"Традиции и быт Донского казачества"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Традиции и быт Донского казачества"
Автор: Воробьева Ольга Владимировна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9Методическая разработка в старшей группе«Традиции и быт Донского казачества» Разработала воспитатель высшей квалифицированной категории Воробьева О. В. 2024-2025 уч. годг. Новочеркасск«Традиции и быт Донских казаков».Программное содержание:1. Знакомить детей с жизнью и бытом Донского казачества.2. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.3. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любовь к родному краю- малой Родине. Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста.Программное содержание:1. Знакомить детей с жизнью и бытом Донского казачества.2. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.3. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любовь к родному краю- малой Родине.Материалы и оборудование: Аудио запись «Эх донские казаки», костюм донской казачки для воспитателя, дидактическая игра «Казачий курень», дидактическая игра «Одень казака и казачку в национальный костюм», презентация.Методы: наглядный, практический, словесный.Приемы: беседа, рассказ, показ.Ход занятия:(Воспитатель в костюме входит с детьми в имитируемую казачью комнату)Воспитатель: Здорово дневали, казачата!Дети: Слава богу!(Звучит песня»Эх донские казаки» дети рассаживаются на стульчики)Воспитатель: Ты- казачий мой край необъятный, Ты- донская сторонка моя, И просторы твои не объять мне, Не объять своим взором поля.Показ слайдовА как вы думаете, о чем пойдет речь? (о донском крае) 2 слайдРебенок: «Как у нас на Дону зорьки ясные. Как у нас на Дону ветры-ястребы.Над веселой водой ходит месяц молодой. Да подмигивает, да подпрыгивает.Ребенок: Как у нас на Дону люди сильные. Прославляют землю изобильную. Как у нас на Дону, дали синие. А казачки у нас –все красивые»Воспитатель: И так, мы с вами отправляемся в прошлое и попадаем в хату наших предков. А как называется казачий дом? 3 слайд.Дети: Курень.Воспитатель: «Курень» - по монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы было переходить из одной комнаты в другую по кругу.Воспитатель: Какие дома были у казаков в старину?Дети: В давние времена казаки строили землянки: рыли яму, сверху накрывали ветками и засыпали землей.Воспитатель: А потом какие стали строить дома?Дети: Потом дома начали строить из дерева и камня.Воспитатель: А какие окна у куреня?Дети: Они закрывались ставнями, деревянными дверцам.Дидактическая игра «Построй курень» (пазлы) .Воспитатель: А вы бы хотели увидеть как жили предки?Давайте зайдем в курень.Воспитатель: казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по праздникам и воскресеньям ходили в церковь.(слайд 4) На праздник казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимое блюдо казаков. Давайте вспомним.Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов, пекли хлеб, пироги.( слайды 5,6)Воспитатель: Готовила еду казачка, она же приносила воду из колодца на коромысле. Еда готовилась в чугунках, так как посуда была глиняной, ложки –деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами. 7 слайд.Главным украшением считалось оружие: сабли, копья, кинжалы. 8 слайд.А в куренях – кровати: вязанные покрывала, пуховые одеяла- шила сама казачка. Верх она отделывала из цветных лоскутов (лоскутное одеяло, а на кроватях возвышалась гора подушек под вязанными накидками. 9 слайд.Воспитатель: А какая была одежда у казаков и казачек?Самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами. 10 слайд.Одежду хранили в больших сундуках, гладили при помощи валика и рубила.11 слайдДидактическая игра «Одень казак и казачку в костюм»Воспитатель: поскольку казаки были очень хлебосольные, то они любили угощать своих гостей пирогами с чаем из трав. Ну а чаем поили гостей из …(самовара) 12 слайд.Воспитатель: Вот и у нас пироги поспели, самовар закипел.А теперь можно и гостей приглашать к чаю.Дети: Милости просим гости дорогие.Воспитатель: Ребята я очень рада, тому, что, сейчас возрождаются станицы, хутора с казачьими традициями, обычаями и бытом. И вижу вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции. Так будьте их достойны.Напутствие.И хорошо, чтоб в наши дниТрадиции с тобой мы берегли,В чудном крае, где живем мы у Дон- реки,Где жили здесь когда- то наши предки казаки.