"Обучение математике при помощи палочек Куинзера"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Обучение математике при помощи палочек Куинзера"
Автор: Галина Владимировна Максимова

Обучение математике при помощи палочек Куинзера.Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения.Игры-занятия с палочками Кюизенера важны для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями, помогают в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач.Комплект счетных палочек Кюизенера состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубиком, символизируя число 1. Остальные призмы символизируют числа от 2 от 10. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.С математической точки зрения палочки Кюизенера - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентости и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет палочек и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности.В каждом из наборов счетных палочек Кюизенера действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.Каждая палочка Кюизенера - это число, выраженное цветом и величиной.Применяя на практике выкладывание из палочек по образцу, мы пришли к выводу, что необходимо усложнять детям поставленную задачу. Мы апробировали способ выкладывания палочек по схеме, который называется «Кростики».«Кростики» составлены по принципу японских сканвордов. И правила игры очень просты: в рамочку вставляются карточки-задания: по вертикали для столбцов и по горизонтали для строк. Цифры на карточке указывают, сколько клеточек нужно пропустить в данном столбце или строке. Цвет квадратика рядом с цифрой указывает, какого цвета палочку следует положить после пропущенных клеточек.Методика позволяет решать следующие задачи:1. Формирование понятия числовой последовательности, состава числа.2. Осознание отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.3. Деление целого на части и измерение объекта условными мерками.4. Освоение прямого и обратного счета.5. Выполнение заданий на сложение, вычитание.6. Развитие психических процессов: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.7. Развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности.8. Развитие умения работать в коллективе.Давайте рассмотрим сам комплект палочек.Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.В состав комплекта входят:белая - число 1 - 25 штук,розовая - число 2 - 20 штук,голубая – число 3 - 16 штук,красная – число 4 - 12 штук,жёлтая – число 5 - 10 штук,фиолетовая – число 6 - 9 штук,чёрная – число 7 - 8 штук,бордовая – число 8 - 7 штук,синяя – число 9 - 5 штук,оранжевая – число 10 - 4 штук.Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью" – это числа кратные 2;3,6,9 "синюю семью" – числа кратные 3."Семейство желтых" составляют 5 и 10 – кратные 5.Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно- он связан с определенным соотношением их по величине. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство". В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.В комплекте есть набор цифр, соответствующих цветовой гамме палочек и обозначающих число.Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Все упражнения проводятся в игровой форме. Для достижения наилучшего результата занятия с палочками рекомендуется проводить систематически.Этапы обученияНа первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма (возраст 3-5 лет).На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков, где дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий (возраст 5-7 лет)Предлагаю несколько вариантов игр для разных возрастов.Игры и занятия с детьми 3 - 5 лет (примеры игр)Игра «Змейка»Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.Описание: Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые. Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально).Вопросы– Какого цвета палочки?– Сколько розовых палочек? Сколько голубых?– Покажите пальчиком длину вашей змейки.– Чья змейка длиннее? Чья короче?Игра «У кого больше»Цель. Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные.Описание: Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.Вопросы– Какого цвета треугольники?– У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?– Какие треугольники по величине?– Почему получились разные треугольники?– Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы (косынка, колпак, елка).Игра «Разноцветные вагончики»Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).Описание: Дети сидят напротив друг друга.У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая.Вопросы и задания– Сколько всего палочек на подносе?– Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую.– Сколько палочек каждого цвета?– Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.)Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца.По окончании работы педагог уточняет:– Чей поезд длиннее?– Назовите по порядку цвет каждого вагона.– Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их?– Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.Игра «Строительство домов»Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»Материал. Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.Описание:Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок.Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу.Вопросы и задания– Что получилось? (Дом.)– С одной стороны дома постройте большой дом, с другой – маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?– Сколько всего домов?– Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий?– Между какими домами расположен голубой дом?– Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?– Сколько всего окон?– Какие окна по величине?Трудно переоценить роль счетных палочек Кюизенера в формировании математических представлений у дошкольников.Мы пришли к выводу, что при работе с детьми дошкольного возраста необходимо шире использовать возможности счетных палочек Кюизенера.Таким образом, игры с палочками Кюизенера важны для математического развития детей, влияют на формирование логико- математических способностей детей, совершенствует мелкую моторику рук, умение следовать внутреннему плану действий.