работу по приобретению новых знаний.
Лучшему запоминанию материала, повышению интереса к предмету способствуют и упражнения практического характера. Например, практические работы по тригонометрии: вычисление приближенных значений тригонометрических функций, используя тригонометрический круг; построение синусоиды; закрепление знаний о графиках тригонометрических функций.
Повышению эффективности обучения, конечно же, способствует проведение интегрированных уроков, например, математика и информатика.
3. Применение современных образовательных технологий на уроках математики
Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. Происходят существенные изменения, связанные с ориентацией на использование оптимальных, обоснованных психолого-педагогическими исследованиями приемов и методов обучения. Поэтому особое значение имеет появление концепции применения новых технических средств в учебном процессе.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Стало уже традиционным в преподавании многих предметов в инновационных учебных заведениях использовать компьютер. Самые новые программные разработки быстро находят применение в этом процессе.
Большое значение при обучении многим предметам будут играть средства новых информационных технологий, позволяющие обучаемым эффективно создавать различные модели изучаемых процессов, прогнозировать развитие этих процессов и т. д.
Изучение информационных технологий позволяет повысить мотивацию обучения, способствует углублению межпредметных связей.
Цель образовательного процесса – воспитание у обучающихся таких качеств, которые им будут необходимы в любой профессиональной деятельности. Работая над методической темой Активизация мыслительной деятельности на уроках математики, я стала широко применять элементы современных образовательных технологий – игровой, проектной, тестовой, дифференцированного метода в обучении.
Использование игры в процессе обучения математики связано с ее преимущественными возможностями в решении дидактических задач. В ходе игры учащийся получает свободу выбора заданий и форм деятельности. Игровая технология улучшает эмоциональный фон урока, развивает речь, память, смекалку. На уроках я использую математическое лото, задачи-шутки, сказки, соревнования, эстафеты, что значительно повышает познавательный интерес к математике, побуждает к поиску нестандартных решений.
Учащимся предлагаю деловые игры, смотры знаний, зачеты-вертушки, марафоны знаний, практикумы. Учащиеся охотно принимают участие во внеклассных мероприятиях по математике, например математических олимпиадах, во внеклассных мероприятиях, таких как Звездный час, Ох, уж эта математика, Математика вокруг нас и др.
При изучении некоторых тем в геометрии я использую проектный метод. Например, изучая тему Площади многогранников.
Тесты и задания в тестовой форме широко применяю, а наиболее широко – тестовую форму контроля, использую при подготовке к итоговой аттестации на II курсе. Мною проводится систематизация работы с тестами, накоплено большое количество тематических тестов для 1 и 2 курсов. Большое внимание на уроке отвожу устным упражнениям. Задания беру разнообразные: легкие и сложные, задачи базового уровня для закрепления ранее полученных знаний и логические, над которыми следует подумать. Часто устный счет провожу в виде игры. На уроках геометрии использую задачи–минутки, решение которых ребята записывают кратко, а часто вообще их выполняют устно, что позволяет за короткий период времени решить большее количество задач.
При изучении многих тем по математике успешно использую составление алгоритмов по теории П.Я Гальперина.
При организации самостоятельных работ по математике особое внимание уделяю индивидуальному подходу. Например, на уроках–практикумах я предлагаю учащимся большое количество заданий разного типа сложности. Я смогу, я знаю - главный лозунг на этих уроках.
Свои уроки стараюсь строить так, чтобы пробудить интерес к предмету, более глубокому проникновению в тайны царицы наук. Применение вышеуказанных элементов технологий дает мне возможность выйти на более высокий уровень преподавания предмета, а учащимся приобретать более прочные знания.
В своей работе использую и информационно-коммуникативные технологии. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:
сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;
раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;
совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;
организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся.
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации, например, при изучении тем Исследование функции с помощью производной, Логарифмическая функция, Многогранники вокруг нас и др. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.
Использую ИКТ на разных этапах урока:
Устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала;
На этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала;
При проверке домашнего задания. Педагог предлагает кому – нибудь из учеников выполнить домашнюю работу или её часть в форме презентации. На этапе проверки домашнего задания он показывает и озвучивает своё решение. Проверяются самые важные домашние работы или наиболее проблемные задания;
При объяснении нового материала;
При закреплении, повторении используются готовые демонстрационные – энциклопедические программы из серии: “Открытая математика. Функции и графики”, “Познавательная геометрия”, “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” и др.
На этапе контроля ЗУН.
Использую ИКТ и на уроках решения тренировочных заданий при подготовке к ЕГЭ и итоговой аттестации.
Применяю информационные технологии и на уроках геометрии, где учащиеся много работают с графическим изображением пространственных фигур, которые не всегда наглядно отражают их свойства. Поэтому особый интерес представляют графические редакторы (программа “Живая геометрия”), которые позволяют создавать и изменять компьютерные модели геометрических объектов. В этой программе ученики работают с целым семейством фигур, что способствует развитию геометрической интуиции детей.
Мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование и конструирование.
Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются.
Широко использую ресурсы сети Интернет. Рекомендую сайты и ученикам, где собран теоретический и практический материал для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.
Информационные технологии использую и во внеурочной деятельности. Важным направлением организации внеурочной деятельности является научно-практическая деятельность учащихся, т.е. выполнение долговременных трудоёмких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создаёт благоприятные условия для организации такой деятельности.
Отдельно остановимся на использовании игровых технологий.
Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент Отгадай тему урока, при устном счете:
- математический лабиринт,
- магические квадраты,
- кроссворды,
- ребусы,
- головоломки и др.
Главной целью применения математической игры является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие применения математических игр.
Цели применения математических игр:
Развитие мышления;
Углубление теоретических знаний;
Самоопределение в мире увлечений и профессий;
Организация свободного времени;
Общение со сверстниками;
Воспитание сотрудничества и коллективизма;
Приобретение новых знаний, умений и навыков;
Формирование адекватной самооценки;
Развитие волевых качеств;
Контроль знаний;
Мотивация учебной деятельности и др.
Математические игры призваны решать следующие задачи:
Образовательные:
Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;
Способствовать расширению кругозора учащихся и др.
Развивающие:
Развивать у учащихся творческое мышление;
Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;
Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;
Воспитать нравственные взгляды и убеждения;
Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе.
Математические игры выполняют различные функции:
1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.
2. Математическая игра требует от учащегося, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать учащийся не сможет участвовать в игре.
3. В играх учащиеся учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.
4. Результаты игр показывают учащимся их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.
5. Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.
Игры и игровые формы включаются работу не только для того чтобы развлечь учащихся, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Математическая игра удачно соединяет игровые и познавательные мотивы, и в такой игровой деятельности постепенно происходит переход от игровых мотивов к учебным мотивам.
Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. Игровые технологии находят также широкое применение во внеклассной работе.
Игры чаще всего принимают коллективный характер. Учащимся свойственно чувство коллективизма, у них есть желание участвовать в жизни коллектива в качестве его полноправного члена. Дети стремятся к общению со своими сверстниками, стремятся участвовать с ними в совместной деятельности. Поэтому использование коллективных математических игр во внеклассной работе по математике так необходимо. Они привлекают не только сильных учащихся, но и слабых, желающих поучаствовать в игре вместе со своими друзьями. Такие учащиеся, не проявляющие интереса к математике, в коллективной игре могут добиться успеху, у них появляется чувство удовлетворенности, интерес.
Заключение
Применение комплексных методических средств обучения и технологий позволило мне повысить у учащихся компьютерную грамотность, формировать математическую, информационную, коммуникативную, межкультурную компетенции, необходимые для творческой социально-ориентированной личности “информационного общества”; подготовки выпускников к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Неоспорим тот факт, что весь процесс образования и воспитания должен строиться и на принципах здоровьесбережения. Сохранять и укреплять здоровье учащихся мне помогают здоровьесберегающие технологии.
Как преподаватель, я должна на уроках создать условия для сохранения здоровья, сформировать у ученика необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому:
на уроках соблюдаю требования САНПиНа;
на уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
чёткая организация учебного труда для предупреждения утомляемости; при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная– двигательная;
использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности; предлагаемые упражнения для физминутки органически вплетаются в канву урока;
на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “здоровый образ жизни”, “правильное питание”, “экология”;
осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
провожу тренинговые мини-занятия для уменьшения степени тревожности учащихся, такие как “Учитесь поддерживать друг друга”, “Приветствия бывают разными”, “Работа в группах”, “Мы и успех”.
Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что ученики успешно учатся, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, снижен процент пропусков занятий по болезни, а также процент уровня тревожности у учащихся.
Такое использование методов, технических средств и наглядных пособий значительно активизирует мыслительную деятельность учащихся, повышает качество и эффективность обучения, способствует быстрому усвоению знаний по математике, развивает интерес к предмету и творческой деятельности.
Список литературы
Глазунов А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация и обработка результатов / А.Т. Глазунов. - М.: Издательский центр АПО, 2003.
Дёмин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности / И.С. Дёмин // Школьные технологии. – 2001. №5.
Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Академия, 2001.
Куприянов М. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий / М. Куприянов // Высшее образование в России. - 2001. - № 3.
Медиаобразование: сборник статей // Под ред. Л.С. Зазнобиной. - М.: МИПКРО, 1996.
Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования / А.Ю. Уваров // Информатика и образование. – М.: 1994. - №3.
Шутилов Ф.В. Современные компьютерные технологии в образовании. Научная работа / Ф.В. Шутилов // Преподаватель 2000. – 2000. - №3.
Якушина Е.В. Новая информационная среда и интерактивное обучение / Е.В. Якушина // Лицейское и гимназическое образование. - 2000. - № 2.
Используемые ссылки:





2